Лейтес Натан Семенович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕЙТЕС НАТАН СЕМЕНОВИЧ
(р. 1918)-психолог, специалист в области общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологии. Основные темы исследований: психология способностей и умственная одаренность.
Соч.:Об умственной одаренности. М., 1960; Умственные способности и возраст. М., 1971; Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. М.—Воронеж, 1997; Возрастная одаренность школьников. М., 2000.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Лейтес Натан Семенович
род. 1918, Днепропетровск) — отечественный психолог. В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Склонность к труду как фактор одаренности“. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему „Умственные способности и возраст“. Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Лейтес Натан Семенович
(род. 1918, Днепропетровск) - отечественный психолог.
Биография. В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Склонность к труду как фактор одаренности". В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Умственные способности и возраст". Работал в НИИ общей и педагогической психологии.
Исследования. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно.
Сочинения. Опыт психологической характеристики темпераментов. 1956;
Об умственной одаренности. 1960;
Умственные способности и возраст. М., 1971;
К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978;
Способности и одаренность в детские годы. 1984;
Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛЕЙТЕС Натан Семенович

(р. 1918) -российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. — докт. дис. на тему: Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей. С 1965 по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В.Д. Небы-лицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973— 78). С 1986 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время — гл.н.с. лаборатории Теории и истории психологии ПИ РАО. В работах Об умственной одаренности (1960), Умственные способности и возраст (1971), Способности и одаренность в детские годы (1984) Л. проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие возрастная одаренность. В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии (Опыт психологической характеристики темперамента , 1956), так же как изучение феномена последействия на основе разработанной им оригинальной методики двигательного последействия. Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта (К вопросу о динамической стороне психической активности , 1977) и особенностей развития одаренности в детстве (К проблеме сензи-тивных периодов психического развития человека, 1978, Ранние проявления одаренности , 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в книгах Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды, 1997; Возрастная одаренность школьников, 2000. Под ред. Л. и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов Психология одаренности детей и подростков, 1996, 2000. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005