ЛЕ СЕНН Рене

Найдено 1 определение
ЛЕ СЕНН (Le Senne) Рене

(1882-1954) -французский философ-моралист, метафизик и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму. Д-р философии (1909, 1930), профессор Сорбонны (1929-1931 и с 1942). Чл. Академии моральных и политических наук (1948), президент Международного ин-та философии (1952— 1953). Кавалер Ордена Почетного легиона. Учился в различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический ин-т, где его руководителем был Ф. Pay. В 1909 г. получил степень агреже философии; в 1930 г. защитил докт. дис: основную — Долг (Le devoir, посвящена Pay) и дополнительную — Ложь и характер (Le mensonge et le caractre). Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в Высшем педагогическом ин-те. В 1934 г. основал, совместно с Луи Лаве-лем, серию публикаций Философия духа. С 1942 г. стал профессором моральной философии в Сорбонне. Первоначально интересы Ле С. лежали в области науки и эпистемологии. Но после Первой мировой войны, утратив веру в способность науки решать проблемы человеческой жизни, связал свои надежды с развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период наибольшее влияние на него оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал некоторые существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Pay, с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Ле С. создал концепцию конкретного идеализма, которую противопоставил эмпиризму и позитивизму. Но Ле С. интересовало, главным образом, не построение таблицы категорий, а исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких функций он выделял: метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от науки, постигает более глубокие отношения реальности; науку, опирающуюся на опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство. Важную роль в концепции Ле С. играет противоречие как отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей он усматривает в том, что страдание от осознания противоречия побуждает индивида разрешать его в синтезе, т.е. в действии. Действие же связано с долгом, который понимается Ле С. как первичный принцип бытия, как условие возможности и науки, и морали. В докт. дис. Ле С. развил концепцию долга как основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, содержащей в себе, как в зародыше, все возможные определения конкретного существа. В работе Введение в философию (Introduction a la philosophie, 1925, 1939) Ле С. изложил свою философию ценностей, где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные ценности: истина, благо, красота и любовь — в разной мере представлены и по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в которых те оказываются. Высшая ценность — это Бог, т.е. бесконечная любовь, открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта концепция изложена также в работах Препятствие и ценность (Obstacle et valeur , 1934), Трактат об общей морали (Traiet de morale generate, 1942). Ле С. называл свою философию идео-экзис-тенциальным персоналистическим спиритуализмом . В соответствии с его философской концепцией всеобщий дух есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознавшее себя Я обладает частицей бесконечного Я, которое и есть ценность; Я и не-Я в сознании взаимодействуют, пронизывая друг друга; а сущность религии заключается в том, чтобы переступать фаницы сознания. Ле С. известен также как создатель концепции характерологии; характер он рассматривает как совокупность врожденных свойств, а личность как совокупность качеств, выработанных человеком в течение жизни; характер и личность — два полюса человеческого Я. Ле С. дает классификацию характеров, исходя из таких черт личности, как эмоциональность, способность к активной деятельности и др. Такая характерология, по его мнению, призвана способствовать лучшему взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе Трактат о характерологии (Traiet de caractrologie, 1945, 1949). В издательстве Presses universitaires de France Ле С. основал серию Характеры (Саrас-tres). Идеи Ле С. оказали определенное влияние на французскую педагогику середины 1920-х гг. Среди других его работ — Личная судьба, 1951; Открытие Бога, 1955 (издана посмертно). Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005