КЛЕЙН Мелани

Найдено 1 определение
КЛЕЙН (Klein) Мелани

(1882-1960) -английский психоаналитик австрийского происхождения. Одна из создателей детского психоанализа. Основатель игровой психоаналитической терапии. Автор теории объектных отношений. Училась в Будапеште и Берлине. Была учителем начальной школы. В силу жизненных обстоятельств не получила желаемого медицинского образования, но после знакомства с работами 3. Фрейда и при поддержке Ш. Ференци посвятила себя психоаналитической работе. Прошла курс дидактического психоанализа у Ш. Ференци (1914) и К. Абрахама (1924). Исследовала, т.о., психоаналитические проблемы детского возраста. В 1921—1926 гг. по предложению К. Абрахама работала в Берлинском психоаналитическом ин-те, где занималась психоаналитическими исследованиями развития детей и опубликовала ряд работ. Разработала и применила усовершенствованные методики психоаналитического воздействия. В 1926 г., вскоре после смерти К. Абрахама (1925), переехала в Лондон, где развивала теоретические воззрения и созданную ею игровую психоаналитическую терапию, ориентированную на изучение и лечение маленьких детей. В 1932 г. опубликовала работу Детский психоанализ , в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях психоанализа. Разрабатывала теории о раннем детском развитии и объектных отношениях. Считала, что на психосексуальное развитие ребенка и формирование его характера влияют доэдиповы факторы, в том числе агрессия и различные конфликты. Первые проявления Эдипова комплекса относила к 2-3 годам жизни. Придавала большое значение инстинкту смерти и деструктивным процессам. Разработала концепцию проективной идентификации. Полагала, что основными детерминантами поведения индивидов и групп являются процессы идентификации. Значительно расширила содержание понятия трансфер и показала разнообразие форм проявления трансфера и контртрансфера (перенесения и контрперенесения). Модифицировала технику психоаналитической терапии. Исследовала маниакально-депрессивные состояния и депрессивные позиции, шизоидные механизмы, проблемы Эдипова комплекса, тревоги, чувства вины, фантазии, деструктивной агрессии, зависти, ненависти и др. Полемизировала с А .Фрейд по ряду проблем детского психоанализа. Автор книг: Детский психоанализ (1932), Любовь, ненависть и компенсация (1937, с Дж.Ри-вьер), Новые направления в психоанализе (1955, в соавторстве), Зависть и благодарность (1957), Повествования о психоанализе ребенка (1961) и других работ по теории, методике и технике психоанализа. В.И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005