ГАРДНЕР БеатрисГарсиа Гуиллермо Давила

ГАРДНЕР Говард Эрл

Найдено 1 определение:

ГАРДНЕР (Gardner) Говард Эрл

(р. 1943) -американский психолог, специалист в области когнитивной психологии, психологии развития, психологии интеллекта, нейропсихологии. Получил степень д-ра наук (Ph. D.) по психологии развития в Гарвардском ун-те (1971). Соруководи-тель Гарвардского проекта Зиро (Нуль — Project Zero), крупного междисциплинарного исследовательского проекта в области развития когнитивных способностей в школе, семье и других социальных средах окружающих ребенка (основанного Н. Гудманом в 1967). Профессор Гарвардского и Стэндфордского ун-тов Г. известен своими взглядами в области психологии интеллекта. Считал, что интеллект не сводится к решению логических и вербальных задач, входящих в традиционные тесты интеллекта, и предложил теорию множественных интеллектов (Frames of mind: The theory of multiple intelligences, 1983). Согласно Г. интеллект не единый конструкт, а состоит из 7 различных типов интеллекта: вербального (языкового), логико-математического, пространственного, музыкального, телесно-кинестетического, межличностного и внутриличностного. Теория вызвала большой резонанс среди американских психологов и педагогов. В книге Творящие умы: анатомия креативности (Creating minds, 1993) Г., опираясь на изучение биографий, рассматривает жизнь и творчество семи выдающихся деятелей мировой культуры, живших в конце XIX — начале XX вв. и идеально олицетворявших собой один из выделяемых видов интеллекта. Так, 3. Фрейд — выдающийся обладатель внутриличностного типа интеллектов, А. Эйнштейн — блестящий представитель логико-математического интеллекта, Стравинский— музыкального, М. Грэ-хам — телесно-кинестетического, М. Ганди — межличностного, Т. С. Элиот — лингвистического, а П. Пикассо— пространственного. Г. занимается также проблемами одаренных детей, их художественного воспитания (Changing the world: A framework forthe study of creativity, 1994. Он автор программ по развитию практического интеллекта, альтернативных стандартизированному тестированию систем оценивания продвижения ребенка в школе, и обучения восприятию искусства на научных основах, определяемых его теорией множественных интеллектов (Multiple intelligences: The theory in practice, 1993). Г. внес существенный вклад в психологические аспекты изучения афазии, а также проблем дизлексии, алекси-тимии, зрительной агнозии, больных с Корсаковским синдромом. Исследовал проблемы психологического функционирования при афазии и повреждениях правого полушария мозга, роли правого полушария в понимании сложного лингвистического материала, метафор и иронии. Г. показывает, что музыкальный интеллект был более значим, чем логико-математический на протяжении большей части человеческой истории. Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции; напротив, музыкальные и артистические умения были с людьми практически с основания человеческой цивилизации. Идеи Г. о личностном, музыкальном и кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других переменных. Теория Г. обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако оказываются очень слабыми предикторами дальнейших этапов жизни, профессиональных успехов и карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллекта, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые индивидуумы блестяще успевающие в школе оказываются неуспешными в дальнейшей жизни, в то время как менее успешные студенты становятся успешными профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному относиться к теории Г. и спорить, являются ли все интеллекты действительно интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако ясно, что эта теория рождена под непосредственным влиянием современных запросов американского общества, характеризующегося стремлением к демократии и высокой сценке всех своих членов вне зависимости от того каким трудом — физическим или интеллектуальным — они занимаются. Т. О. Гордеева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.