ЯРОШЕВСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧЯстроу Джозеф

ЯСПЕРС КАРЛ

Найдено 5 описаний персоны ЯСПЕРС КАРЛ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЯСПЕРС Карл

1883-1969) - немецкий философ и историк, автор работ "Истоки истории и ее цель" (1978), "Духовная ситуация времени" (статья, 1988) и др. Я. дал анализ специфики исторического развития европейской культуры и причин ее своеобразия. Выступая против европоцентризма, он выдвинул положение о ценности азиатской культуры, связь с которой имеет для Запада не только чисто познавательное значение, но и способствует самопознанию тех общечеловеческих глубинных процессов, которые отражены в ней и не получили должного развития в западной культуре. Я. разработал такие важные категории, как "осевое время", "осевые народы" и др. "Осевое время", по его мнению, породило для всех времен общечеловеческий критерий личной ответственности, послужив общим источником для развития культур Востока и Запада.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнопсихологический словарь

Ясперс Карл

23.02.1883, Ольденбург – 26.02.1969, Базель) — немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. С 1909 по 1915 г. — ассистент Ф. Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т. Липпса, специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В. Виндельбанда, 1916 г. — профессор психологии. С 1921 г. — профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937 г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948 по 1961 г. — профессор философии в Базельском университете. В „Общей психопатологии„ (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ патологического развития знаменитых личностей (А. Стринберг, Ван Гог, Ницше). Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Ясперс (Jaspers) Карл

(23.02.1883, Ольденбург - 26.02.1969, Базель) - немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Биография. С 1909 по 1915 г. - ассистент Ф.Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т.Липпса, специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В.Виндельбанда, 1916 г. - профессор психологии. С 1921 г. - профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937 г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948 по 1961 г. - профессор философии в Базельском университете.

Исследования. В "Общей психопатологии" (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ патологического развития знаменитых личностей (А.Стринберг, Ван Гог, Ницше). Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Сочинения. Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922;

Die geistige Situation der Zeit. B., 1932;

Nietsche. Einfuhrung in das Verstandnis seines Philosophirens. B., 1936;

Gesamelte Schriften zur Psychopathologie. B., 1963

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЯСПЕРС КАРЛ

Карл Ясперс - видный представитель немецкого экзистенциализма, влиятельного философского направления XX в. Однако начинал свою деятельность Ясперс как психиатр, и это во многом определило в последующем его понимание философских проблем. Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. в Ольденбурге. Отец его был юристом, а впоследствии - директором банка. Сам Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 г., а затем - получил степень доктора медицины (1909). Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 г. работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге, а в 1916 г. стал профессором психологии. И лишь в 1921 г. Карл Ясперс получил звание профессора философии. После прихода к власти нацистов его сместили со всех занимаемых постов (как из-за убеждений, так и по причине того, что Ясперс был женат на еврейке). С 1938 г. его работы перестают публиковать. Но после войны его восстанавливают в должности; он - один из духовных лидеров новой Германии. В 1949 г. он становится профессором Базельского университета (Швейцария). Умер Карл Ясперс 26 февраля 1969 г. в Базеле. В труде «Всеобщая психопатология» (1913) Ясперс видит в психопатологических явлениях не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком собственной индивидуальности. Это позволило ему выйти за рамки психологии и придать исследуемым проблемам философское звучание. В 1919 г. Ясперс издал книгу «Психология мировоззрений», которая затрагивала собственно философские проблемы, и два года спустя становится профессором философии в Гейдельбергском университете. Основная задача психологии, по Ясперсу, состоит в том, чтобы раскрыть содержание «шифра» или по крайней мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии и др.) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции (свободного духа), что господствующее в мире неразумное и есть источник высшей мудрости («Разум и экзистенция», 1935). Специфика экзистенциализма Ясперса проступает в его учении о «пограничных ситуациях», которое послужило в последующем основой для защиты «культурно-психологической ценности» («Атомная бомба и будущее человека», 1958). Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается в человеке лишь в моменты глубочайших жизненных потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от «наличного бытия-в-мире») и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («озарение экзистенции») и его подлинные переживания Бога (трансцендентного). Основной темой учений Ясперса являются человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук история изучает человека, а потому отличны и методы изучения. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек; в свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность. Проблема человека первоначально встала перед Ясперсом под особым углом зрения. Он начал свою деятельность как врач-психиатр и сразу же столкнулся с трудностью общения с душевнобольными пациентами. Ясперс обнаружил ограниченность подхода, при котором болезнь исследуется главным образом физиологическими способами и, стало быть, лечению подвергается тело. Однако при этом не учитывается, что «жизнь человека не есть нечто чисто объективное, подобное жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его». Метод психотерапии, созданный Фрейдом, не составляет исключения: психоаналитик, несмотря на видимость коммуникации с больным, рассматривает его не как личность, а как исследуемый объект. Таким образом, только при отношении к человеку как к экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, возможно наиболее эффективное лечение. Для понимания человека, по Ясперсу, необходимо «вчувствоваться», «вмыслиться» в него, в суть его поведения. Это и привело к понятию экзистенциальной коммуникации. По Ясперсу: «Человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет... но в качестве такового он никогда не есть он сам. Теперь уже нельзя спутать объективно-предметное в человеке... в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации». Экзистенция - это то, что не может никогда стать объектом, а потому является предметом не только научного познания, но и философского созерцания. Первое склонно отождествлять ее с наличным эмпирическим сущим, в лучшем случае с «сознанием вообще», а второе - с духом. Экзистенция не может быть «найдена» среди предметного мира, ибо экзистенция есть свобода Отсюда вытекает следующее: «или человек как предмет исследования - или человек как свобода». Тут возникает проблема противоречия разума и души. Ясперсу, начавшему свой путь с критики рационализма и сциентизма, в 1930-е гг. пришлось столкнуться с нелегкой дилеммой: или формальная рациональность, не оставляющая места для экзистенции и свободы, или бунт против разума, как его осуществлял Ницше. По Ясперсу, «сегодня задача состоит в том, чтобы подлинный разум обосновать вновь - в самой экзистенции. Связь между ними настолько тесна, что каждый из этих моментов оказывается утраченным, если утрачивается другой. Экзистенция - есть источник бытия, разум таким источником не является, однако без него экзистенция, опирающаяся на чувство, переживание, слепой порыв, инстинкт и произвол, становится слепым насилием». Разрешить вопрос о связи разума и экзистенции (свободной души) Ясперс пытается на той почве, на которой с самого начала строилось его учение: на почве коммуникации. Общение людей, связь их с себе подобными - это структурный момент человеческого бытия. Вне коммуникации невозможна, стало быть, и физическая и душевная свобода человечества. Таким образом, высшая форма коммуникации предстает теперь как способ соединить просветленный разум и «темную душу» человека. «Если экзистенция - это бытие, то разум вносит в нее начало понимания, освещения изначально темного бытия». Экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в «пограничных ситуациях», о которых говорилось выше. Наиболее яркий случай пограничной ситуации, открывающий конечность экзистенции, - это смерть. Не только смерть, но и смертельная болезнь, страдание, вина, борьба тоже ставят индивидуума в пограничную ситуацию, делая неизбежным осознание собственной конечности, вырывая его из мира повседневности, заботы, страсти и огорчения которого обнаруживают теперь свою несущественность. И лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, возвыситься над существующей реальностью и ощутить бессмертие, силу своего духа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл

(1883-1969)-немецкий философ, психолог, психопатолог, психиатр, специалист в области клинической психологии, философии психологии и теоретической психологии. Один из создателей экзистенциализма. Медицинское образование получил в ун-тах Берлина, Гет-тингена и Гейдельберга (1902-1908). С 1908 по 1915 г. работал у Ф. Ниссля (F.Nissl) в психиатрической клинике Гейдельберга. Здесь защитил докт. дис: Бред ревности (1909), выполненную в классических психопатологических традициях. В 1913 г. получил доцентский курс по психологии. В этом же году вышло первое издание его учебника Общая психопатология (Allgemeine Psyhopathologie). С 1916 г. Я. — профессор психологии. С 1921 г. — профессор философии Гейдельбергского ун-та (в 1937 г. был отстранен от преподавательской деятельности, к которой вернулся в 1945 г.). В 1949 г. переехал в Базель (профессор философии Базельского ун-та), где работал до конца своих дней. Профессиональную деятельность Я. начал как психиатр, что в известной степени предопределило впоследствии трактовку им основных философских вопросов. В работах Общая психопатология (в рус перев. издана в 1997) и Психология мировоззрений (Psychologie der Weltanschauungen,1919) Я. проводил идею, согласно которой психопатологические явления, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. После 1915 г. отошел от активных исследований в области психиатрии, посвятив ряд работ проблематике патографии (подвергнул психопатологическому анализу эволюцию ряда выдающихся личностей) и философии. Наряду с этим неоднократно переиздавал, перерабатывал и расширял Общую психопатологию (вплоть до 1959), которая пользовалась большой популярностью и стала своего рода психопатологической энциклопедией. Я. удалось в этом труде интегрировать большое число психопатологических исследований и с помощью четкой терминологии отграничить и описать отдельные феномены душевной жизни психически больных людей. Помимо методологической направленности, книга содержала ряд ценных клинических разработок. Была предложена триада критериев реактивных состояний: 1) реактивное состояние вызывается психической травмой; 2) психогенно-травмирую-щая ситуация отражается в клинической картине заболевания, в содержании его симптомов; 3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины. Клинически реалистичным было также понимание делирия как распадающегося сознания, включающего: распад целостности; дробление функциональных комплексов; диссоциацию нормальных порядков, обусловливающую мерцающий характер переживаний. Большую ценность представляет описание психопатологического феномена Leibgefuhle (телесное ощущение), которое легло в основу многих разработок последних лет по соматизированным и соматоформным расстройствам. Введенное Я. понятие психопатические реакции вошло во многие позднейшие клинические концепции. В еще большей мере это относится к его клиническим разработкам фазовых состояний, описываемых не только при маниакально-депрессивном психозе, но и вне его рамок, и дифференцируемых с шубами, приступами и периодами. Предложенная Я. классификация влечений также явилась основой для последующих клинических исследований. Она включала: 1) чувственно-соматические влечения — секс, голод, жажда и т.п.; 2) жизненные влечения: а) существование, желание действия, стремление к самоутверждению, мужество, страх и др., б) витально-психологические — родительская забота, желание путешествовать и др., в) витально-творческие — стремление к изображению, к усиленной работе, труду и т.п.; 3) духовные. С 1912 г., наряду с изучением методологии психиатрии, Я. все большее внимание стал уделять феноменологическому подходу. Он утверждал, что любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. Бытие в этих условиях оказывается зашифрованным и предполагает обязательное истолкование. Задача философии у Я. — вскрыть то обстоятельство, что в основании всех ипостасей сознательной деятельности людей лежит неосознаваемое творчество экзистенции, т.е. бытия особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру (А.А. Грицанов). При этом бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или бы-тие-в-мире; 2) экзистенция, т.е. необъек-тивируемая человеческая самость; 3) транс-ценденция как объемлющее — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом бытие-в-мире есть ориентация-в-мире; мышление перед лицом экзистенции — высветление экзистенции; мышление перед лицом трансценденции — метафизика (учение о сверхчувственных основах и принципах бытия), выражающая свой невыразимый предмет при посредстве шифров. Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции (С.С. Аверинцев). Теологии он противопоставляет идею философской веры, утверждая, что вера мыслящего человека всегда отличается тем, что она существует только в союзе со знанием. Она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Философская вера (1938), по Я., — продует размышлений, а не откровения. Способность философствования присуща любому человеку и имеет целью достижение истинной коммуникации, т.е. реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе личного общения в и по поводу истины). Общение людей — атрибут бытия человека и Я. возводит коммуникацию в ранг критерия философской истины и отождествляете разумом. (Разум и экзистенция, 1935). Развивая свои представления о пограничных ситуациях Я. пришел к выводу, что исконный смысл бытия раскрывается человеку лишь в моменты кардинальнейших потрясений (размышления о смерти, страдания, болезнь и т.п.) Тогда человек сознает роль случая в своей жизни, а также то, насколько его жизнь не принадлежит ему самому, будучи несобственной. Это и есть пограничная ситуация случая. По Я., даже смерть как объективный фактор бытия еще не есть пограничная ситуация: важен факт осознания такой возможности, факт ощущения хрупкости, конечности существования индивида. Именно в эти моменты осуществляется крушение шифра. Для человека актуализируется мир его интимного начала (происходит озарение экзистенции ) и его истинное переживание Бога (трансцендентного) (Философия, т. 1—3, 1931—1932). Свой философский подход Я. реализовал в антропологическом направлении экзистенциализма, трактуя психоз как результат краха привычного состояния человека. Психическая патология, по Я., — самовыражение патологического бытия. В соответствии с этим, например, бред у больных шизофренией представляет собой самовыражение шизофренического бытия. Особый интерес представляют взгляды Я. на сущность сознания. Он различает два вида сознания: бодрственное и рефлектирующее. Бодрственное сознание отражает окружающий мир, а рефлектирующее — восприятие этого мира человеком. Синдром деперсонализации, например, не патопсихологический синдром, а проявление рефлектирующего сознания, следовательно, не признак душевного заболевания, а высший уровень сознания, определяемый духовным миром человека. По мнению Б.В. Зейгар-ник (1982), эти взгляды, в конечном итоге, привели к учению антипсихиатрии. Тем не менее термины и постулаты экзистенциальной философии Я. используются при групповой психотерапии, получившей распространение в США как групповой экзистенциальный анализ (W. van Dussen, T. Нога и др.). Политико-нравственные поиски Я. объективировались в его исследованиях немецкой вины (Вопрос о вине, 1946), культурно-психологической значимости холодной войны (Атомная бомба и будущее человечества, 1958), угрозы авторитарных тенденций в ФРГ (Куда движется ФРГ?, 1967). В целом, по Я., особая роль философствования и сопряженной с ней философской верой в XX в. состоит в том, чтобы противостоять псевдорационалистическим утопиям, постулирующим возможность насильственного создания рая на земле, но на практике разрушающим культуру и ввергающим людей в ужас братоубийственных войн. Между наукой и философией, по Я., недопустимо взаимное инфицирование, но их нельзя и жестко изолировать друг от друга. Сферы философии и науки не антиномичны (не противоречивы), хотя и не тождественны. Наука представляет философии потенциальные пути познания, точные результаты исследования, делая философию зрячей. Философия придает системе наук внутренне связующий их смысл. Философия, согласно Я., разрушает постоянно культивируемый наукой догматизм и амбициозные претензии (А.А. Грицанов). Я. также автор книг: Ницше , 1936; Декарт и философия, 1937; Экзистенциальная философия, 1938; Об истине, 1947; Введение в философию, 1950; в рус. пер. издан сб. работ: Смысл и назначение истории, 1994; и др. В.Я. Гиндикин, Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.