ЛЛОЙД-МОРГАН К. ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ

Локк Джон

Найдено 6 описаний персоны Локк Джон

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Локк Джон | Locke, John (1632-1704)

Локк - главный представитель английского эмпиризма, сумевший преодолеть разрыв между континентальными философами-рационалистами, такими как Декарт, Лейбниц и Спиноза. Он способствовал утверждению нового отношения к знанию, которое формировалось в набирающей силу эмпирической традиции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Локк Джон

1632 – 1704) — английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является „чистой доской“, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов. Эти построения Локка нашли свое продолжение в интроспективной и ассоциативной психологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Локк (Locke) Джон

(29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Отс) - английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии.

Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу, колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Включившись в политическую борьбу, был вынужден в 1683 г. эмигрировать в Голландию. В 1689 г. возвратился на родину.

Исследования. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является "чистой доской", письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов. Эти построения Локка нашли свое продолжение в интроспективной и ассоциативной психологии.

Сочинения. Works. V. 1-10, L., 1801;

Сочинения. Т. 1-3, М., 1985

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЛОКК ДЖОН

1632-1704) Английский философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Считал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по нему, является формирование добропорядочного делового человека – «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место отводил нравственному воспитанию, главной задачей которого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Программу образования строил на основе знаний, имеющих практико - ориентированный характер: родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, писал о поощрении детской любознательности и развитии логического мышления. Его мысли оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ЛОКК ДЖОН

Locke, 1632-1704) - англ. философ, психолог, педагог, политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р.Декарта, признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта (душа - "чистая доска", на которой лишь опыт пишет свои письмена), подкрепляя это положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за развитием детей и др. Выделил 2 формы опыта: внешний опыт, или ощущения, посредством которого познается внешний мир, и внутренний опыт, штрефлексия, посредством которого познается деятельность собственного разума, т. е. собственное сознание. Основным элементом структуры сознания считал, т. о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые м. б. простыми и сложными (составными).

Сложные идеи образуются 2 путями. Наиболее частый путь - с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия. Л. обосновывает, т. о., концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое распространение в психологии и педагогике. В современной отечественной психологии ей противостоит концепция теоретического обобщения В. В. Давыдова. Второй, более редкий путь - образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина "ассоциация" принадлежит Л.); этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (напр., предрассудки, страхи и т. д.). Идеи Л. получили развитие в различных направлениях интроспективной и ассоциативной психологии последующих веков. См. Температурные ощущения. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ЛОКК (Locke) Джон

(1632-1704) -английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу, учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г. был избран в Лондонское королевское общество. Увлекся политикой и в Лондоне поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 г. после участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и политических трудов, написанных им ранее: Опыт о человеческом разумении (1690), над которым работал около 20 лет; Письма о веротерпимости; Трактаты о государственном правлении, где впервые выдвинул идею о государстве, построенном на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Позднее был опубликован трактат О пользовании разумом (1706) и др. В своих основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе врожденности идеи Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает никакими знаниями (его сознание — чистая доска), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт, считает Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка (сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т.е. мнение). По степени точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т.е. достигаемое посредством чувств. Большое значение для ранней истории научной психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и форма объекта). Вторичные — существуют только в нашем восприятии: это вкус, запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал Г. Галилей (1564— 1642), и они полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов, которые присущи им независимо от любого восприятия — это первичные качества. Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под сомнение Дж. Беркли (1685—1753), который утверждал, что все качества являются вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Еще одним важным научным вкладом Л. была разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в психохимическую концепцию, развиваемую в теории ассоциации идей. Согласно этой точке зрения сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги — атомы в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной). Из сочетаний, взаимодействий и комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том, что задача человека — знать не все, а только то, что важно для его поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии: Дж. Толланд, Дж. Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало ассоцианиз-му в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: Works, v. 1-10, L, 1801; В рус пер. Избранные философские произведения, т.1-2,М, 1960; Сочинения, т. 1-3, М., 1985. Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.