Геллап  Джордж Горас Гельб  Адемар Максимилиан

ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Найдено 4 описания персоны ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ

1896 – 1967) — советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических функций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Геллерштейн Соломон Григорьевич

(1896 - 1967) - советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники.

Биография. С 1922 г. работал по проблемам психологии труда в лаборатории промышленной психотехники НКТ. Заведующий отделом психологии труда Института охраны труда. Одновременно работал в Институте психологии, преподавал психологию на педагогическом факультете Второго МГУ. С 1931 г. по 1934 г. - заведующий кафедрой психотехники Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. С 1934 по 1937 г. - консультант Центральной психофизиологической лаборатории ГВФ и начальник психофизиологического отдела Института авиационной медицины Красной Армии. Во время Великой отечественной войны - научный руководитель и консультант по трудотерапии госпиталей системы ВЦСПС. В дальнейшем работал консультантом в отделе эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. С 1947 г. - профессор.

Исследования. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических функций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ

1896-1967) - сов. психолог и психотехник, внес весомый вклад в психологически ориентированные науки о труде: психологию труда, психотехнику, авиационную психологию, восстановительную трудотерапию, инженерную психологию и эргономику, а также в подготовку кадров по этим дисциплинам. Вместе со своим учителем и коллегой И. Н. Шпильрейном в 1920-30-е гг. организовали, идейно и научно возглавили поразительное по размаху и разнообразию содержания психотехническое движение в СССР. Г. понимал и развивал психотехнику как осуществление практических, технических целей психологическими средствами. Исследования Г. посвящены след. проблемам: 1) законы изменчивости профессионально важных качеств и факторы, влияющие на эту изменчивость; 2) закономерности овладения профессиональным мастерством; 3) принципы и методы распознавания индивидуальных различий между людьми в связи с трудовой деятельностью; 4) устойчивость профессионально важных качеств в критических обстоятельствах; 5) работоспособность и ее колебания под влиянием утомления; 6) психологическое изучение профессий в связи с задачами профотбора, профобучения, рационализации труда, борьбы с утомлением и аварийностью. К счастью, во время разгрома психотехнического движения Г. не был репрессирован, ему удавалось проводить психотехнические исследования под др. названиями. Во время войны (1941-1945) и после нее Г. многое сделал для возобновления в стране исследований в сфере психологии труда и др. наук о труде. (В. М. Мунипов.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ГЕЛЛЕРШТЕЙН Соломон Григорьевич

(1896—1967) — российский психолог, д-р биологических наук (1945), профессор (1947), один из основателей отечественной психологии и психофизиологии труда, психотехники, авиационной психологии, психологии спорта. Закончил Коммерческое училище (1915) и Высшие научно-педагогические курсы при втором МГУ (1924), обучался в Харьковском технологическом ин-те. Трудовой путь начал в Лаборатории промышленной психотехники НК Труда СССР (1923—1925), затем руководил лабораторией психологии труда в Московском Институте охраны труда НКТ СССР (1929—1935). Одновременно работал в составе психотехнической секции Московского Государственного ин-та экспериментальной психологии под руководством И.Н. Шпильрейна. С 1931 по 1934 г. -зав. кафедрой психотехники в ЛГПИ им. А. И. Герцена, где создал профиль психотехника. С 1935 по 1937 г. — зав. лабораторией психологии труда Всесоюзного института экспериментальной медицины, одновременно возглавлял психофизиологический отдел Института авиационной медицины Красной Армии им. акад. И. П. Павлова (1934-1937). В годы ВОВ Г. был приглашен А. Р. Лурия в нейрохирургический военный госпиталь в г. Кисегаче, где выполнял обязанности научного руководителя и консультанта по трудовой терапии всех госпиталей системы ВЦСПС (1942-1943). На основе своих разработок по восстановительной трудотерапии Г. защитил в 1945 г. докт. дис. В послевоенные годы преподавал психологию труда в МГУ (1948), заведовал кабинетом психологии движений в лаборатории Н.А. Бернштейна в Московском Институте физической культуры, являлся консультантом в ЦИЭТИНе, вел научно-преподавательскую работу на кафедре авиационной медицины военного факультета Центрального института усовершенствования врачей (1943—1949), где в 1947 г. ему было присвоено звание профессора. В связи с кампанией борьбы с космополитизмом в 1950 г. Г. вынужден был оставить работу и почти 6 лет зарабатывал на жизнь переводами трудов Ч. Дарвина, Я. Пуркинье, Ж. Ламарка. Им составлен подробный Комментарий к избранным произведениям И. М. Сеченова (1952). С середины 50-х годов Г. участвовал в возрождении психологии труда, был консультантом отдела эргономики ВНИИТЭ (1966—1967). В своих трудах Г. выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий, обосновал необходимость изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала. Тем самым на материале профессиональной деятельности взрослых людей были созданы предпосылки развития представлений о деятельностном опосредовании психики (Психотехника, 1926; Руководство по психотехническому профессиональному подбору, в соавт., 1929; Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники, 1931). Изучая процессы упражнения и развития профессионально важных качеств, он первым из психологов дал характеристику плато на кривых упражнения как периодов стабилизации выбранных субъектом способов выполнения заданных действий, своеобразной творческой паузы. Под руководством Г. в 30-е гг. разрабатывались проблемы тренировки профессионально-важных качеств у сталеваров, аппаратчиков химического производства, водителей автомашин, парашютистов, 1 военных летчиков и пр. (Вопросы психологии труда/Психологическая наука в СССР, 1960). Г. систематизировал отечественный и зарубежный опыт в области прогнозирования профпригодности, исследования изменчивости профессионально важных качеств, проблемы переноса результатов обследования, полученных при тестировании или в процессе тренировки, в реальную трудовую деятельность (Метод тестов и его теоретические предпосылки/Сб. Института методов школьной работы, 1928; Проблема переноса упражнений/Бюллетень ВИЭМ, 1936), подчеркивал важность учета индивидуальных различий в деятельности летчиков (Психология в применении к авиации, 1946) .Проведенный им методологический анализ теории и практики промышленной психотехники не утратил своего значения до сих пор (Психотехника/Основные течения современной психологии, 1930; Проблемы психотехники на пороге 2-й пятилетки/ Советская психотехника, 1932). Разработанная Г. система восстановительной трудотерапии — пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства (Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей, 1942, 1943; Принципы и методы трудовой терапии психически больных, 1964) Г. удалось разработать систему тренировочных упражнений для формирования умений оценки коротких интервалов времени с точностью до сотых долей секунды. На этой базе формировалось чувство времени , способность управления темпом и ритмом своих движений у спортсменов. С данным циклом исследований были связаны и последующие работы Г. в области изучения явлений антиципации и ее роли в регуляции движений, проблемы соотношения осознанных и бессознательных элементов в труде профессионала (Предвосхищающие реакции в деятельности летчика. К проблеме антиципации в связи с задачами отбора и тренировка/Авиационная и космическая медицина, 1963; Антиципация в свете проблемы бессоз-нательного/Проблемы сознания, 1966). О. Г. Носкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.