ФИЗЕР Норман ТомасФИРСОВ Леонид Александрович

ФИЛОНОВ Лев Борисович

Найдено 2 описания персоны ФИЛОНОВ Лев Борисович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ФИЛОНОВ Лев Борисович

р. 1925) - российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988). В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955). В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. - зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. - гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006). Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

ФИЛОНОВ Лев Борисович

(р. 1925) -российский психолог, специалист в области социальной и юридической психологии. Доктор психологических наук (1986), профессор (1989). Заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института (1986-90) и кафедрой психологии Университета Российской Академии Образования (1992-94). Награжден 6 правительственными наградами за участие в Великой Отечественной войне. Окончил Казанский юридический институт (1949), а затем отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (1954). В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта. Зависимость, установленная в исследовании, получила название феномена Филонова. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию на тему: Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения. Является автором методики контактного взаимодействия (Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982), которая легла м основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами. Один из первых разработчиков учебных курсов по юридической психологии (Юридическая психология; Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методические программы //Сборник учебно-методических программ. МГУ, 1998). С 1992 г. Ф. заведует лабораторией психологической антропологии Российского института культурологии, где руководил исследованиями по 3 направлениям: методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности. Методологическое направление было посвящено решению закономерностей оперирования признаками и показателями. В русле этого направления исследовались возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Коммуникационное направление соотносилось с концепцией девиационной природы изменчивости и с практикой применения контакта. Результаты используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Была выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности. С 2002 г. Ф. продолжает исследование проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета. С 2004 г. возглавляет секцию психологической антропологии в Московском отделении Российского психологического общества. Под руководством Ф. защищено 23 кандидатские и 4 докторские диссертации. Он автор 155 публикаций, в том числе монографий и учебных пособий: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979; Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением //Психология формирования и развития личности. М., 1981; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992. Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003. Е.А. Петрова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.