Фенихель ОттоФеррье Дэвид

Ференци Шандор

Найдено 5 описаний персоны Ференци Шандор

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Ференци Шандор | Ferenczi, Sandor (1873-1933)

Ференци был продолжателем дела Фрейда и интересовался отношениями между биологией и психоанализом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ФЕРЕНЦИ (Ferenczi) Шандор

(1873-1933) — венгерский психиатр и психоаналитик, один из учеников и последователей 3. Фрейда. В 1910 г. основал Интернациональное, а в 1913 г. Венгерское психоаналитическое общество. В 1918 г. в Будапеште был избран председателем пятого Психоаналитического конгресса. Обучался с 1890 по 1894 г. медицине в Венском ун-те (д-р медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. Начал свою-практику в качестве врача-невропатолога в австро-венгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св. Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900 г. Ф. получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште и до знакомства с 3. Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. В 1908 г. состоялось очное знакомство с 3. Фрейдом, а в 1909 г. 3. Фрейд пригласил его в поездку в США, где читал лекции в ун-те Кларка. Во время Венгерской революции (1919 г.) Ф. стал первым профессором психоанализа в Будапештском ун-те (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций травмирующих переживаний, связанных с войной (Psychoanalysis and the war neuroses, L., 1921, совм. с Abracham К., Simmel E.). В 1927—1928 гг. Ф. читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930 г. основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Ввел в психологию понятие интроекции (включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний) (Introjektion und Ubertragung, Jahrbuch fbr Psychoanalyse und psychopath, 1910; в рус.пер. Интроекция и перенесение , Одесса, 1925). В 1924 г. у него наметился разрыв с 3. Фрейдом из-за поддержки О. Ранка, обратившегося к созданию собственной теории первичной травмы рождения, и развития собственных представлений о психическом. В работе Таласса, опыт генитальной теории (Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie, Wien, 1924)(thalassa — от греч. — море), охарактеризованной критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и в конечном счете в воды мирового океана. Проводил психоаналитическую работу как с пациенткой с Мелани Клейн. Оказал влияние на М. Балинта. Старался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза (Bioanalyse); все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать тревогу, чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию. В последние годы жизни пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом по отношению к пациенту любви, которой тот был лишен в детстве. Основные труды: Hysterie und Psychoneurosen. Lpz., 1919; Die Symbolik der Brucke / Intern. Z. Psychoanal., 1921, Bd. 7; Zur Psychoanalyse von Sexualgewohnheiten / Intern. Z. Psycoanal., 1928, Bd. 11; The Development of Psychoanalyses (совм. с Rank О.), 1925, 1986; Bausteine zur Psychoanalyse , Hrsg., 4 Bde., 1927. И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Ференци (Ferenczi) Шандор

(7.7.1873, Мишкольц, Венгрия - 22.5.1933, Будапешт) - венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда.

Биография. Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890 г. по 1894 г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врача-невропатолога в австро-венгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900 г. Ференци получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште, и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения "Толкований сновидений" Фрейда в 1907 г. написал ему письмо в Вену с просьбой принять его с выражением уважения, в 1908 г. состоялось очное знакомство, а в 1909 г. Фрейд пригласил его в поездку в США, где сам читал лекции в университете Кларка. Во время Венгерской революции, в 1919 г., отмеченным для него заключением счастливого брака, Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций травмирующих переживаний, связанных с войной (Psychoanalysis and the War Neuroses. L., 1921 (совм. с Abracham K., Simmel E.)). В 1927-1928 гг. читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930 г. Ференци основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Проводил большую работу по организации ежегодных заседаний психоаналитиков разных стран и много сил отдал созыву Психоаналитических конгрессов: первого - в Зальцбурге (1908), второго - в Нюрнберге (1909), пятого - в Будапеште (1918), где он был избран председателем. В 1910 г. основал Интернациональное, а в 1913 Венгерское психоаналитическое общество.

Исследования. Ввел в психологию понятие интроекции, которая представляет собой включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний (Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, S. 422-457, в рус. пер. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925). В 1924 г. у него наметился разрыв с З.Фрейдом из-за поддержки О.Ранка, обратившегося к созданию собственной теории "первичной травмы рождения", и развития собственных представлений о психическом. В работе "Таласса, опыт генитальной теории" (Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie. Wien, 1924 - thalassa по греч. - море), охарактеризованной критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. Проводил психоаналитическую работу, как с пациенткой, с М.Кляйн. Оказал влияние на М.Балинта. Старался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза (Bioanalyse); все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать тревогу, чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию.

Терапия. В последние годы жизни пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом по отношению к пациенту любви, которой тот был лишен в детстве.

Сочинения. Hysterie und Psychoneurosen. Lpz., 1919;

Die Symbolik der Brucke // Intern. Z. Psychoanal. 1921, Bd. 7, S. 211-213;

Zur Psychoanalyse von Sexualgewohnheiten // Intern. Z. Psycoanal. 1928, Bd. 11;

The Development of Psychoanalyses (1925). Boston, 1986 (совм. с Rank O.);

(Hrsg.) Bausteine zur Psychoanalyse. 4 Bde., 1927, Wien.;

The phenomena of hysterical materialisation // Contributions to the Theory and Technique of Psychoanalysis. 2 Bde.,L.,1950.

Литература. Клеман К. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Марксистская критика психоанализа. М., 1976;

Forest J. The Leaven of Love. A Development of the Psychoanalytic Theory and Technique of Sandor Ferenczi. N.-Y., 1984;

Dupont J. (Ed.) The Clinical Diary of S.Ferenczi. Camb.,Mass.,1988.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ФЕРЕНЦИ (Френкель) Шандор

1873–1933) – венгерский психоаналитик, один из ближайших соратников З. Фрейда. Родился 7 июля 1873 года в небольшом городке Мишкольце, расположенном в северной части Венгрии. Получил медицинское образование в Вене, где учился в период с 1890 по 1896 год. В последующие годы (1897–1907) работал в Будапеште, занимая должность ассистента врача в госпитале Св. Роха, помощника врача в приюте Св. Елизавветы, руководителя неврологической амбулатории в городской клинической больнице. В 1907 году был назначен главным специалистом по неврологии в судебной палате Будапешта. В дальнейшем проявил интерес к психоаналитическим идеям и занялся психоаналитической практикой.

   Первое знакомство Ш. Ференци с работой З. Фрейда «Толкование сновидений» не вызвало у него никакого энтузиазма. Повторное прочтение данной работы в 1907 году побудило его написать письмо основателю психоанализа, после чего состоялась их первая встреча в Вене в начале февраля 1908 года. Ш. Ференци произвел на З. Фрейда такое благоприятное впечатление, что последний пригласил его на двухнедельный летний отдых в Берхтесгаден, во время которого венгерский врач имел возможность ближе познакомиться и с семьей основателя психоанализа, и с психоаналитическими концепциями.

Несколько месяцев спустя З. Фрейд пригласил Ш. Ференци сопровождать его в поездке по США, которая состоялась осенью 1909 года и во время которой основатель психоанализа и К.Г. Юнг прочитали лекции по психоанализу в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс). В конце лета 1910 года З. Фрейд и Ш. Ференци совершили совместную поездку по Италии, что способствовало развитию дружеских отношений между ними и приобщению венгерского врача к тайнам психоанализа. В 1914-м и 1916 году Ш. Ференци приезжал к З. Фрейду в Вену и каждый раз на протяжении трех недель проходил у него личный анализ.

   Вместе с английским психоаналитиком Э. Джонсом Ш. Ференци был инициатором создания тайного Комитета, который был учрежден в 1913 году с целью дальнейшего развития психоанализа и защиты его от проявления инакомыслия. В том же году Ш. Ференци основал Венгерское психоаналитическое общество, председателем которого он был на протяжении двадцати лет. В 1915 году он перевел на венгерский язык работу З. Фрейда «Три очерка по теории сексуальности». В апреле 1919 года Ш. Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете, однако после победы контрреволюционных сил в Венгрии ранее созданная и просуществовавшая всего несколько месяцев кафедра психоанализа была упразднена.

   В 1920-е годы Ш. Ференци написал ряд работ, в которых содержались идеи, вызвавшие нарекания со стороны основателя психоанализа. И если его «Популярные лекции о психоанализе» (1922) были охарактеризованы З. Фрейдом как «ясные и совершенные по форме», представляющие собой лучшее «введение в психоанализ», то опубликованный совместно с О. Ранком труд «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодействии теории и практики» (1924) вызвал у него неоднозначную реакцию. З. Фрейд не во всем был согласен с содержанием данного труда, особенно с идеями использования новой техники «активной терапии» и сокращения сроков анализа. По этому поводу он высказал свое критическое мнение в циркулярном письме (от 15 февраля 1924 года) членам тайного Комитета, где отметил, что с отклонением от «классической техники» связано много опасностей и что он не может поверить в то, будто в течение четырех или пяти месяцев «можно проникнуть в самые глубокие пласты бессознательного и вызвать длительные изменения в психике».

   В сентябре 1926 года Ш. Ференци совершил свою вторую поездку в США, куда он был приглашен для прочтения курса лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В декабре того же года он выступил на собрании Американской психоаналитической ассоциации и в период своего пребывания в США, завершившегося в начале июня 1927 года, провел аналитическое обучение небольшой группы людей, большая часть которых не имела медицинского образования, что вызвало недовольство среди американских психоаналитиков, выступавших против дилетантского анализа.

   В начале 30-х годов разногласия между Ш. Ференци и З. Фрейдом достигли своего апогея, что было связано с использованием венгерским врачом техники «изнеживающего анализа», предполагающей материнское отношение аналитика к пациентам. Вместе с тем они продолжали встречаться друг с другом, обменивались письмами, в которых содержалось дружеское расположение основателя психоанализа к венгерскому психоаналитику.

   Несмотря на разногласия по поводу некоторых сторон техники психоанализа З. Фрейд хотел, чтобы Ш. Ференци стал в 1932 году президентом Международного психоаналитического объединения, однако последний отказался от подобного предложения. В свою очередь, после поджога рейхстага в Берлине Ш. Ференци советовал З. Фрейду уехать из Австрии в Англию, поскольку беспокоился о его дальнейшей судьбе. К тому времени Ш. Ференци болел злокачественной анемией, лечение которой осуществлялось с переменными успехами на протяжении двух лет, но завершилось внезапной смертью, последовавшей 24 мая 1933 года.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

ФЕРЕНЦИ ШАНДОР

Шандор Ференци родился 7 июля 1873 г. в городе Мишкольце на севере Венгрии. Его родители имели еврейское происхождение, в свое время они переехали из Польши в Венгрию, где и поженились. В юности Шандор очень активно занимался самообразованием, любил читать, слушать музыку и музицировать, наблюдать за природой. В 1890-1896 гг. Ференци изучал медицину в Вене, а после окончания университета отправился в Будапешт, где сначала работал ассистентом врача в госпитале Св. Роха, а затем - помощником врача в неврологическом отделении при приюте Св. Елизаветы. Его врачебная карьера развивалась достаточно быстро, в 1904 г. он стал руководителем неврологической амбулатории при общей клинической больнице в Будапеште, а еще через три года - главным специалистом по неврологии в будапештской судебной палате. Примерно в то же время он начал читать психоаналитическую литературу, а после того как познакомился с основными трудами психоаналитиков, стал искать встречи с Зигмундом Фрейдом, который охотно принимал учеников. Именно он в 1908 г. предложил Ференци сделать доклад на Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, после которого имя Ференци стало известным в психоаналитических кругах. Теория связи психоанализа и общества, которую Шандор Ференци изложил в своем докладе «Психоанализ и педагогика», стала основополагающей в этой сфере психоаналитической науки и оставалась такой на протяжении почти полувека. Речь шла о «дополнительном подавлении», возникающем вследствие различных педагогических воздействий и, по мнению Ференци, «пестующего вытеснение». В результате происходит освобождение сил влечения, которые служат основой для возникновения тоталитарного образа мышления. Несмотря на то что этот доклад был первой работой, посвященной воспитанию, он остался в забвении и только после смерти Ференци был переведен с венгерского языка на немецкий. С этого доклада начинается не только активное занятие Ференци психоанализом, но и его сотрудничество с Фрейдом. В 1908 г. они вместе проводят каникулы, а в 1909 г. Ференци вместе с Юнгом сопровождает Зигмунда Фрейда в его поездке по США. Помимо зальцбургского доклада, еще только одна статья Ференци посвящена критике общества. В отличие от Фрейда и многих других психоаналитиков политические события также не нашли отражения в его творчестве. Интересы Ференци были направлены не на исследование истории культуры, а на изменение «истории» органической жизни. Во время Первой мировой войны Ференци работал полковым врачом в западной Венгрии. В это время он продолжал заниматься психоанализом и на материале «военных» неврозов разработал психологическую теорию травмы. После войны он прекратил свои исследования по этому поводу и вернулся к ним только в последние годы своей жизни В 1914 и в июне 1916 гг. Ференци навещал в Вене Зигмунда Фрейда, чтобы дополнить самоанализ учебным анализом. В это же время он переводит «Очерки по теории сексуальности», и работа над этим переводом помогает ему в создании собственной «Теории гениталь-ности» (опубликованной в 1923 г.). В то же время он работает над циклом статей аналогичной тематики («К вопросу о генитальной символике»). Этот цикл публикуется в печати в период с 1913 по 1916 г. В это время обостряется разделение наук «о душе» и «о природе». Ференци выступал против этого и считал, что для достижения объективности наука должна использовать как опыт естественно-научный, так и опыт психологии, подкрепляя его взаимными аналогиями. На этом основывалось и его использование биоанализа как метода психической терапии. Теоретической основой для создания такого метода послужила фрейдовская теория влечений. Биоанализ, по мнению Ференци, становится возможным, когда внутренние психические конфликты изображаются через перефункционализа-цию органов, событий, действий, как это происходит в сновидениях. Этот механизм - механизм конверсии - Ференци считал всеобщим принципом эволюции. В 1919 г. Шандор Ференци женился на женщине, в которую был влюблен уже давно. Ее муж был знаком с родителями Ференци, которые и познакомили сына с Гизелой. Несмотря на то что она отвечала Ференци взаимностью, муж не давал ей развода. В 1919 г. он умер, и тогда Шандор и Гизела смогли узаконить свои отношения. В 1918-1920 гг. Ференци читал лекции в Будапеште, а после того как город был занят румынскими войсками, он был вынужден прекратить выступления. Кафедра психологии была упразднена, а самого Ференци исключили из Будапештского медицинского общества. В 1920-е гг. Шандор Ференци был известен в психоаналитических кругах как специалист по «безнадежным случаям». В это время он занимался объяснением и терапией патоневрозов, тиков, психозов, эпилепсии и паралича Ференци писал, что ему пришлось «разрушить мистику». Под «мистикой» он понимал то, что некоторые факты объявлялись психоаналитиками «последней данностью», а потому не могли далее подвергаться анализу. В поисках собственной особенной техники лечения Ференци обратился к так называемой активной технике. Он настаивал на активном вмешательстве психоаналитика в психику пациента Через приказы и запреты он стремился повысить у пациента давление влечений, тем самым ускорив ход анализа. По его мнению, суть активной техники заключалась в том, что в лечении применялась стимуляция, подстегивающая защитные силы пациента, и ускоряла излечение. В середине 1920-х гг Ференци разочаровался в этом способе лечения по причине авторитарности его характера и подверг активную технику жесткой критике. После 1926 г. он начал применять другую технику, получившую в психоанализе название «техника релаксации». Несмотря на такое изменение техники, сам принцип лечения всегда оставался неизменным Пациент во время сеанса обычно переносит свои чувства на психоаналитика. По мнению Ференци, это его желание должно оставаться неудовлетворенным, поскольку в противном случае у пациента может возникнуть новая зависимость, связанная с врачом. Отдавая предпочтение такому принципу лечения, Ференци, естественно, счел способ лечения, применяемый Фрейдом, непродуктивным, что спровоцировало разрыв между этими двумя психоаналитиками. В конце 1920-х гг. Шандор Ференци обращается к проблеме онтогенеза, т.е. последовательного развития организма от рождения и до смерти. По его мнению, развитие организма можно представить как развитие психики от аутоэротизма (любви к себе, собственному телу) через нарциссизм (любовь к себе, собственному Я) к генитальности (любви к объекту). Скорость этого процесса может быть разной из-за различий в социальном и культурном опыте индивида. Онтогенез человека происходит в виде социализации, т.е. не самостоятельно, а под воздействием агентов воспитания. Для маленьких детей тело является посредником и средой в развитии себя и мира, со временем центры формирования собственного «Я» у человека смещаются. Появление внутренней контролирующей инстанции (по Фрейду - Сверх-«Я») происходит в результате подражания родителям. В 1929 г. выходит в свет книга «Мужское и женское», в которой ученый обозначил различия в сексуальности полов, которые, с его точки зрения, объяснялись не биологическими отличиями, а разницей в культурном опыте, в условиях жизни. В результате женщины обычно более развиты психологически, а мужчины - сексуально. На основании этих выводов Ференци считал необходимым проведение сексуально-политической реформы. Он считал, что органическая неполноценность женщины и психологическая неполноценность мужчины нуждаются в непременной и своевременной адаптации. В отличие от большинства психологов, Шандор Ференци не выпускал объемные труды, большинство его произведений изданы в виде записок или статей. Часто Ференци обращался к таким ненаучным жанрам, как афоризмы и даже стихи. Большое значение имеет его переписка с Зигмундом Фрейдом, не прекратившаяся даже после разрыва. Среди своих коллег Шандор Ференци получил прозвище «несносный ребенок психоанализа». Он развивал теории, не находившие отклика среди его коллег, постоянно исправлял и критиковал самого себя. Его работы по онтогенезу и теории генитальности стали серьезным вкладом в историю психоанализа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов