Кеттел Реймонд Бернар

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Кеттел Реймонд Бернар | Cattell, Raymond В. (р. 1905)

Р. Кеттелл получил известность и признание в психологии благодаря своим исследованиям в области многомерных моделей факторного анализа и разработке многочисленных тестов для измерения различных аспектов личности и интеллекта.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернар

(род. 1905, Стаффордшир, Англия) - англо-американский психолог.
Биография. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо.
Исследования. Занимался проблемами наследственных и социальных факторов психического развития, психологических конфликтов, математического моделирования мотивационных процессов. Разработал структурную теорию черт личности, основанную на факторно-аналитических исследованиях. Кеттел - автор всемирно известного опросника 16 PF. Разработал интеллектуальный тест, свободный от культуры.
Сочинения. Descriotion and Measurement of Anxiety and Neuroticism. 1961;
Objective Personality and Motivation Test. 1967;
Handbook for the 16 PF Questionnaire. Champaign: Harper & Row, 1970 (et Eber H.W., Tatsuoka M.M.);
Abilities: Their Structure, Growth and Action. 1971;
Handbook of Modern Personality Theory. 1971;
Personality and Mood by Questionnaire. 1973

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КЕТТЕЛ (Cattell) Реймонд Бернар

(р. 1905) — английский психолог, специалист в области психометрики, психологии личности, социальной и клинической психологии, психологии образования. Автор серии известных личностных опросников: 16PF, HSPQ, CPQ, ESXO. Образование получил в Лондонском ун-те (бакалавр, 1924; д-р философии, 1929; д-р наук, 1939). После защиты докт. дис. получил место преподавателя в Эксетерском ун-те и в 1932 г. стал директором Городской политехнической клиники Лейчес-тера, Англия. В 1937 г. Э.Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г.С.Холл — должность профессора в ун-те Кларка. В 1941 г. К. читает курс лекций в Гарвардском ун-те и там знакомится с Г. Олпор-том, Г. Мюрреем и др. В 1944 г. К. —профессор-исследователь, затем засл. профессор фак-та профессиональной психологии Иллинойского ун-та. Позднее — профессор в Гавайском ун-те. В 1961 г. К. — президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии. В 1981 г. — почетный член Британского общества психологов. В 1983 г. ему вручили награду АРА по психометрике, а в 1984 г. — награду департамента США по вопросам образования За достигнутые успехи. К. был ред.-консультантом Multivariate Behavioral Research и консультантом во многих др. журналах. Наиболее известными являются фундаментальные работы К. в теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. К. выделил три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Отвергая бивариантный подход за то, что он не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, составляющими суть личности, К. останавливается на мультивариантном и клиническом методах, считая последний полезным, т.к. он позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Для исследования личности К. разработал четыре экспериментальные методики: 1) Р-метод, позволяющий сравнивать количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени, 2) Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой, 3) R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специальных измерений, 4) дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними. Эти разработки К публикует в серии статей в разных психологических журналах (Journal of Social Psychology, 1944, 19; 1950, 31; Transactions of the New York Academy of Sciences, 1951, 14; British Journal of Psychology, 1952, 42. Разрабатывая теорию личности, К. вводит фундаментальное понятие диспозиции, предлагая два подхода к их различению. Первый включает в качестве причин наблюдаемой модальности три вида диспозиций: 1) когнитивные способности; 2) темперамент; 3) динамические, т.е. мотива-ционные диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами. Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Их можно идентифицировать при клиническом исследовании, опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Глубинные (исходные) черты определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека и формирует единый независимый тип личности. Эти черты можно выявить, по мнению К., только мультивари-ативными статистическими методами. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, К. (совместно с Ч.Э. Спирменом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16PF и личностных блоков ОА (Objective Analytic). Чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, К. разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который был значительным шагом вперед по сравнению с традиционными методами того времени. В 1960-е гг. начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно его взглядам способности имеют иерархическую организацию. На вершине пирамиды находятся G — общие способности; ниже располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности (в трактовке Спирмена). На основании эмпирических данных К. утверждал, что существуют двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В более поздних работах К. стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивацион-ных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные оценки в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в эргах) при помощи теста мо-тивационного анализа. Это исследование обеспечило определенное статистическое обоснование концепции влечений и структуры это. К. автор большого количества статей и книг, в том числе Personality and Learning Theory, v. 1,2. 1979; The Inheritance of Personality and Ability, 1982; Handbook of Personality: Theory and Research / ed L.A. Pervin/, 1990 и др. Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

КЕТТЕЛ РЕЙМОНД БЕРНАР

Реймонд Кеттелл родился в 1905 г в Англии, в Стаффордшире. Там же он получил начальное образование. В 1924 г. Р. Кеттел получает степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете После окончания он работает в г. Экзетере в университетском колледже Юго-Запада лектором. В 1929 г. Кеттелл защищает докторскую диссертацию, но уже по психологии, написанную под руководством выдающегося английского психолога Ч. Спир-мена. С 1932 г. Реймонд Кеттелл берется руководить психиатрической клиникой города Лейсестера. В 1937 г. ему присваивают степень доктора наук Лондонского университета, после чего Кеттелл сотрудничает с Э Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета Затем он работает профессором психологии в Университете Кларка, а в 1941 г. - лектором в Гарвард-ском университете В 1944 г. Кеттелл снова меняет место работы и переходит в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководит лабораторией по исследованию личности и группового поведения. В 1940-х гг. Кеттелл публикует множество книг и статей, освещающих психологические исследования различных областей. Он обсуждает традиционные вопросы экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики Однако основные его труды в дальнейшем относятся к области систематического исследования личности человека Можно выделить несколько наиболее значительных работ в этом направлении: «Описание и измерение личности» (1946), «Личность, систематическое, теоретическое и эмпирическое исследование» (1950), «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957) и «Научный анализ личности» (1966). В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта - это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они - всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные). С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций). Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании. Особое внимание в своих работах Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Аттитюд - это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула атти-тюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта. Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность Чувство - динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине - чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством. Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия. Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обусловливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обусловливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные. Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов: 1) умышленное намерение создать определенный тип личности; 2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом; 3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов. Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кеттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью. Следует также отметить, что Р. Кеттелл провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968). Умер Кеттел 2 февраля 1998 г в возрасте 92 лет в своем доме на Гавайях. За свою долгую и невероятно продуктивную жизнь он опубликовал около 35 книг и 400 статей, в которых главным образом разрабатывал теорию личности

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Похожие термины:

  • КЕТТЕЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД

    род. 1905, Стаффордшир, Англия) — англо–американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по фи