ЛЕЙНЕР  Ханскарл ЛЕНГЛЕ  Альфрид Антон

Лейтес Натан Семенович

Найдено 3 описания персоны Лейтес Натан Семенович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Лейтес Натан Семенович

род. 1918, Днепропетровск) — отечественный психолог. В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Склонность к труду как фактор одаренности“. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему „Умственные способности и возраст“. Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Лейтес Натан Семенович

(род. 1918, Днепропетровск) - отечественный психолог.

Биография. В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Склонность к труду как фактор одаренности". В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Умственные способности и возраст". Работал в НИИ общей и педагогической психологии.

Исследования. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно.

Сочинения. Опыт психологической характеристики темпераментов. 1956;

Об умственной одаренности. 1960;

Умственные способности и возраст. М., 1971;

К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978;

Способности и одаренность в детские годы. 1984;

Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЛЕЙТЕС Натан Семенович

(р. 1918) -российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. — докт. дис. на тему: Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей. С 1965 по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В.Д. Небы-лицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973— 78). С 1986 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время — гл.н.с. лаборатории Теории и истории психологии ПИ РАО. В работах Об умственной одаренности (1960), Умственные способности и возраст (1971), Способности и одаренность в детские годы (1984) Л. проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие возрастная одаренность. В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии (Опыт психологической характеристики темперамента , 1956), так же как изучение феномена последействия на основе разработанной им оригинальной методики двигательного последействия. Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта (К вопросу о динамической стороне психической активности , 1977) и особенностей развития одаренности в детстве (К проблеме сензи-тивных периодов психического развития человека, 1978, Ранние проявления одаренности , 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в книгах Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды, 1997; Возрастная одаренность школьников, 2000. Под ред. Л. и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов Психология одаренности детей и подростков, 1996, 2000. Т.Д. Марцинковская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.