ЛАГОВСКИЙ Николай МихайловичЛАЗАРЕВ Валерий Семенович

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Найдено 3 описания персоны ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

1889-1963) - рос. психолог, вместе со своим мужем А. Ф. Котсом стала основателем Дарвиновского музея в М. (1911). С 1945 г. работала в Ин-те философии АН СССР, в секторе психологии, руководимом С. Л. Рубинштейном. Л.-К. - специалист в области сравнительной психологии, особенно приматологии. Ее исследования психики и поведения обезьян высоко ценили крупнейшие ученые мира: Э. Клапаред, М. Голдсмит, Р. Йеркс, А. Гезелл, В. Келер, Я. Дембовский и др., а также рос. ученые: Н. К. Кольцов, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, А. Н. Северцов, В. А. Вагнер, Я. Я. Рогинский и др. По поводу одной из замечательных книг Л.-К. "Дитя шимпанзе и дитя человека..." (М., 1935) среди психологов бытует мнение, что Л.-К. "воспитывала" и наблюдала своего сына и шимпанзе в одно и то же время. Однако с шимпанзе эксперименты были закончены по причине его смерти к 1915 г., а сын Рудольф родился 10 лет спустя, в 1925 г. (В. П. Зинченко.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна

1889-1963) - советский психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов - шимпанзе - и у человека на ранних этапах его онтогенеза. Автор пришла к выводу о том, что между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют определенные качественные отличия. Удачно соединила наблюдение и эксперимент в изучении мышления шимпанзе в ситуации «проблемной клетки». Изучала конструктивную и орудийную деятельность шимпанзе и ребенка. Выделила ряд факторов, отличающих «предтрудовую» деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека Основные труды «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх и выразительных движениях» (1935), «Исследование познавательных способностей шимпанзе» (1923), «Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе)» (1959), «Предпосылки человеческого мышления» (1965).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна

(1889—1963) — российский психолог, специалист в области детской и сравнительной психологии, приматологии и антропологии (в разделе, касающемся антропогенеза). Основатель отечественной школы сравнительной психологии. Д-р биологических наук, засл. деятель науки РСФСР (1953). Чл. Московского общества испытателей природы и первый председатель секции сравнительной психологии Московского отделения общества психологов. Награждена орденом Ленина (1953). Окончила Московские высшие женские курсы (1908—1916) и Московский ун-т (1917). В этот период путешествовала со своим учителем и мужем, А.Ф. Котсом, по музеям Европы. В 1913г. основала Лабораторию сравнительной психологии в музее эволюционной истории в Москве (фактически действовавшую до начала 1960-х гг.), где проводила эксперименты. Интересуясь проблемой филогенетических предпосылок человеческой психики, в 1913—1916 гг. начала изучать познавательные возможности шимпанзе Иони в сфере восприятия и интеллекта, разработав в 1913 г. специальный метод выбора на образец, который получил впоследствии широкое распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей. Установила, что шимпанзе обладают способностью к отождествлению различных признаков предмета и элементарной абстракции. Результаты исследований были изложены в книге Исследование познавательных способностей шимпанзе (1923). Дальнейший анализ поведения этого шимпанзе дал материалы для сравнения с аналогичными, но не обезьяньими (принципиально по перспективам развития) проявлениями психической жизни ребенка. Изучение проблемы филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалосьуЛ.-К. на исследованиях поведения только антропоморфных обезьян. Восприятие, эмоции, память, интеллект изучались в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. В 1921 — 1923 гг. и позже проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов (Приспособительные моторные навыки макаки в условиях эксперимента, 1926). Последующий анализ многолетних дневниковых записей, проведенных в разное время (с дистанцией в десять лет) позволил Л.-К. осуществить детальное сравнение особенностей свободного поведения шимпанзе Иони и ребенка — ее собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет. Написанная по этим материалам иллюстрированная монография, изданная в Дарвиновском музее, принесла Л.-К. мировую славу и была переведена на основные европейские языки (Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. 1935). Постоянно повторяемый вывод работ Л.-К. таков: основные психические процессы человека (ребенка) и шимпанзе качественно отличаются. Установив антропогенетические потенции развития психики приматов, в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных, Л.-К. вновь занялась исследованием деятельности шимпанзе, а впоследствии — ребенка, стремясь установить роль различных специфически детских видов деятельности в развитии высших психических функций ребенка. За период с 1938 по 1941 г. она подготовила монографию Различение количества у животных. Краткое изложение результатов этой работы было опубликовано в юбилейном сборнике Грузинской АН, посвященном Д.Н. Узнадзе. В 1945 по приглашению С.Л. Рубинштейна Л-К. перешла на работу в сектор психологии Института философии АН СССР, опубликовала монографию Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958. Одновременно работала в лаборатории сравнительной психологии в Дарвиновском музее, проводила эксперименты с шимпанзе Парисом, посвященные изучению возможностей развития гнездостроительной и орудийной деятельности. Установила наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления (Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьйн (шимпанзе), М., 1959). Последующие сравнительные исследования Л.-К. были опубликованы в монографии Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми), М., 1965). С.Л. Новоселова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.