КЕКЧЕЕВ Крикор ХачатуровичКЕЛЛЕР ВЛАДИМИР СТАНИСЛАВОВИЧ

Келер Вольфганг

Найдено 7 описаний персоны Келер Вольфганг

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Келер Вольфганг | Kohler, Wolfgang (1887-1967)

Келер, совместно с Вертгеймером и Коффкой, является основателем гештальтпсихологии. Келер знаменит своей идеей "инсайта в научении", "законом транспозиции", он усовершенствовал Верхаймеровскую концепцию "психофизического изоморфизма". Снискал славу талантливого писателя и оратора.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

КЕЛЕР Вольфганг

1887-1967) - немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии Исследовал интеллект человекообразных обезьян (1917), экспериментально доказав в опытах над животными роль инсайта как принципа организации поведения. Большой вклад К в расширении представлений о природе навыка и форм поведения человека и животных. Особая заслуга К как ученого, работавшего в направлении сравнительной психологии, заключается в экспериментальном изучении процессов восприятия, памяти, мышления высших приматов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ

21.01.1887 – 11.06.1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В 1910–х гг., проводил исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или „хорошего гештальта“. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики, что позволило ему примкнуть в решении психофизической проблемы к сторонникам концепции антилокализационизма. После эмиграции в 1935 г. в США изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ (

Kohler, 1887-1967) -нем.-амер. психолог, один из создателей гештальт-психологии. В 1910-х гг., работая на антропоидной станции Прусской академии наук (на острове Тенерифе), исследовал мышление у шимпанзе и сделал вывод о несостоятельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок) и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование "хорошего гештальта" в зрительном поле животного (см. Инсайт).

Позже, занимаясь общепсихологическими вопросами, пришел к выводу о наличии целостных структур (гешталътов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире, в связи с чем при решении психофизиологической проблемы разделял концепцию антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Эмигрировав в США (1935), К. продолжил исследования "по проблеме электрофизиологических основ образования геш-тальтов в сознании. Удостоен награды "За выдающийся вклад в науку" Амер. психологической ассоциацией (1956), был президентом этой ассоциации. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Келер (Kohler) Вольфганг

(21.01.1887, Ревель, Эстония - 11.06.1967, Нью-Гемпшир, США ) - немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии.

Биография. Получил образование в университетах Тюбингена, Бонна, Берлина. Занимался физикой у М.Планка и психологией у К.Штумпфа. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию по теме психологии слуха. С 1910 г. - ассистент, с 1911 г. - приват-доцент во Франкфурте. С 1913 по 1920 г. - директор Тинерифской антропоидной станции на Канарских островах. С 1920 г. - профессор психологии и философии в Геттингенском и Берлинском университетах, с 1922 по 1935 г. - директор Института психологии в Берлине. Совместно с М.Ветргеймером и К.Коффкой организовал журнала "Psychologische Forschung". В 1935 г. эмигрировал в США, где до 1957 г. работал в Свотморском колледже.

Исследования. Проводя исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе по проблеме мышления человекообразных обезьян, показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или "хорошего гештальта". В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики, что позволило ему примкнуть в решении психофизической проблемы к сторонникам концепции антилокализационизма. После эмиграции в США изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов. Старался найти доказательства истинности принципа изоморфизма физиологических и психических процессов.

Сочинения. Gestaltprobleme und Anfange einer Gestalttheorie // Jahresber. u. d. Ges. Psychol., 1922-24;

Komplextheorie und Gestalttheorie // Psychol. Forschung. 1925, Bd. 6, S. 358-416;

Psychologische Probleme. B., 1933;

The Place of Value in a World of Facts. N.Y., 1938;

Dynamics in Psychology. N.Y., 1940;

Dynamische Zusammenhange in der Psychologie. Bern, 1958;

Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

КЁЛЕР Вольфганг

(1887-1967) -немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии, философии психологии и теоретической психологии. В США с 1935 по 1958 г. К. -профессор Суотморского колледжа. Был избран Президентом АРА (1958), почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду АРА За выдающийся научный вклад (1957). Образование получил в Берлинском ун-те (1909, д-р философии). Профессиональную деятельность начал с работы на научной станции исследования антропоидов (1913—1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта как принципа организации поведения. (The mentality of apes, 1917, 1925). Общеизвестны его опыты с человекообразной обезьяной по кличке Султан , которая должна была соединить два шеста, чтобы достать банан. Этот эксперимент сформировал основу для идеи К. об инсайте в научении, т.е. неожиданного осознания нужных взаимосвязей. Работая с животными, К. показал, что они способны к восприятию взаимосвязей, реагируя на больший или более яркий из двух стимулов и отвергая даже тот стимул, на который они были натренированы. В гештальтпсихологии этот феномен называли законом транспозиции и использовали его, когда критиковали бихевиоризм за предпочтение одиночных раздражителей и пренебрежение молярными аспектами ситуаций-стимулов. Описывая свои опыты с животными с позиций гештальта, К. особое внимание обращал на формирование неожиданных связей в рассудочных и мыслительных процессах (Ага! — феномен ), где научение играет минимальную роль и особенно ясно проявляется перцептивная природа решения задач. В студенческие годы был под большим влиянием идей Макса Планка и всегда считал, что физика в конечном счете объяснит биологические процессы, а биология, в свою очередь, даст ответы на вопросы психологии. Изучая акустическое и зрительное восприятие и иллюзии, К. открыл некоторые регулярности и на их основе постулировал существование нейронных полей мозга, ответственных за различные феномены восприятия (Gestalt Psychology , 1929, 1947). Он усовершенствовал концепцию психофизического изоморфизма Вертгеймера (Wertheimer), утверждая существование макроскопических зональных процессов, заключавшихся в том, что нервные импульсы, возникавшие в одной точке мозга, распространяются в дистальном направлении. Эти психохимические особенности нервной ткани, по мнению К., формируют органические корреляты таких гештальт-концепций, как группировка, сегрегация, точность и замыкание. Группировка описывает восприятие объектов, находящихся близко друг от друга в зрительном поле, которые воспринимаются как группы объектов, а не как некоторое количество не связанных между собой предметов. Точность — другой гештальт-принцип, утверждающий, что перцепция происходит в отношении формы, наиболее узнаваемой в данных обстоятельствах. Замыкание описывает тенденцию к восприятию неполной фигуры как целостной, например разомкнутого круга как целого. К. оказывал большое влияние на современных ему ученых. Он был одним из основателей и редакторов журнала Psychologische Forschung. В 1920 г. возглавил психологическую лабораторию Берлинского ун-та; в 1921 г. получил звание профессора Геттингенского ун-та; с 1922 по 1935 г. заведовал кафедрой психологии Берлинского ун-та. Подвергая свою жизнь опасности, он несколько лет противостоял нацистам, угрожавшим закрыть его Психологический ин-т при Берлинском ун-те. В 1935 г. К. эмигрировал в США, где работал более 30 лет. Там были опубликованы дальнейшие его труды: The Place of Value in a World of Facts, 1938; The present situation in brain physiology / American Psychologist, 13, 1958; Unsolved problems in the field of figural after-effects / Psychological Record, 15, 1965; The Task of Gestalt Psychology (1969). К концу жизни получил признание и на родине. В 1965 г. К. получил звание Почетный житель Берлина; в 1967 г. был избран почетным президентом Немецкого психологического общества. В рус. пер. издано: Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930; переиздано в Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления , М., МГУ, 1981. Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

КЕЛЕР ВОЛЬФГАНГ

Вольфганг Келер родился 21 января 1887 г. в Эстонии, в Ревеле (Таллин), в семье директора школы и домохозяйки. Его детство прошло в Германии. Обучаться он также начал в одной из германских школ. Келер получил блестящее образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина. В 1909 г , когда Вольфгангу исполнилось 22 года, он получил степень доктора философии в области психологии в университете Берлина и вплоть до 1935 г возглавлял Институт психологии в Берлине. Начало научной деятельности Келера также приходится на 1909 г. В период с 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер от Прусской академии наук возглавлял исследовательскую работу по изучению поведения человекообразных обезьян на острове Тенерифе. По окончании своих наблюдений Вольфганг написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917), в которой экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта, как принципа организации поведения. Согласно Келеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт (слово «гештальт» в переводе с немецкого языка означает форму, образ или структуру), в силу чего изменяется характер приспособительных реакций Исследования Келера расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. По возвращении с острова и по окончании исследований Вольфганг Келер в 1920 г. принимает на себя обязанности директора Института психологии при Берлинском университете. В 1922 г., после серии блестящих экспериментов по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе, которые принесли ему международное признание, был назначен директором Института психологии при Берлинском университете. В этом институте Келер продолжал основанные на теории гештальта исследования и в 1929 г. опубликовал труд «Гештальтпсихология» - манифест школы гештальтпсихологии, созданной им совместно с Куртом Коффкой и Максом Вертгеймером. Совместно с Вертгеймером и Коффкой Вольфганг внес свой огромный вклад в основу нового прогрессивного учения, которое в дальнейшем и получило название гештальтпсихологии. Ученые-психологи, разрабатывающие это направление, заложили прочный фундамент в основу рассмотрения теории восприятия. Открытие и исследование законов целостности и структурности получали различные оценки критиков, но со временем общество все же приняло и одобрило их. Сама концепция гештальта получила фундаментальное развитие в работах Келера, изданных в 1920 и в 1940 гг. В них Келер обратил внимание на поразительное сходство между некоторыми аспектами физики полей и явлениями перцептуальной организации. Он указал на примеры функциональных целостностей в физике, которые не могут рассматриваться как наборы отдельных частей. Существуют макроскопические физические состояния, которые стремятся развиваться в сторону равновесности и в направлении максимальной регулярности. Когда Келер участвовал в основании гештальтпсихологии в 1920 г., он переделал аксиомы Георга Мюллера (1897) в соответствии с новыми концепциями неаналитической динамики. Именно он предложил термин «изоморфизм» для описания этих психонейрологических отношений, именно он и его коллеги сделали эту концепцию настолько важной для гештальтпсихологии, что в их работах не всегда возможно различить, о каком поле говорится о-феноменологическом или о соответствующем мозговом. Но Келер высказывался вполне определенно: отношения между ними - топологического порядка, а не идентичности размера и формы. Келер внес фундаментальную поправку в концепцию корковых процессов, так, зрительная область им рассматривалась как электролит. По его мнению, процессы в нем происходят по физическим законам самораспределения, а не в соответствии с микроанатомическим устройством нейронных сетей. Локальные области возбуждения окружены полями, которые представляют эти состояния в окружающей среде, и взаимодействуют с другими аналогичным образом представленными областями возбуждения. На этой основе Келер выдвинул гипотезу, что существуют физиологические процессы, которые представляют собой образцы физиохимических гештальтов, и они являются коррелятами феноменологических гештальтов. В подобных рассуждениях скрыто предположение о психофизическом изоморфизме, то есть допущение, что мозговые процессы обладают определенными структурными особенностями, схожими со структурными качествами организованного опыта. Изоморфизм означает не метрическое, но топологическое соответствие. Предполагается, что процессы в мозге повторяют изначальные отношения симметрии, близости, смежности, но не сохраняют точные размеры и углы фигур, спроецированных на сетчатку. Такая формулировка отличается от широко принятой точки зрения, что феноменологические и физиологические поля не имеют особого сходства, хотя и связаны друг с другом. Постулат изоморфизма призван стать эвристическим руководством для исследователей Именно таким образом Келер находил общее объяснение нейрофизиологическим и психологическим фактам в области физических явлений В своей книге 1938 г «Роль ценностей в мире фактов», в главе «Вне феноменологии», он пишет: «Нашим намерением не является ограничивать данное исследование вопросами феноменологических описаний» Хотя Келер замечает, что «все вопросы, связанные с фундаментальными принципами, могут быть решены лишь на феноменологической почве», он высказывает стремление преодолеть чистые феномены, обратиться к «трансфеноменальной реальности»: «Общепринято мнение, что физическая природа имеет трансфеноменальное существование. Вне зависимости от того, каковы наши эпистемиологические убеждения, мы должны постигать, отходя от чистой феноменологии, все естественные науки, такие как физику, химию, геологию и биологию». Обсуждая феномен памяти, Келер пишет: «Существует лишь одна часть природы, которая, как показывают современные знания, могла бы в этом случае находиться в тесном контакте с феноменологическими данными. Эта часть природы обычно называется деятельностью мозга». В 1935 г Келер подал в отставку в знак протеста против вмешательства нацистов в дела университета и эмигрировал в США. В 1955 г. он стал сотрудником Института перспективных исследований в Принстонском университете, а в 1958 г. - профессором психологии Дартмутского колледжа. Умер Келер в Энфилде (шт. Нью-Гэмпшир) 11 июня 1967 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов