ЧЕБЫШЕВА Варвара Васильевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕБЫШЕВА ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА
(1903-2000)-психолог, специалист в области психологии труда и педагогической психологии.
Соч.:Психология трудового обучения. М., 1969; Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М., 1980; Психология трудового обучения. М., 1983.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЧЕБЫШЕВА Варвара Васильевна

(р. 1903) — российский психолог, специалист в области психологии труда и проблем профориентации и профотбора. Д-р психологических наук (1972). Поч. чл. Общества психологов СССР (с 1983). Закончила педологический фак-т 2-го МГУ (1930). В 1930-е гг. работала: ответственным исполнителем по профотбору на заводе им. Ф.Э. Дзержинского и заведовала психотехническим сектором в Институте кадров черной металлургии в г. Днепропетровске. Затем работала в Московском Институте охраны труда; во ВНИИ авиационной медицины РКК, где проводила исследования по темам: Планер в системе летной подготовки, Парашютисты о себе, Наземные тренажеры, Реакция на беспорядочно появляющиеся раздражители и др. С 1945 г. — сотрудник Московского ин-та психологии, где с 1969 г. заведовала лабораторией психологических проблем профориентации. Ч. была в числе инициаторов развертывания работы по профориентации, входила в число организаторов 1 -го Всесоюзного совещания по вопросам профориентации и профотбора (1959). Основное направление дальнейших исследований Ч. было связано с психологическими особенностями труда, как предмета изучения, и условиями воспитания и разностороннего развития личности. Была разработана классификация профессий как основы трудового обучения и профориентации (Классификация профессий и профориентация / Вопросы психологии, 1971). Выявлены особенности и условия формирования общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков. Систематизированы знания в области психологии трудового обучения (Психология трудового обучения, 1969; Психологические вопросы производственного обучения / Основы профессиональной педагогики, 1968; и др.). Формирование навыков и умений рассматривается Ч. как процесс совершенствования деятельности личности, основанной на самоконтроле и саморегуляции. Была разработана психологическая классификация трудовых умений, уточнены требования к учебному инструктажу и постановке упражнений. Показаны особенности мыслительных процессов в труде и способы их формирования. Проведено обучение решению интеллектуальных трудовых задач. Исследованы проблемы формирования рабочего темпа в производственном труде и обучении и его индивидуально-психологические особенности. Рассмотрен процесс овладения деятельностью, требующей высокой скорости, точности, координации и совмещения действий (на примере летного дела и др.). Ч. осуществлялось обучение предупреждению и устранению неполадок в труде рабочего (Методы обучения сталеваров в борьбе с неполадками в работе мартеновских печей // История советской психологии труда. Тексты, 1983). На основе изучения проблемы психологических профессиональных требований ею обоснована необходимость работы в области профессиональной психодиагностики, при этом центральное значение отводится активному профессиональному самоопределению личности. О. Г. Носкова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005