ЭПИКУР Эренштейн  Вальтер

ЭРЕНФЕЛЬС ХРИСТИАН

Найдено 4 описания персоны ЭРЕНФЕЛЬС ХРИСТИАН

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Эренфельс, Христиан (1859-1932)

Эренфельс явился предшественником гештальтистского движения. Именно Эренфельс и Вертгеймер, по мнению Аша, повлияли на его решение примененить принципы гештальта в социальной психологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ЭРЕНФЕЛЬС ХРИСТИАН

Ehrenfels, 1859-1932) - австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, представитель Австрийской школы. В психологии наиболее известен своей работой "О гештальт-качествах" (1890), в которой он ввел понятие "гешталът-качество" и поставил проблему целостности восприятия. Решал, однако, эту проблему Э. в духе элементаризма: целостность психического образа Э. объяснял автоматическим появлением в сознании еще одного нового (целостного) элемента, связывающего в единое целое исходные элементы этого образа (ощущения). (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Эренфельс (Ehrenfels) Христиан

(20.6.1859, Родаун, Австрия - 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) - австрийский философ и психолог.

Биография. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем - философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Ученик Ф.Брентано. Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга, на представления которого оказал существенное влияние. В 1888 г. подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. он - экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. - ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще.

Исследования. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт-качеств, названных в его честь "качествами Эренфельса": качество "сверхсуммативности" и качество "транспозитивности" (Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14, S.249-292). Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М.Вертгеймера и В.Келера. Сами же гештальт-качества понимались Эренфельсом в рамках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем с экспериментальной психологии его интересы переместились на вопросы философию. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальтпринципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной (Kosmogonie. 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz. 1922).

Сочинения. Philosophischen Schriften. W., 1882;

System der Werttheorie. 2 Bd.,1898-1897;

Grundbegriffe der Ehtik. 1907;

Sexualethik. Wiesbaden, 1907;

Die Religion der Zukunft. 1928.

Литература. Соколова Е.Е. Из истории проблемы целостности в психологии // Вестник МГУ. Психология. 1984, № 4, С.41-50;

Meister R.Ehrenfehls // Neue deutsche Biographie. Bd. 4, B., 1959, S. 352-353.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЭРЕНФЕЛЬС Христиан

ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859—1932) — австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брента-но. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885-1888 гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Э. — экстраординарный профессор пражского Немецкого ун-та, с 1896 г. — ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальткачеств, названных в его честь качествами Эренфельса. Это— качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). (Uber Gestaltqualitaten / Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophic, 1890, 14.) Это исследование стало ключевым для всего гештальтпси-хологического направления. В наибольшей степени учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф. Брентано об ин-тенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гешталь-тов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между геш-тальт-принципом (Бог) и неоформленным (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной (Kosmogonie, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz, 1922). Автор трудов: Philosophischen Schriften , W., 1882; System der Werttheorie, 2 Bd., 1898-1897; Grundbegriffe der Ehtik, 1907; Sexualethik, Wiesbaden, 1907; Die Religion der Zukunft, 1928. И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.