КОРЧАК ЯНУШ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОРЧАК Януш (Генрик ГОЛЬДШМИТ)
1878-1942) Польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». В своей педагогической деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Считал детство самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка — полноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое применение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, которым он руководил до конца своих дней.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

КОРЧАК ЯНУШ
псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878/79?-1942, Треблинка) - гуманист, врач-педиатр, педагог, писатель. Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве, преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т. д. Гуманистическая педагогика К. оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как "научно-популярный художественно-публицистический". Сквозь описание конкретных детей, забавных и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.
Принципиально важная работа "Право ребенка на уважение" (1929) (логически продолжающая написанную на фронте Первой мировой войны книгу "Как любить детей") представляет кредо и педагогическую программу К. По существу, эта брошюра - первая декларация прав ребенка, принятая пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая концепция детства, рассматриваемого не как "подготовка к жизни, а как сама жизнь". Тезисы о самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности, равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на уважение к его индивидуальности - "Уважайте труд познания!". Целью воспитания К. считал свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б. достигнута в обстановке ненасилия, удовлетворения его интересов и потребностей, в т. ч. в самопознании, самоконтроле, самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского "Дома сирот".
Особого упоминания заслуживает книга "Когда я снова стану маленьким", которую ошибочно можно принять за психологическую фантастику. На самом деле психологическая достоверность этой книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг ("Лето в Михалувке", "Юзьки, Яськи и Франки" и др.). Перу К. принадлежат и сказки ("Король Матиуш Первый" и др.), одинаково любимые детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
305.09 кб

Педагогическая концепция Януша Корчака

Каминьска Малгожата
Статья является попыткой переосмысления педагогической концепции Януша Корчака и представляет авторское понимание роли ребенка и педагога в воспитании на основе оригинальных текстов писателя, научных трудов и публикаций, адресован
Читать PDF
468.70 кб

Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 1

Виневская Анна Вячеславовна, Очирова Валентина Батуевна
В статье представлено исследование деятельности Я. Корчака с позиции системно-векторной психологии Ю. Бурлана. Сделан акцент на раскрытии творческих и профессиональных качеств, определяющих становление выдающейся личности.
Читать PDF
366.58 кб

Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 2

Виневская А.В., Очирова В.Б.
Предлагаемая читателю вторая часть исследования жизни и деятельности Януша Корчака посвящена изучению его писательского и педагогического творчества.
Читать PDF
379.42 кб

Сказка о короле Матиуше Первом как социально-педагогическая антиутопия Януша Корчака

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
313.03 кб

Гуманизация воспитания как утопия (в социально-педагогической антиутопии Януша Корчака)

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
1.02 мб

Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака средство для обогащения литературных знаний студентами пе

Терзиева Маргарита Тодорова, Капинова Елизавета Самойловна, Соколов Иван Василев