ФЛОРЕНСКАЯ Тамара АлександровнаФлуранс Пьер

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 2 описания персоны ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович

ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937) Религиозный мыслитель и ученый. Основные работы: «Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценности Православия. Деятельность человека, не ограниченная высшими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области, искусства, к культу оторванного от жизни знания – в области науки, к культу хищничества – в области хозяйства, к культу личности – в области политики. Заложил основы философии генеалогии, которая была для него своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при ... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1882-1937) - религиозный философ, ученый энциклопедист, многие труды которого имеют важное значение для психологии, в особенности культурно-исторической. Ф. развивал орудийный подход к культуре.

Помимо машин и инструментов "есть и др. род орудий, наименее материальных, ВОЗДУШНЫХ, если выразиться точно и буквально, однако ничуть не менее могучих; это суть - СЛОВА - в особенности - оформленные технически понятия и термины. Слово "воздушное ничто" есть, однако, орудие мысли, без коего мысль не раскрывается и не осуществляется. Не в переносном смысле, а в самом точном - слова есть орудия". То же и символы: "Они суть органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Изображением мы видим реальность, а именем - слышим ее; символы - это отверстия, пробитые в нашей субъективности". Символы, согласно Ф., представляют собой наглядное единство, совмещающее в себе осмысленность вещей и ове-ществленность смыслов. Без такой "третьей" вещи, как символ, деятельность человека может расколоться на 2 непересекающиеся: деятельность осмысливания и деятельность реализации, что слишком часто и происходит. Культура должна преодолеть имеющееся в настоящее время разделение "смысла и реальности, духа и плоти, истины и силы на два царства: царство субъективных истин и царство не-истинных объективностей". (См. также Кассирер Э., Психология искусства, Сон.)

Ф. развивал идею органопроекции (см. Капп Э.) - создание человеком орудий по образцу и подобию его собственных анатомических органов и органов-действий {функциональных органов в терминологии А. А. Ухтомского). В 1937 г. Ф. был расстрелян. (В. П. Зинченко.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь