ЛЕРУА Ж.Ш. ЛЕСГАФТ Петр Францевич

Лерш Филипп

Найдено 3 описания персоны Лерш Филипп

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Лерш Филипп

4.4.1898, Мюнхен – 15.3.1972, Мюнхен) — немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916 г. по 1918 г. он — на военной службе, в 1918 г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919 г. по 1922 г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922 г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф. Штриха по теме немецкого романтизма („Traum in deutschen Romantik“), работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу. Под влиянием трудов З. Фрейда обратился к психологии, с 1923 г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э. Бехера, М. Гейгера, А. Пфендера, слушал курс психиатрии у О. Бумке. С 1925 г. по 1933 г. Лерш — военный психолог в психологической лаборатории (руководитель — Б. Рифферт) в Министерстве рейхсвера, где занимался развитием психодиагностических тестов определения профпригодности офицеров. В 1929 г. в Высшей технической школе Дрездена Лерш защитил диссертацию для замещения должности доцента по психологии и философии („Лицо и душа“), в которой первый в истории психологии использовал киносъемку для систематического изучения мимических реакций. С 1930 г. по 1936 г. Лерш — ассистент в Психологическом институте при Высшей технической школе, с 1936 г. — экстраординарный профессор философии и характерологии, в 1937 г. принимает приглашение и занимает кафедру психологии и педагогики университета Бреслау, в это время выходит основной труд его жизни — книга „Строение характера“, которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась (с 1951 г. под названием „Строение личности“ — „Aufbau der Person“, Munch., 1951). С 1939 г. Лерш — в Лейпцигском университете (как преемник Ф. Крюрега, основателя „лейпцигской школы“ психологии целостности), с 1942 г. работал в Мюнхене по подготовке военных психологов, после войны обратился к проблемам социальной психологии („Der Mensch als soziales Wesen“, B., 1965), с 1952 г. по 1966 г. преподавал в Мюнхене. Член правления Немецкого союза психологов (1938–1945) и председатель Немецкого общества психологов (1953–1955). Работал в традициях немецкой характерологии, в этом отношении наибольшее влияние на его мировоззрение оказали Л. Клагес и А. Пфендер. Ставил своей задачей на основе феноменологического самонаблюдения дать максимально полное описание относительно устойчивых и индивидуально различных установок личности. Основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения) и личностную „надстройку“. Дал классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня: уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям), уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении) и уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания). Еще в 1938 г. Лерш постулировал антиципаторный характер мотивации. Дал развернутый феноменологический анализ эндотимных переживаний. Разработал требования к подготовке специалистов–психологов в Германии. Занимался чрезвычайно широким кругом психологических вопросов (ценностные ориентации, философская антропология, диагностическая характерология, психология пола, спортивная и юридическая психология).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Лерш (Lersch) Филипп

(4.4.1898, Мюнхен - 15.3.1972, Мюнхен) - немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии.

Биография. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916 г. по 1918 г. он - на военной службе, в 1918 г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919 г. по 1922 г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922 г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф.Штриха по теме немецкого романтизма (Traum in deutschen Romantik), работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу. Под влиянием трудов З.Фрейда обратился к психологии, с 1923 г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э.Бехера, М.Гейгера, А.Пфендера, слушал курс психиатрии у О.Бумке. С 1925 г. по 1933 г. Лерш - военный психолог в психологической лаборатории (руководитель - Б.Рифферт) в Министерстве рейхсвера, где занимался развитием психодиагностических тестов определения профпригодности офицеров. В 1929 г. в Высшей технической школе Дрездена Лерш защитил диссертацию для замещения должности доцента по психологии и философии (Лицо и душа), в которой первый в истории психологии использовал киносъемку для систематического изучения мимических реакций. С 1930 г. по 1936 г. Лерш - ассистент в Психологическом институте при Высшей технической школе, с 1936 г. - экстраординарный профессор философии и характерологии, в 1937 г. принимает приглашение и занимает кафедру психологии и педагогики университета Бреслау, в это время выходит основной труд его жизни - книга "Строение характера", которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась (с 1951 г. под названием "Строение личности" -"Aufbau der Person", Munch., 1951;). С 1939 г. Лерш - в Лейпцигском университете, как преемник Ф.Крюрега, основателя Лейпцигской школы. С 1942 г. работал в Мюнхене по подготовке военных психологов, после войны обратился к проблемам социальной психологии (Der Mensch als soziales Wesen. B., 1965), с 1952 г. по 1966 г. преподавал в Мюнхене. Член правления Немецкого союза психологов (1938-1945) и председатель Немецкого общества психологов (1953-1955).

Исследования. Работал в традициях немецкой характерологии, в этом отношении наибольшее влияние на его мировоззрение оказали Л.Клагес и А.Пфендер. Ставил своей задачей на основе феноменологического самонаблюдения дать максимально полное описание относительно устойчивых и индивидуально различных установок личности. Основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял "эндотимную" основу (настроения, чувства, аффекты, влечения) и личностную "надстройку". Дал классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня: уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям), уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении) и уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания). Еще в 1938 г. Лерш постулировал антиципаторный характер мотивации. Дал развернутый феноменологический анализ эндотимных переживаний. Разработал требования к подготовке специалистов-психологов в Германии. Занимался чрезвычайно широким кругом психологических вопросов (ценностные ориентации, философская антропология, диагностическая характерология, психология пола, спортивная и юридическая психология).

Сочинения. Aufbau des Charakters. Lpz., 1938;

Einfuhrung in die Psychodiagnostik unter besonderer Einsicht der Ausdruckspsychologie. Munch., 1952;

Vom Wesen der Geschlechter. Munch., 1968;

Gesicht und Seele. Munch., 1971.

Литература. Thomae H. Lersch // Neue deutschen Biographie. B., 1985, Bd. 14, S. 319-320;

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986, Т. 1.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЛЕРШ (Lersch) Филипп

(1898-1972) -немецкий психолог и философ, представитель так называемого слойно-теоре-тического направления немецкой характерологии. Получил философское образование в Мюнхенском ун-те. С 1942 г. ординарный, а впоследствии — поч. профессор психологии и философии Психологического ин-та Мюнхенского ун-та Германии. Л. впервые представил целостное систематическое описание человеческой личности на основе слойного строения душевной жизни. Теория личности Л. в 1950-е гг. играла ведущую роль в немецкоязычной гуманитарной науке, а созданная им характерологическая система (Der Aufbau des Charakters, 1938; с 4 изд. 1951 г. выходит под заголовком Aufbau der Person) до конца 1960-х оставалась одной из самых популярных в понимании характера человека в западноевропейской психологии. С 1925 г. Л. активно разделял идеологию Немецкого движения, а с 1933 по 1945— идеологию национал-социализма уже фашистской Германии, и его главный характерологический труд (1938) возник как результат восьмилетней деятельности в качестве психолога при немецком Вермахте (1938). В целом идеология фашизма определяла общую парадигму личностно-психологических исследований Л. как задачу выделения органических предпосылок душевного своеобразия для обоснования антропологического превосходства отдельных людей, способных играть особые социально-исторические роли и нести личную ответственность за судьбы человечества. В сочетании с идеей социальной сущности человека (Seele und Welt, 1941; Der Mensch als soziales Wesen, 1964) эта способность приписывалась большим группам людей — народам и нациям. С целью раскрыть и описать индивидуальное душевное своеобразие человека Л. предпринимает подробное изучение переживаний, как они проявляются в наблюдении поведения и самонаблюдении, при этом интроспекция становится методологическим базисом его концепции. Анализируя переживания, Л. приходит к мысли о невозможности описать личность с помощью только характерологических и общепсихологических средств, поэтому первоначальная цель видится ему достижимой только в более широком философско-антропологическом контексте. Для характеристики личности Л. вводит две модели описания: по вертикальной оси для описания внутриличностного строения модель слоев, по горизонтальной оси для анализа отношения человека к внешнему миру — модель функционального круга. Под характером Л. понимает целостную структуру форм переживаний (диспозиций), которые, будучи относительно устойчивыми свойствами человеческой действительности, придают душевной сущности понятийно определяемый отпечаток (1938). Структуру характера составляют два слоя: глубинный слой эндотимного основания, содержащий базовые установки переживаний, т. е. основное жизненное настроение человека, чувство собственного достоинства, чувственные особенности восприятия окружающего мира и эндогамные процессы области потребностей и влечений, чувственная жизнь и установки межличностного общения и слой личностной надстройки, содержащей так наз. но-этический габитус, т. е. способность абстракции и суждения, а также качество воли (внешняя и внутренняя выраженность воли, сила воли и готовность к напряжению). Качество характера определяется Л., с одной стороны, через акцентуацию слоев, с другой — через их интегративное отношение. Из всех методов познания характера главным для Л. является метод физиогномики или описание переживаний путем толкования выражения лица человека. При этом, с целью фиксации мимических движений, Лершем впервые была использована техника фото-и киносъемки (Gesichtund Seele. Grundlinien einermimischerDiagnostik , 1932). Смена исследовательских парадигм, которая произошла в 1950-60 гг. и представляла поворот от интроспекции в исследовании характера к измерению, привела к потере актуальности его подхода. В настоящее время помимо ценности как историко-психологического явления, научный вклад Л. заслуживает внимания как стремление к интердисциплинар-ности в изучении личности и целостному человекознанию, несмотря на общий био-логизаторский крен его концепции и идеологическое прошлое. С 1961 по 1971 гг. Л. — главный редактор влиятельного журнала Психологическое обозрение, издатель 12-томного Справочника по психологии (Handbuch der Psychologie, выход, с 1959 г.). А. К. Никишов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.