БЮЛЕР ШАРЛОТТА
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Соч.:Praktische Kinderpsychologie. Wien: Lorenz, 1938; Kindheit und Jugendlichen. Stuttgart: Fischer, 1967; Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М.; Л., 1931; Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (тесты развития 1—6 годов жизни) (совместно с Г. Хетцер). М., 1935. См. мышление, периодизация возрастного развития, психология возрастная, психология гуманистическая, психология детская, самоактуализация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
В 1920-30-е гг. Б. возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся "коэффициент развития", введенный Б. вместо широко известного "коэффициента интеллекта". Он определяется как отношение "возраста развития", устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и "профиль развития", который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т. ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.
2-й (амер.) период творчества (с 1940) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т. ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Биография. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929 г. - профессор университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. Жена и единомышленница К.Бюлера.
Исследования. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследования по широкому кругу вопросов детской психологии. Изучала периодизацию, социальное поведение, уровень психического развития ребенка, для диагностики которого ввела - вместо "коэффициента интеллекта" - понятие "коэффициента развития". В созданной на основе этих исследований периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении. В человеческой жизни она выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены фазы жизни: первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25-30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65-70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. С 1940 г., в американский период своей деятельности, работала в русле гуманистической психологии.
Сочинения. Uber die Prozesse der Satzbildung // Z. f. Psychol., 81, 1919;
Der menschliche Lebenslauf. Jena: Fischer, 1933
Литература. Логинова Н.А. Шарлота Бюлер - представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980, № 1
Buehler) Шарлотта (1893— 1974) — австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюле-ра. Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1920 г. Б. — приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. — приват-доцент, а с 1929 — профессор Венского ун-та, в 1938—1940 гг. профессор ун-та г. Осло (Норвегия), с 1940 г. — профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Б. занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Б. становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Б. посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность прежде всего диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Б. к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности (Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem, Lpz., 1933; Goettingen, 1959), которая считается началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Б. в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский, период своей научной деятельности (1940— 1970) Б. продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Б., характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Б. руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Б. как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути. Основные труды Б.: Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни, М.-Л., 1931 (совм. с Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер); Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); Das Seelenleben des Jugendlichen, Jena, 1922, -1967 (6 изданий); Kindheit und Jugend. Lpz., 1938; Goettingen, 1967 (4); Kind und Familie. Jena, 1937; Values in psychotherapy, N.Y., 1962; Die Psychologic im Leben unsererZeit, 1962; Wenn das Leben gelingen soil, 1968; The course of human life, N.Y., 1968 (совм. с F.Massarik); Introduction to humanistic psychology, 1972 (совм.с M.Allen). Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005