Ланге Фридрих АльбертЛандин Роберт

ЛАНГЕ Николай Николаевич

Найдено 5 описаний персоны ЛАНГЕ Николай Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛАНГЕ Николай Николаевич

см. Микрогенез, Экспериментальная психология.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Ланге Николай Николаевич

1858 – 1921) — русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Ланге Николай Николаевич

(12.03.1858, Петербург - 15.02.1921) - русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии.

Биография. Окончил Петербургский университет. С 1883 г. работал в психологической лаборатории В.Вундта в Лейпциге. С 1888 по 1921 г. - профессор кафедры философии Одесского университета, организовал здесь одну из первых в России психологическую лабораторию.

Исследования. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления. Сформулировал стадиальный закон построения перцептивного образа, от общего образа предмета ко все большей дифференциации выделяемых признаков. На основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам разработал моторную теорию внимания, где внимание представляет собой двигательную настройку на предмет восприятия.

Сочинения. История нравственных идей в 19 в. Ч. 1, СПб., 1888;

Механизмы внимания // Русская школа. 1891, № 1;

Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1891;

Психологические исследования. Одесса, 1893;

Теория В.Вундта о начале мифа. Одесса, 1912;

Психология. М., 1914

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЛАНГЕ Николай Николаевич

(1858— 1921) — известный российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884—1886 гг. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. — магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. — профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое ощущение, по Л., начинается с простого толчка в сознании (что-то случилось), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот общий закон перцепции — результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие (Механизм внимания/ Русская школа, №1, 1891; Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого внимания.Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал полю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона волевого процесса — сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. Вопросы философии и психологии ; кн. 4, 1890). Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал рефлекторную концепцию психики, продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического основополагающей считал круговую реакцию — то, что мы сейчас называем обратной связью, включающую, с одной стороны, центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны — центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не био-логизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900—1904 гг. Л. — председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык Первую аналитику Аристотеля (1894.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению Циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности противогосударственных партий был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре Грант (автор статей Вера, Воля, Внимание, Душа, Гоббс, Гегель, Гюйо и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: Психология. Итоги науки в теории и практике, впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: История нравственных идей XIX в., т 1., ч. 1, Спб., 1889; Душа ребенка в первые годы жизни, Спб., 1892; Великие мыслители XIX века, Одесса, 1907; Логика , Казань, 1912; Теория В. Вундта о начале мифа, Одесса, 1912. А. В. Петровский, С.А. Цветков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ЛАНГЕ НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ

Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 1882 г. был оставлен при кафедре философии. Через год он отправился в заграничную командировку для сбора материалов по теме нравственные учения европейских мыслителей XIX в., необходимых для написания его магистерской диссертации. Фактически же Ланге использовал эту командировку для экспериментально-психологической работы в лаборатории Вильгельма Вундта. В этой лаборатории Ланге провел самостоятельное исследование колебаний внимания и вывел моторную теорию внимания, вызвавшую большой интерес общественности. Исходным основанием этой теории было непроизвольное поведение организма. Смысл его состоит, по мнению Ланге, в следующем: посредством мышечных движений организм стремится занять по отношению к окружающим его объектам определенную позицию, целью этих передвижений является возможность наиболее ясного и четкого их восприятия. Результатом этого исследования стала публикация на немецком языке статьи «Теория волевого внимания», которая принесла Ланге мировую известность. Вернувшись из Европы, Ланге защитил в 1888 г. магистерскую диссертацию «История нравственных идей XIX в.» и получил степень магистра философии, а также стал руководителем кафедры философии Одесского университета. Однако его диссертация, являвшаяся несомненно одной из самых фундаментальных работ по истории философии того времени, так и не была полностью опубликована. Первоначально книга должна была содержать 3 части- «Немецкий идеализм», «Французский социализм» и «Английский утилитаризм». Вторая часть была в буквальном смысле вырезана цензурой из уже готовых книг. Тому есть документальное подтверждение, в первом издании «Истории нравственных идей XIX в » после 272-й страницы следует сразу 381-я. В Одессе Н Н Ланге продолжил исследования внимания в физиологической лаборатории П.А. Спиро и в 1893 г защитил докторскую диссертацию, которая называлась «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания». Вступительная статья к этой диссертации была несколько отвлечена от темы самой диссертации и посвящалась обоснованию необходимости создания при русских университетах кабинетов и лабораторий по изучению экспериментальной психологии. Закон перцепции, выведенный Н.Н Ланге во время исследований, определяет стадиальный характер процесса восприятия Согласно этому закону, образ предмета изменяется от обобщенного чувственного ко все более дифференцированному. После некоторых дебатов между известнейшими психологами и философами того времени диссертация была одобрена, и, получив звание доктора философии, Н.Н Ланге начал реализовывать проект в рамках Одесского университета Помимо одобрения, требовалась еще и спонсорская поддержка, которую Москва предложить не могла. Тогда Ланге попытался популяризовать идею лаборатории среди населения, читал лекции по психологии, на которых обосновывал необходимость создания подобного кабинета. Выручку от этих лекций он направлял на приобретение в Европе оборудования. Вскоре к нему начали поступать пожертвования от населения, и в результате в 1896 г в Одессе была открыта первая в России психологическая лаборатория. Организовав свою лабораторию экспериментальной психологии, Ланге не остановился на достигнутом Он пытался заинтересовать этой идеей не только население, но и психологов и общественных деятелей. Опубликовав в 1888 и в 1893 гг. результаты своих экспериментальных исследований колебаний внимания, Ланге очень подробно и убедительно написал о том, что именно использование эксперимента способствует объективному изучению психической реальности. Во время этой работы Ланге не оставлял научной и публицистической деятельности. В 1890 г вышла его статья «Элементы воли», а в 1892 г. - книга «Душа ребенка в первые годы жизни». В этих двух работах освещалась теория воли, разработанная Ланге. Он отрицает понятие воли как особой, специфической силы, которое было принято большинством мыслителей Он считал, что воля возникает из ощущений как некий импульс, она не осознается человеком, осознанными являются сами движения, как уже исполненные. Тем не менее Ланге не считает, что волевые акты носят неосознанный характер, и признает их целесообразность, происходящую из сознательных представлений человека. Таким образом, у Ланге воля - это практическое знание о целесообразных движениях, возникшее благодаря предыдущему опыту. Под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина у Ланге возникает понимание психического мира как развивающегося по методу «проб и ошибок». Он выделял ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изменениями, которые претерпевает нервная система стадию недифференцированной психики, стадию дифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуальною приобретения опыта, а завершающей является стадия развития психики у человека как социокультурного существа. По мнению Н Н Ланге, душа человеческой личности «на 99 % есть продукт истории и общественности». Проявлением жизни социокультурного мира является язык, а слово - главный фактор психического развития человека как существа общественного и исторического. Обосновывая роль движений и действий в психической жизни человека, Ланге считал, что любой психический процесс включает в себя и двигательный компонент, т.е. является психомоторным. Ланге называл свою психологию «биологической», или «реальной», и понимал ее соответственно Психические акты он рассматривал как своеобразные способы приспособления организма, которые возникают и развиваются в ходе эволюции. Они необходимы для существования человека, а значит, играют вполне реальную роль в его жизни. Как следствие, внимание Ланге понимал как «процесс усиления или изменения восприятия» и отказывался от разделения его на активное и пассивное, как это было принято в Европе. В дальнейшем Ланге развивал эти взгляды, что нашло выражение в изданной в 1918 г. «Психологии». Эта книга посвящена объективно-субъективному истолкованию психологии, которая определяется Ланге как наука о сознании, что подразумевает ее субъективность. С другой стороны, по мнению Ланге, события психического мира представляют собой такую же реальность, как и физические и физиологические процессы в живых организмах. Они представляют собой явления сознания как непосредственного переживания индивидом своей объективной психической жизни. На этом основывается главный постулат психологии Ланге о соединении объективной и субъективной точек зрения в понимании психологии. По его мнению, без объективности она не могла бы стать наукой, а без субъективности теряет свой предмет. Ланге подчеркивает 2 основные функции сознания и на основании этого выделяет два его типа: 1) «гедоническое сознание», отвечающее за переживание чувства боли или удовольствия и осуществляющее оценку результатов рефлекторных движений; 2) «предвидящее сознание», или память. Оно осуществляет приспособление организма к предвидению явлений на основе прошлого опыта. Николай Николаевич Ланге умер в Одессе в 1921 г., не успев выпустить переиздание своей «Психологии». Он был мыслителем широкого профиля: занимался не только психологией, но и философией, историей. Большое значение для науки имеет его моторная теория внимания. Но не только научное творчество Николая Николаевича Ланге важно для психологической науки в России. Жизнь и работа в Германии в экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта произвела на него огромное впечатление. Он поставил себе задачу - создать в России экспериментальную психологию - и всю жизнь добивался этого. Развитие этой идеи после смерти Ланге продолжил С. Л. Рубинштейн.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов