БЮЛЕР ШАРЛОТТА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЮЛЕР ШАРЛОТТА
1893 – 1974) — немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929 г. профессор университета Вены, с 1938 г. — Осло, с 1940 г. — Лос–Анджелеса. С 1970 г. — президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 – 30–е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие „коэффициента развития“ (вместо „коэффициента интеллекта“). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БЮЛЕР ШАРЛОТТА
(1893 —1974) — астр, и амер. психолог; Б. разрабатывала модель периодизации жизненного пути индивида, которая положила начало психобиографическому направлению в психологии; человеческое индивидуальное бытие по Б., модальноизируется-характеризуется такими субстантивными факторами; а) удовлетворением собственных потребностей; б) активной творческой экспансией; в) адаптационными процессами самоограничения и г) конструированием собственной имманентной гармонии; по мнению Б. каждый из этих специфических факторов, может доминировать-преобладать в различные периоды экзистенции жизни индивида; сам жизненный путь Б. эксплицировала как уникальный этап деятельно-креативной активности субъекта, который сынтенционирован на реализацию замыслов-целей, идей и значимых ценностей для самого индивида; однако сублимация этой активности-инициативности осуществляется, по Б., индивидом или его Эго, практически, без участия самого сознания; Эго индивида, по Б., это интеллигибельно-духовный конструкт, который, практически, не трансформируется на протяжении всех этапов жизненно-онтологического пути субъекта, его эволюции в онтосе.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Бюлер Шарлотта
(1893–1974) – нем. психолог. С 1929 г. профессор университета Вены, с 1938 г. – Осло, с 1940 г. – ЛосАнджелеса. С 1970 г. – президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 – 30е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводи ла исследования уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта). На основе этих исследований ею создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом к–рой была признана потребность личности в самоосуществлении. Наиболее важным, по мнению Б., является пубертатный период, так как этот период созревания связан со становлением особой потребности – потребности в дополнении, и именно в этом коренятся все проблемы данного возраста. Выделяя негативную и позитивную фазы в этом периоде, она пришла к выводу о том, что критические периоды сопровождают весь жизненный путь личности, при этом отрицательные переживания, агрессивность, негативизм сменяются новыми качественными приобретениями, новыми источниками радости при переходе к следующему жизненному циклу. Осн.работы: «Kindheit und Jugend», 1928; «Kind und Familie», 1937.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БЮЛЕР ШАРЛОТТА
(1893-1974) - австрийский, впоследствии американский психолог Жена Карла Бюлера. Довоенные исследования Б. посвящены проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность, прежде всего, диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Б. к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности, которая считается началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Б., характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Б. руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью без участия сознания. Личность при этом выступает у Б. как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

БЮЛЕР ШАРЛОТТА
(Buhler Charlotta) (1893—1974)-немецко-американский психолог, специалист по психологии мышления, автор одной из первых периодизаций детского развития. Ее работы в области детской и возрастной психологии подготовили возникновение и создание гуманистической психологии. Б.Ш. стала первым президентом «Ассоциации гуманистической психологии» в США. Интересуясь интеллектуальным развитием ребенка и его диагностикой, она предложила кроме коэффициента развития (коэффициента интеллекта) учитывать и «профиль развития» ребенка, который показывает динамику и соотношение отдельных параметров развития. Важное значение также имели исследования «жизненного пути», которые сблизили взгляды Б.Ш. со взглядами представителей нарождающейся в США гуманистической психологии. С именем Б.Ш. связыва ется введение понятия «самоосуществление», которое имело примерно то же самое значение, что и понятие «самоактуализация» в гуманистической психологии А. Маслоу. Б.Ш. принадлежат первые исследования по истории возрастной психологии, в которые она также наметила и тенденции ее дальнейшего развития.
Соч.:Praktische Kinderpsychologie. Wien: Lorenz, 1938; Kindheit und Jugendlichen. Stuttgart: Fischer, 1967; Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М.; Л., 1931; Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (тесты развития 1—6 годов жизни) (совместно с Г. Хетцер). М., 1935. См. мышление, периодизация возрастного развития, психология возрастная, психология гуманистическая, психология детская, самоактуализация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БЮЛЕР ШАРЛОТТА
Buhler, 1893-1974) -нем.-амер. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоциации гуманистической психологии (1970).
В 1920-30-е гг. Б. возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся "коэффициент развития", введенный Б. вместо широко известного "коэффициента интеллекта". Он определяется как отношение "возраста развития", устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и "профиль развития", который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т. ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.
2-й (амер.) период творчества (с 1940) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т. ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Бюлер (Buhler) Шарлотта
(1893 - 1974) - австро-американский психолог.
Биография. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929 г. - профессор университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. Жена и единомышленница К.Бюлера.
Исследования. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследования по широкому кругу вопросов детской психологии. Изучала периодизацию, социальное поведение, уровень психического развития ребенка, для диагностики которого ввела - вместо "коэффициента интеллекта" - понятие "коэффициента развития". В созданной на основе этих исследований периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении. В человеческой жизни она выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены фазы жизни: первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25-30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65-70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. С 1940 г., в американский период своей деятельности, работала в русле гуманистической психологии.
Сочинения. Uber die Prozesse der Satzbildung // Z. f. Psychol., 81, 1919;
Der menschliche Lebenslauf. Jena: Fischer, 1933
Литература. Логинова Н.А. Шарлота Бюлер - представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980, № 1

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БЮЛЕР Шарлотта

Buehler) Шарлотта (1893— 1974) — австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюле-ра. Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1920 г. Б. — приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. — приват-доцент, а с 1929 — профессор Венского ун-та, в 1938—1940 гг. профессор ун-та г. Осло (Норвегия), с 1940 г. — профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Б. занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Б. становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Б. посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность прежде всего диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Б. к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности (Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem, Lpz., 1933; Goettingen, 1959), которая считается началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Б. в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский, период своей научной деятельности (1940— 1970) Б. продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Б., характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Б. руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Б. как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути. Основные труды Б.: Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни, М.-Л., 1931 (совм. с Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер); Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); Das Seelenleben des Jugendlichen, Jena, 1922, -1967 (6 изданий); Kindheit und Jugend. Lpz., 1938; Goettingen, 1967 (4); Kind und Familie. Jena, 1937; Values in psychotherapy, N.Y., 1962; Die Psychologic im Leben unsererZeit, 1962; Wenn das Leben gelingen soil, 1968; The course of human life, N.Y., 1968 (совм. с F.Massarik); Introduction to humanistic psychology, 1972 (совм.с M.Allen). Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005