Чуприкова Наталия Ивановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Чуприкова Наталия Ивановна
(род. 27.11.1928, Москва) - отечественный психофизиолог.
Биография. В 1951 г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ. Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института. С 1953 г. работала в НИИ общей и педагогической психологии, заведовала здесь лабораторией сенсорных процессов, затем - лабораторией психофизиологии познавательных процессов (1972-1985). В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека", в 1969 г. - докторскую диссертацию на тему "Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности". Профессор (1979).
Исследования. Специалист по проблемам индивидуально-психологических особенностей. Рассматривала память в психологическом, психофизиологическом, психолого-педагогическом и дифференциально-психологическом аспектах.
Сочинения. Психика и сознание как функция мозга. 1985;
(Ред.) Познавательная активность в системе процессов памяти. 1989

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЧУПРИКОВА Наталия Ивановна

(р. 1928) — российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, а в 1969 г. — докт.: Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга (Познавательная активность в системе процессов памяти, М, 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровне-вой нервной организации — от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга (Психика и сознание как функция мозга, М, 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека, М., 1967; Умственное развитие и обучение, М., 1995; Психология умственного развития: принцип дифференциации, М., 1997. В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005