ЧЕРНЫШЁВ Алексей Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕРНЫШЕВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(р. 1936)-психолог, специалист в области социальной психологии. Основная тема исследований-организованность малой группы и групповой деятельности. Создатель ряда оригинальных приборов для экспериментального изучения работы малых групп.
Соч.:Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников. М., 1989; Социально-психологические основы организованности коллектива (в соавт.). Воронеж, 1991. См. Уманский Лев Ильич, коллектива параметрометрическая теория.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЧЕРНЫШЁВ Алексей Сергеевич
российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и психологии О., докт. психол. наук, проф., Засл. работник высшей школы РФ, зав. каф. психологии Курского гос. ун-та. Исследует проблемы О. в связи с подготовкой молодежных лидеров из числа социально одаренных подростков и юношей в рамках крупномасштабного формирующего эксперимента в специально созданной в 1961 г. Курской психол. школе лидеров. Им разработаны аппаратурные модели совместной деятельности и О., к-рые используются как диагностические средства и как социально-психол. тренажеры («Групповой сенсомоторный интегратор», «Стрессор», «Арка») не только в школе лидеров, но и при обучении студентов-психологов, а также в спец. исследованиях, напр., при изучении психич. ресурсов человека в режиме непрерывного бодрствования, проведенного Ин-тами психологии и медико-биол. проблем АН СССР в 1988. Им выявлены социально-психол. механизмы влияния уровня развития группы, особенно ее организованности и направленности, на социально-перцептивную и интерактивную подструктуры О., установлен избирательный характер санкций к лицам, допустившим ошибку, в зависимости от их психол. статуса в группе. В решении проблемы целенаправленного формирования успешного О. у совр. подростков и юношей достаточно эффективной оказалась разработанная Ч. совместно с учениками форма психол. помощи в виде социального обучения. В пед. О. исследовались конфликтные пед. ситуации и предложены психол.-пед. технологии профилактики и решения напряженных отношений в пед. О. Осн. труды: Психологическая школа молодежных лидеров (в соавт.), 2005; Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности (в соавт.), 2005; Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии (в соавт.), 1999; Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций, 1999. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011