КАРВАСАРСКИЙ Борис Дмитриевич КАРПОВА Наталия Львовна

КАРДИНЕР Абрам

Найдено 2 описания персоны КАРДИНЕР Абрам

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КАРДИНЕР Абрам

(1891-1981) - американский психиатр и культуролог, глава этнопсихологической школы (см.) в американской этнографии, автор известных трудов "Индивид и общество" (1945), "Психологические границы общества" (1946). К. является основателем признанной на Западе концепции, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения. Он ввел в научный обиход понятие "базисной личности" (см. "Базисной (модальной) личности теория") в этнопсихологии. К. подчеркивал, что в формировании этой личности решающую роль играют механизмы, названные им "проективными системами". Последние проявляются в результате отражения в сознании людей первичных жизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т. д. Отличие культур и общностей друг от друга К. видел в степени господства "проективных систем", во взаимоотношении их с так называемыми системами "внешней реальности". Исследуя влияние, например, европейской культуры на развитие личности, он пришел к выводу, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина европейцев формируют в человеке пассивность, безразличие, интровертность 1, неспособность адаптироваться в природной и социальной среде и другие качества. В определенных своих теоретических обобщениях К. пришел в окончательном итоге к идее культурного релятивизма, психологической несовместимости представителей отдельных культур.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнопсихологический словарь

КАРДИНЕР (Kardiner) Абрам

(1891— 1981) — американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Д-р наук. В 1921—1922 гг. прошел курс дидактического психоанализа у 3. Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать психоанализ. Сотрудничал с К. Оберндорфом. Был членом Нью-Йоркского психоаналитического общества. Входил в группу лидеров Ассоциации психоаналитической медицины Колумбийского ун-та, в котором первым начал подготовку врачей-психоаналитиков. В 1933 г. организовал семинар по социологическим работам 3. Фрейда. Совместно с антропологом Ральфом Линто-ном исследовал особенности психики и личности людей, принадлежащих к различным этническим, расовым и культурным группам. Разработал психодинамическое понимание национального характера. Изучал положение негров в системе американской демократии, проблемы агрессивности, воспитания,религии,травматические неврозы военного времени (1941), адаптационные возможности личностных структур и др. Первым предложил осуществить интеграцию психоанализа и антропологии на основе эгопси-хологии и ее понятийного аппарата. Особое внимание уделял исследованию проблем личности, общества и культуры. В развитии собственных представлений исходил из психоаналитического понимания природы, структуры и формирования личности. В дальнейшем осуществил его культурологическую и социологическую модернизацию. Считал, что формирование личности осуществляется под влиянием культуры и различных социальных институтов, развитие которых, в свою очередь, обусловливается географическими, экономическими,этническими и др. факторами. Создал концепцию базисной структуры личности. Полагал, что базисная структура личности и типичные черты группового характера, свойственные всем индивидам данной культуры или субкультуры, являются продуктом специфического способа воспитания людей (в особенности в период детства). Считал, что понятие базисная структура личности является эффективным операциональным инструментом анализа в социальных науках. На основе психоаналитически ориентированного сравнительного анализа культур пришел к выводу, что культурное развитие в значительной мере определяется используемыми обществом методами выживания и самосохранения. Установил и продемонстрировал связь между религией и детскими переживаниями. Считал, что в каждой конкретной культуре религиозные системы представляют собой своеобразный слепок с переживаний ребенка, связанных с родительским воспитанием. Отмечал, что при наличии относительной универсальности понятия божества, способы, при помощи которых люди домогаются божественной помощи, изменяются в зависимости от специфики детских переживаний и особых жизненных целей, определяемых обществом. В связи с культурологической и социологической акцентировкой психоаналитически ориентированных концепций К. иногда относят к лидерам неофрейдизма. Автор книг Индивид и его общество (1939), Психологические границы общества (1945) и др. В. И. Овчаренко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.