Кеттелл Джеймс МакКин

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КЕТТЕЛЛ ДЖЕЙМС МАККИН
(Cattel James McKeen) (1860—1944)-англо-американский психолог, один из основателей (создателей) умственных (ментальных) тестов, которые сейчас называют тестами интеллекта. См. тесты интеллекта.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Кеттелл Джеймс МакКин | Cattell, James McKeen (1860-1944)

Предметом исследований Д. Кеттелла были индивидуальные различия. Его работа стала вкладом в ту практическую и прикладную психологию, которая была функциональной и исключительно американской по духу.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Кеттелл (Cattell) Джеймс Маккин

(25.05.1860, Истон, Пенсильвания - 20.01.1944) - американский психолог, один из основателей психологического тестирования.
Биография. В 1880 г. получил степень бакалавра в колледже Лафайета. Получил образование в Геттингенском и Лейпцигском университетах. Ученик Г.Лотце и В.Вундта. В 1886 г. получил докторскую степень. С 1888 г. - профессор Пенсильванского университета, с 1889 г. - профессор и руководитель факультета психологии Колумбийского университета. Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой ставилась цель оказывать психологические услуги в промышленной, научной и общественной сферах.
Исследования. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования.
Сочинения. Mental Tests and Measurements. 1890

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КЕТТЕЛЛ (Cattell) Джеймс МакКин

(1860—1944) — известный американский психолог, внедривший в психологию количественные методы и изменивший тем самым облик этой науки. Образование получил в Лафайеттском колледже (бакалавр, 1880) и Лейпцигском ун-те (д-р философии, 1886). Профессиональная деятельность К.началась в Пенсильванском ун-те, где он стал профессором и первым в мире заведующим кафедрой психологии (1887-1891). В 1985 г. К . -Президент АРА; с 1894 по 1903 г. — ред. Psychological Review и ряда др. журналов. К. был основателем и президентом Психологической корпорации (1917), президентом 9-го Международного конгресса по психологии (1929). После окончания колледжа К. поехал в Европу изучать философию и встретился там с выдающимися психологами. Большое влияние на него оказал В. Вундт (в Лейпциге), Лотзе (в Гет-тингене). Написав (совместно с Дж. Дьюи и Джестроу) статью о Лотзе, К. получил стипендию по философии в ун-те Джона Хопкинса (1882—1883). В это время в этом ун-те Ч.С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Завершив в этой лаборатории несколько работ по синхронности различных психологических процессов, К. вернулся к работе с В. Вундтом (1883— L886) в качестве его ассистента. Здесь он провел классические исследования объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахи-стоскопическом предъявлении объекта. Исследуя в соответствии с программой работ время реакции, К. обнаружил, что его основанные на опыте теоретические взгляды отличаются от убеждений Вунд-та. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, а К. убедился, что использовать необходимый субъективный контроль (метод интроспекции по Вундту) ему очень трудно и потому он усомнился и в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине(как утверждает закон Вебера). Покинув Лейпциг (1886), К. встретился с Фрэнсисом Гальтоном, под влиянием идей которого выполнил серию исследований по индивидуальным различиям. В свою очередь это породило интерес к измерительным методикам, которые К. назвал психологическими тестами (впервые это выражение он ввел в.своей статье Mental tests and measurements. Mind, 15, 1890). Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло К. на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science (1906, 6 изданий до 1938 г.). Имя К. не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии,однако именно он внедрил в рамках функци-оналистского подхода количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Э.Б. Титчене-ром, Д.М. Болдуином, Г. Мюнстербергом и др. К. считают выдающейся фигурой второго поколения американских психологов. Он не писал больших книг и его исследования изложены, преимущественно в статьях ведущих американских журналов (American Journal of Psychology, 1893, 5; Psychological Review, 1894, 1: 1896, 3; Philos. Stud., 1902, 19; Science Press, 1906, 32; и др.). Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005