Ланге Фридрих Альберт

Найдено 1 определение
Ланге (Lange) Фридрих Альберт
(28.09.1828, Вальд близ Золингена - 21.11.1875, Марбург) - немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог.
Биография. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848-1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851 г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852-1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии (Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. - старший преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф.Юбервегом открыло для него глубину учения И.Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из-за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты "Rhein- und Ruhr-Zeitung", 1863) и свою книгу (Die Arbeitsfrage. 1865, в рус.пер.: Рабочий вопрос. СПб.,1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Ланге снова защитил диссертацию для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в университете Цюриха, с 1873 г. он - профессор Марбургского университета.
Исследования. Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г.Когена. Отстаивал, вместе с Г.Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма. В основной работе своей жизни (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart. 2 Bd., Iserlohn, 1866-1875, в рус. пер.: История материализма и критика его значения в настоящее время. СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И.Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И.Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению.
Методы. Ланге одним из первых пытался использовать в психологии математические методы (Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Eine Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch. 1865).
Сочинения. Pongratz L.J. Friedrich Albert Lange - seine psychologischen Grundkonzeption // Jahrbuch Psychol., Psychoth. und med. Psycholo. 1966, 14, S. 100-111;
Holz F. Lange // Neue deutsche Biographie. B., 1982, Bd. 13, S. 555-557.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000