ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЬЯЧЕНКО ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(1948—1998)-психолог, специалист по возрастной и педагогической психологии. Основные темы научных исследований: воображение дошкольников, методы развивающего обучения, развитие способностей дошкольников.
Соч.:Развитие воображения дошкольников. М., 1993; Развивающие игры дошкольников. М., 1993; Воображение дошкольника. М., 1996.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дьяченко Ольга Михайловна
(1948–1998) – советский детский психолог. Исследования познавательного развития детей привели Д. к созданию оригинальной концепции творческого воображения, в основе к–рой лежит понимание воображения как специфической высшей психической функции, формирующейся через овладение особыми средствами; в качестве таких средств могут выступать образы, модели, символы, а также речь. Д. разработаны многочисленные методы диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников. Совместно с Л.А.Венгером Д. создала программу развития творческих способностей на разных этапах школьного детства. Она является одним из основных авторов программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», на основе к–рых строится работа с дошкольниками во многих образовательных учреждениях России. Осн. работы: «Психическое развитие дошкольников», «Дидактические игры по развитию умственных способностей дошкольников», «Курс введения в дошкольную практическую психологию», «Воображение дошкольника», 1986.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна

(1948-1998) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. — Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998). Лауреат Государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой Развитие . Окончила фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967-1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л.А. Венгера защитила канд. дис. Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте. В 1990 г. защитила докт. дис: Развитие воображения в дошкольном возрасте. В дальнейшем, после смерти Л.А.Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Д. была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием Детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей Дошкольного возраста. Программа Развитие , создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под Руководством Д., была отмечена Государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МП ГУ, а затем МГППИ. Д. — автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: Воображение дошкольника, М., (1986), Чего на свете не бывает, М., (1994). В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. (Педагогическая диагностика по программе Развитие: младший и средний возраст (в соавт.), М., ПИ РАО, Серия Педагогическая диагностика, 1995; Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (в соавт.), М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников (Развитие воображения дошкольника М., 1996; Роль слова в развитии воображения дошкольника (в соавт.)/ Сб. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Д. изданы труды: Родителям о психическом развитии дошкольников (в соавт.), М., 1984; День за днем. Хрестоматия для детей 3-5 лет(в соавт.), М., 1996; Одаренный ребенок/ред., М, 1997; Введение в дошкольную практическую психологию (в соавт.), 1998 и др. Н.Е Веракса.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005