Липпс Теодор

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Липпс (Lipps) Теодор
(28.07.1851 - 17.10.1914) немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик, наряду с В.Вундтом и Г.Эббингаузом считается основателем немецкой психологии.
Биография. Приват-доцент и профессор в Боннском университете, с 1890 г. - в Бреслау, в 1894 г. - в Мюнхене. Основатель Мюнхенского психологического института.
Исследования. Придерживался принципа психофизического параллелизма. Основой психологического эксперимента считал "созерцание" собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии, в соответствии с которой личность проецирует свои чувства на воспринимаемый ею предмет. Распространил эту теорию на эстетическое восприятие, основанное на чувстве прекрасного.
Сочинения. Grundtatsachen des Seelenlebens. Bonn, 1883;
Die ethischen Grundfragen. Hamb., 1899;
Psychologie und Logik. Munch., 1905;
Philosophie und Wirklichkeit. Hdlb., 1908;
Psychologische Untersuchungen. Bd. 1-2, Lpz., 1907-12;
Самосознание. СПб., 1903;
Основные вопросы этики. СПб., 1905;
Руководство к психологии. СПб., 1907

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛИППС (Lipps) Теодор

(1851-1914) -немецкий философ, психолог, эстетик, наряду с В. Вундтом и Г. Эббингаузом считается основателем немецкой психологии. Занимал должность приват-доцента, затем профессора в Боннском ун-те, с 1890 г. — в Бреслау, в 1894 г. — в Мюнхене, где основал Мюнхенский психологический ин-т. Придерживался принципа психофизического параллелизма. Основой психологического эксперимента считал созерцание собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии как особого психического акта, при котором субъект, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания. Они не пробуждаются художественным творением, а привносятся в него. При восприятии неодушевленных форм (например, архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни. Этим объясняются геометрические иллюзии (например, вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель чувствует себя как бы вытягивающимся вверх). Данные о вчув-ствовании субъекта в линейные и пространственные формы, как и концепция эмпатии, используются в психологии искусства. Основные труды: Grundtatsachen des Seelenlebens , Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen , Hamb., 1899; Psychologie und Logik, Mbnch., 1905; Philosophic und Wirklichkeit, Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen, Bd. 1-2, Lpz., 1907-1912. В рус пер.: Самосознание, СПб., 1903; Основные вопросы этики, СПб., 1905; Руководство к психологии, СПб., 1907. И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005