ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Найдено 7 описаний персоны ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

1927-1989) - сов. психолог, ученик Б. Г. Ананьева, 1-й декан факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и главный ред. "Психологического журнала"; автор свыше 300 работ. Известен как один из создателей отечественной инженерной психологии, крупный методолог психологической науки, сформулировавший принципы т. н. системного подхода к анализу психических явлений. Основные работы: "Человек и техника" (1966, 2-е изд.); "Методологические и теоретические проблемы психологии" (1984). (Б. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Ломов Борис Федорович

28.01.1927, Горький – 11.07.1989) — отечественный психолог. В 1951 г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 г. — докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г. Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. — заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР. Член–корреспондент АПН СССР (1967), член–корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала „Психологический журнал“ и член редколлегии журнала „Вопросы психологии“. С 1968 г. по 1983 г. возглавлял Общество психологов СССР. Проводил — с позиций комплексного подхода — разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов. Сочинения. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. 1959; Осязание в процессах познания и труда. 1959 (совм. с Б.Г. Ананьевым); Человек и техника. 1963; Человек в системе управления. 1968; Методологические проблемы инженерной психологии. 1977; Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Ломов Борис Федорович

(28.01.1927, Горький - 11.07.1989) - отечественный психолог.

Биография. В 1951 г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 г. - докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала "Психологический журнал" и член редколлегии журнала "Вопросы психологии". С 1968 г. по 1983 г. возглавлял Общество психологов СССР.

Исследования. Проводил - с позиций комплексного подхода - разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов.

Сочинения. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. 1959;

Осязание в процессах познания и труда. 1959 (совм. с Б.Г.Ананьевым);

Человек и техника. 1963;

Человек в системе управления. 1968;

Методологические проблемы инженерной психологии. 1977;

Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

1927 - 1989) — советский психолог, родоначальник отечественной инженерной психологии, кандидат психологических наук (1954), доктор психологических наук (1963), член-корр. АПН СССР (1967), членкорр. АН СССР (1976). После окончания отделения психологии ЛГУ занимался проблемами осязания, пространственных представлений изображения, формирования графических навыков. Начиная со второй половины 50-х гг. центральное место в творчестве Л. занимают проблемы информационного взаимодействия человека с техническими устройствами. Систематизировав огромный массив экспериментальных данных, необходимых для разработки средств отображения информации и управления машинами, он сформулировал принципы отечественной инженерной психологии и наметил программу ее развития. Важную роль в реализации этой программы сыграли собственные теоретические и экспериментальные исследования Л. В 1959 г. организовал и возглавил первую в стране лабораторию инженерной психологии. Широкое признание в стране и за рубежом получили его работы: «Человек и техника» (1963, 1966), «Человек в системах управления» (1967), «Основы построения аппаратуры отображения информации в автоматизированных системах» (1975, совместно с И. И. Литваком и И. Е. Соловейчиком), «Основы инженерной психологии» (1977, 1986, совместно с Б. А. Душковым, В. Ф. Рубахиным, Б. А. Смирновым). Последняя работа была издана также в Чехословакии и Мексике. В 1971 г. Л. возглавил работу вновь созданного в АН Института психологии и обратился к общим проблемам психологии и ее методологии, сформулировал общие принципы системного подхода к анализу психических явлений. Работы этого цикла обобщены в фундаментальной монографии «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984). Л. разрабатывал также проблемы общения, антиципации, психического образа, вел исследования в области авиационной и космической психологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

ЛОМОВ Борис Федорович

1927-1989) - российский психолог, спец. в обл. общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии О. Докт. психол. наук (1963), проф., чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор ИП АH СССР (19721989), создатель и гл. pед. «Психологического журнала». Окончил психол. отделение ф-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психол. проблемам политехн. обучения (1954) и докт. дис. «Человек и техника (очерки по инженерной психологии)» (1963). Вместе с Б. Г. Ананьевым основал в ЛГУ ф-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. организовал Ин-т психологии в системе АН СССР, стал его директором (1972-1989). Значит. часть работ Ломова посвящена исследованию общепсихол. проблем: особенности пространств. представлений и бимануального осязания, взаимодействие рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формирование и преобразование чувственных образов и графических навыков. Исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психич. образа в регуляции конкретных видов деятельности, коммуникативные функции психики. Анализируя проблему О., использовал общепсихол. подход к ее изучению. Большое внимание уделял проблемам психологии управления, рассмотрению психол. особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный». Является одним из создателей отеч. инженерной психологии. Разрабатывал методолого-теорет. проблемы психол. науки: анализ категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роль и место психологии в системе др. наук; раскрытие внутр. единства и системного строения психол. знания; рассмотрение его совр. состояния и тенденций развития; определение путей построения психол. теории; исследование взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. Осн. работы: Формирование графических знаний и навыков у учащихся, 1959; Осязание в процессах познания и труда (в соавт.), 1959; Человек и техника, 1966; Человек в системе управления, 1967; Правовые и социально-психологические аспекты управления (в соавт.,) 1972; Психологическая наука и общественная практика, 1973; Антиципация в структуре деятельности (в соавт.), 1980; Общение и познание, 1984; Методологические и теоретические проблемы психологии, 1984; Человек и автоматы, 1984; Образ в системе психической регуляции деятельности (в соавт.), 1986. В. А. Барабанщиков, В. А. Кольцова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

ЛОМОВ Борис Федорович

(1927-1989) -российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор Института психологии АН СССР (1972-1989), создатель и гл. ред. Психологического журнала. Окончил психологическое отделение фак-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психологическим проблемам политехнического обучения (1954) и докт. дис: Человек и техника (очерки по инженерной психологии), (1963). Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в Л ГУ фак-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. переехал в Москву, где организовал и возглавил Институт психологии в системе АН СССР (1972 -1989). Значительная часть работ Л. посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков (Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Л., 1959; Осязание в процессах познания и труда/ совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко. Л., 1959). В этом же русле Л. исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации (Антиципация в структуре деятельности /в соавт., М., 1980). Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психического образа в регуляции конкретных видов деятельности (Образ в системе психической регуляции деятельности / в соавт., М., 1986). Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблему общения, Л. использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система су-бьект-субьектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека (Общение и познание . М., 1984). Большое внимание уделялось Л. проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе руководитель-подчиненный (Правовые и социально-психологические аспекты управления/соавт., М.,1972). Л. — один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления и субъекта трудовой деятельности и др. (Человек и техника. М., 1966; Человек в системе управления . М., 1967; Человек и автоматы. М., 1984). Большое внимание Л. уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; определению путей построения психологической теории; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. (Психологическая наука и общественная практика, М., 1973; Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984). В.А. Барабанщиков, В.А.Кольцова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Борис Федорович Ломов родился 28 января 1927 г. в Нижнем Новгороде. Уже во время обучения в школе он отличался высоким уровнем интеллекта, трудолюбием и любознательностью. К тому же, учась в старших классах, он заинтересовался психологией. Его мечта - заниматься любимым предметом - сбылась, когда он поступил в Ленинградский государственный университет на факультет психологии. В то время на факультете работали и читали лекции многие известнейшие психологи, в том числе А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и Б.Г. Ананьев. Во время учебы в университете Б. Ф. Ломов очень активно занимался научной работой, уже в то время начали выходить в свет его первые статьи. Собирая данные различных исследований, теоретические разработки психологов, он сводил их к одному выводу. Так уже в студенческие годы зарождался его принцип системности как основной инструмент психологического познания В целом этот подход был сформирован несколько позднее. В конце 1950-х гг. Б.Ф. Ломов заинтересовался проблемами существования человека в производственной сфере жизни. Б.Г. Ананьев предложил ему попытаться применить психологические законы к трудовой практике людей. Молодой ученый занялся этой проблемой и успешно разработал несколько способов внедрения теоретических основ психологии в общественно-трудовую практику. Его книга «Человек и техника: очерки инженерной психологии», которая вышла в 1966 г., разошлась огромным тиражом и использовалась многими руководителями-производственниками. Б.Ф. Ломов предложил в ней несколько методов повышения производительности труда, основанных на психологических законах. Кроме того, он высказал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья и гуманного умонастроения работников. Благодаря своему трудолюбию и выдающимся способностям Б.Ф. Ломов скоро стал одним из ведущих специалистов в области инженерной психологии. В 1964 и 1967 гг. в Москве были проведены всесоюзные форумы, посвященные этой проблеме, а Б.Ф. Ломов был их организатором и руководителем. Б.Ф. Ломов принял самое непосредственное участие в создании в Москве Института психологии, а 1 января 1972 г. возглавил его. Позже при институте была образована лаборатория, в которой проводились эмпирические исследования, таким образом, в институте содружественно развивались теоретические и прикладные проблемы. Центральной же задачей работы института стало создание в стране психологической службы, а также подготовка молодых специалистов в области психологии. Б.Ф. Ломов был не только ученым, но и талантливым педагогом. Его коллеги и ученики говорили о своеобразном «ломовском поле притяжения», образованном благодаря его незаурядным личным качествам В этом «поле» были воспитаны многие ученые, кроме того, Б.Ф Ломову удалось привлечь к разработке психологических проблем многих видных специалистов из других областей знания. В 1975 г. в журнале «Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал свою статью «О системном подходе в психологии». Обосновывая системный подход, он исходил из того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира и выражают уникальное единство всех живых организмов Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика, по Б.Ф. Ломову, - это многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. она выступает как система. Ядро системного подхода, согласно Б.Ф. Ломову, образуют шесть основных принципов. 1) Психические явления воспринимаются исследователем с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. 2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком. 3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни. 4) По мнению Б. Ф. Ломова, свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка. 5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена. 6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств. Все эти принципы подразумевают полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств. Именно эта идея является определяющей для системного подхода Б.Ф. Ломова. 23 декабря 1976 г. Б.Ф. Ломов был выбран членом-корреспондентом Академии наук по отделению философии и права. В 1984 г. ученый издал свою книгу «Методологические и теоретические проблемы психологии». Он воспринимал основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы, по его мнению, относятся к различным уровням психического, раскрывают его всевозможные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений. Также в этой работе Б.Ф. Ломов изложил свои представления об уровнях исследования человека и его психики. На самом высоком уровне человек рассматривается в системе человеческих отношений и изучается как личность. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления. На предыдущем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры в контексте ее деятельности, непосредственного общения и поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память и т.д. Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками. Самый низкий уровень связан с областью исследований нейродинамики или физиологического обеспечения психических процессов. Эта иерархия показывает связь психологии с другими науками, кроме того, она определяет основание для систематизации получаемых в психологии данных. Борис Федорович Ломов умер, 11 июля 1989 г. в Москве. Он оставил заметный след во многих областях отечественной науки, занимался проблемами общей и инженерной психологии, вопросами осязания, памяти, зрительного восприятия. Особенно важным для психологии является системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым. Этот подход вводит в науку широкий взгляд на изучаемые явления, позволяет наиболее точно ставить проблему для изучения и намечать стратегии ее решения. В Институте психологии, созданном при непосредственном участии Б.Ф. Ломова и под его руководством, обучались многие известные психологи, а также проводились исследования множества различных проблем психологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов