БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
1933-2002) - рос. психолог, член-корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С. Л. Рубинштейна. С позиций субъектно-деятельностного подхода исследовал основания психологической науки, природу психологии субъекта, закономерности мышления, тенденции развития психологической науки в XX столетии. Разработал континуально-генетический метод исследования психики человека. Предложил теорию мышления как непрерывного процесса прогнозирования субъектом исходно неизвестного решения задачи; раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов мышления; описал новый вид инсайта - "немгновенный инстайт". (В. А. Барабанщиков.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(1933—2002)-психолог. Известен своими теоретическими работами в области психологии мышления, психологии личности (человек как субъект деятельности), педагогической психологии (проблемное обучение), психологии деятельности и ряда историко-критических исследований, посвященных работам С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.
Соч.:Психология мышления и кибернетика. М., 1970; О природных предпосылках психологического развития человека. М., 1977; Мышление и прогнозирование. М., 1979; Мышление, процесс, деятельность, общение. М., 1982; Культурно-историческая теория мышления. М., 1988; Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (совместно с К.А. Абульхановой-Славской). М., 1989; Проблемы психологии субъекта. М., 1994; Введение в психологию. М., 1995; Мышление и общение (в соавт. с В.А. Поликарповым). Самара, 1999. См. школа психологическая С.Л. Рубинштейна.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Брушлинский Андрей Владимирович
(1933—2002) — российский психолог, философ. Область научных интересов — онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, кибернетикой, информатикой, физиологией и социологией), психология мышления, педагогическая психология, психология субъекта и личности, история психологии. Исследовал отличия мышления человека от функционирования компьютера. Разработал новый вариант системного подхода: континуально–генетический метод изучения человека как субъекта и его психики. На основе этого метода изучалось мышление как деятельность и как непрерывный процесс прогнозирования. Разработана теория творчества, теория умственного и нравственного развития (без разделения естественнонаучного и гуманитарного аспектов). Был открыт новый вид инсайта — «не мгновенный инсайт», выявлены существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратной связи, прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. Обоснован вывод о том, что любое мышление яв ляется творческим, и потому не существует репродуктивного мышления, дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества. Понятие субъекта (в отличие от личности) рассматривается как наиболее общее и широкое определение человека в интегральности всех его существенных качеств: природных, социальных, общественных (характерных для определенных общностей), индивидуальных.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

БРУШЛИНСКИИ Андрей Владимирович

Андрей Владимирович (1933—2002) — российский психолог, философ, д-р психологических наук (1978), профессор (1991), чл.-кор. АПН СССР (1989), чл.-кор. АН СССР (ныне РАН) (1990), один из учредителей и академик РАО (1992), академик Международной Академии наук Международного Совета научного развития (1994), академик Международной кадровой Академии, аккредитованной при Европейской сети национальных центров ЮНЕСКО (1997), чл. Генеральной Ассамблеи Международного союза психологической науки (1994). Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1998). Окончил отделение психологии философского факта МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), ученик С.Л. Рубинштейна. С 1956 по 1972 гг. работал в Секторе психологии Института философии АН СССР, в составе которого в 1972 г. перешел в Институт психологии АН СССР. С 1989 г. -директор Института психологии РАН. С 1981 по 1987 г. был зам. гл. ред. журнала Вопросы психологии, с 1988 г. — гл. ред. Психологического журнала АН СССР. Чл. редсовета ряда других отечественных и зарубежных изданий. Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1983-1988), член Центрального Совета ОП СССР (с 1989). Инициатор создания и чл. Президиума Российского Психологического общества (1994). Область научных интересов Б. — онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, кибернетикой, информатикой, физиологией и социологией); теоретическая и экспериментальная психология мышления; психология субъекта и личности; педагогическая психология; история психологии. В работах, посвященных мышлению, Б. исследовал принципиальные отличия мышления человека от функционирования компьютера (Психология мышления и кибернетика , 1970). Был разработан новый вариант системного подхода: континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики. На основе этого метода экспериментально изучалось мышление как деятельность и как непрерывный процесс прогнозирования; был открыт новый вид инсайта — не мгновенный инсайт; выявлены существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратных связей; прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. (Мышление и прогнозирование, 1979; Мышление: процесс, деятельность, общение / сб. под ред. Б./, 1982). Был обоснован вывод о том, что любое мышление (хотя бы в минимальной степени) является творческим, и потому не существует репродуктивного мышления; в результате была дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества. Раскрыта подчиненность диалога мышлению в процессе совместного решения задачи с помощью анализа через синтез; на этой основе проведен критический анализ теории М.М. Бахтина (Мышление и общение , в соавт., 1990; 1999). Разработана теория внутриутробного возникновения психики человека (О природных предпосылках психического развития человека, 1977). Б. — автор континуально-генетической психологии субъекта, в которой человек и группа людей раскрываются на высшем (индивидуализированном) уровне своей активности, целостности (системности), автономности и т.д. Понятие субъекта (в отличие от личности) рассматривается как наиболее общее и широкое определение человека в интеграль-ности всех его существенных качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Социальное здесь — это общечеловеческое, а общественное — типологическое (т.е. характерное лишь для определенных общностей людей). Поэтому психология человека, по мнению Б., не должна разделяться на две ветви: только естественнонаучную или только гуманитарную. С этих позиций Б. разработаны теория творчества и теория умственного и нравственного развития людей (Проблемы психологии субъекта, 1994; Субъект и социальная компетентность личности (сб. под ред. Б.), 1995). Все результаты своих исследований Б. обобщил в новом варианте диалектической логики, при котором — вопреки К. Попперу и др. — полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). (Субъект: мышление, учение, воображение. 1996.) Уточнен принцип детерминизма применительно к историческому и психическому развитию людей. Проведен критический анализ концепции Л.С. Выготского и, прежде всего, его теории житейских и научных понятий (Культурно-историческая теория мышления, 1968). Б. систематически сопоставлял субъектно-деятель-ностный и знаково-речевой подходы при сравнении теорий М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С. Московичи, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и С.Л. Франка (Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (совм. с К.А. Абульхановой), М., 1989; Психологическая наука в России XX столетия/ под ред. Б., М., 1997; Проблема субъекта в психологической науке/под ред. Б., М., 2000) В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005