Бренман-Гибсон МаргаретБретт Джордж Сидней

Брентано Франц

Найдено 6 описаний персоны Брентано Франц

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Брентано Франц | Brentano, Franz (1838-1917)

Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

БРЕНТАНО ФРАНЦ

16.01.1838, Мариенберг – 17.03.1917, Цюрих) — австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии — „психологии акта“. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват доцент, затем профессор философии в Вюрцбурге. Автор книги „Психология с эмпирической точки зрения“ (1874).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БРЕНТАНО ФРАНЦ

Brentano, 1838-1917) -нем. философ, в прошлом - католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы. В самой известной его работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психологией акта. Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в Вюрцбургской школе, на идеи Австрийской школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии и Лейпцигской школе, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском ун-те, оказал влияние на философские интересы 3. Фрейда, который во время учебы на мед. факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Брентано (Brentano) Франц

(16.01.1838, Мариенберг - 17.03.1917, Цюрих) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - "психологии акта".

Биография. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват-доцент, затем (с 1872) профессор философии в Вюрцбурге и (с 1874 по 1896 г.) в Вене.

Исследования. Разработал основы описательной психологии, которая, в отличие от генетической психологии с ее причинным анализом, требует непосредственного описания психических явлений с дальнейшим определением их структуры. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком - интенциональностью, направленностью на иное. Ставил в основу постижения реальности природу сознания, в котором особую роль признавал за переживанием времени. Оказал существенное влияние на Вюрцбургскую школу.

Сочинения. Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867;

Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1889;

Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1889;

Von Klassifikation der psychologischen Phanomene. Lpz., 1911;

Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum, Hamb., 1976;

Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Hamb., 1979;

Избранные работы. М., 1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

БРЕНТАНО Франц

Brentano) Франц (1838-1917)— австрийский философ и психолог, профессор философии Вюрцбург-ского ун-та (1872) и Венского ун-та (с 1874), в котором преподавал философию в течение 20 лет. Учитель 3. Фрейда. Начинал свою деятельность в качестве католического священника. После принятия доктрины о непогрешимости Римского папы отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля (384—322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1226—1274). Особое внимание уделял исследованию проблем философской психологии и непосредственно психологии. В 1874 г. опубликовал книгу Психология с эмпирической точки зрения, оказавшую влияние на формирование нового понимания возможностей психологии как науки и ее состояния на тот момент. В 1874— 1875 гг. университетский цикл его лекций по философии прослушал 3. Фрейд, который впоследствии изучал философию у Б. в приватном порядке. По рекомендации Б. 3. Фрейду доверили осуществить перевод с английского языка сочинения философа Дж.Стюарта Милля (1806—1873). Б. проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами. Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Основной задачей психологии считал исследование психических феноменов. Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Придавал большое значение внутреннему опыту человека. Был учителем и предшественником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859—1938) и ряда других мыслителей своего времени. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в том числе на экзистенциальную философию Мартина Хайдеггера (1889—1976) и др. Автор книг: О происхождении нравственного сознания (1889), Четыре фазы философии (1895) и др. В.И. Овчаренко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

БРЕНТАНО ФРАНЦ

Франц Брентано родился 16 января 1838 г. в немецком городе Мариенберге. После окончания университета (теологический факультет) он принял сан, став католическим священником. Однако со временем Брентано все более разочаровывался в теологии и наконец, спустя несколько лет, сделал ряд критических высказываний в адрес церкви, за что был отлучен и лишен сана. В 1872 г. Брентано стал профессором философии в университете города Вюрцбурга, а через два года был приглашен в Венский университет. Однако и на этом поприще его судьба сложилась драматически, и спустя восемь лет он был исключен из профессуры. Брентано переехал в Италию, где жил практически до смерти. Умер он в Цюрихе 17 марта 1917 г. В своем учении Франц Брентано стремился восстановить утраченную в классической философии тесную связь между философией и психологией. Он критически относился ко всей традиции классического философствования, которая не принимала во внимание огромную важность душевных процессов в познании человеком реальности и самого себя. Брентано намеревался совершить синтез описательной психологии и гносеологии (науки о человеческом познании). Свою теорию он называл психогнозией, или феноменогнозией. Главной идеей психологической теории Брентано была возможность трактовки психологических явлений как интенциональных, то есть таких, которые в своей основе имеют направленность на предмет. Интенция и есть направленность на что-то, что человек хотел бы познать или понять. Таким образом, все психологические явления, по Брентано, имеют в своей основе направленность на какой-то объект. Само понятие интенциональности Брентано заимствовал от мыслителей Средневековья, которые уже в ту пору интересовались тем, как протекает познание и какие психологические факторы способствуют достижению человеком истинного знания. В частности, это были тексты Фомы Аквинского, который писал, опираясь на Аристотеля, о том, что способность представления (то, как предметы предстают перед нами в нашем мышлении) есть чистая форма без материи (то есть что эта способность уже находится в мозгу еще до того, как человек сталкивается с окружающим миром вещей). Поэтому более важным является не сам предмет, каким он существует независимо от человека, но представление этого предмета в том виде, в каком оно существует в сознании. Понятие интенциональности дает множество преимуществ исследователю, испытывающему затруднения, связанные с проблемой удвоения миров. Эта проблема, издавна беспокоившая ученых, заключается в следующем: каждому человеку известно из жизненного повседневного опыта о том, что внешний мир существует. Также нам известно, что в наших мыслях этот внешний мир как-то отражается, позволяя нам оперировать образами предметов даже тогда, когда мы не видим и не воспринимаем их. Таким образом, получается, что на самом деле существует два независимых мира, что логически неправомерно. К тому же невозможно определить, какой из этих миров является истинным, так как, возможно, то, что мы представляем, не схоже с существующим вокруг нас, ведь наши органы чувств так несовершенны и не могут дать правильного отображения предметов. Следовательно, перед нами сложная проблема, и решение ее было затруднительным до тех пор, пока Брентано не придумал свою психогнозию. С введением им термина «интенциональность» проблема удвоения миров была решена. Брентано определил интенциональность как стремление к предмету, внутренне присущую специфическую направленность сознания на предмет. Таким образом, главная характеристика интенционального сознания - направленность на объект. Брентано называет ее по-разному: внутреннее существование, внутренне присущая предметность. Главное, что здесь имеется в виду, - это осуществляющееся через интенциональные акты восприятия окружающего мира слияние предметов в том виде, как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики. Так как каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто, так как мыслить ни о чем принципиально невозможно, мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует. Человек получается как бы замкнутым в этот мир интенцио-нальных актов и предметов, получаемых в процессе интенции. Поэтому самым главным в психологии, философии и во всех прочих науках становится психика воспринимающего внешний мир человека, так как она и ее явления - единственная реальность, доступная человеку. Мы не можем выйти вне ее, не можем знать, что там и есть ли вообще что-нибудь. Однако при этом нельзя сказать, что явления психики, те предметы, которые мы храним в нашем мышлении, совершенно не связаны с внешним миром. На самом деле и те и другие представляют собой некий синтез, неразрывное единство. Таким образом, любое психологическое явление характеризуется возможностью ментального существования предмета. Вещи обретают свое существование в уме человека, и их существование вне его не должно быть предметом внимания (не потому, что вовне предметы не существуют, а потому, что это их внешнее существование недоказуемо). Со времен античности в психологии укрепилось мнение о том, что каждому понятию, каждому образу сознания должен соответствовать некий предмет в реальности. Следовательно, действительность оказывается наполненной огромным количеством мнимых предметов, например таких, как мифологические кентавры и русалки. Но понятие интенциональности, примененное Брентано, позволяет избежать подобных недоразумений. Реальным Брентано объявляет только индивидуальное, конкретные проявления психического, а не якобы существующие явления, отражающие это индивидуальное. В частности, как считает мыслитель, нельзя говорить о том, что в действительности существует любовь, так как мы можем встретить только ее проявления, а именно - влюбленных людей. Предложенная Брентано идея интенциональности, понимаемой как необходимая и внутренне присущая человеческому сознанию направленность на предмет, внесла значительную лепту в историю психологической науки, так как позволила рассматривать человеческую психику не как нечто статичное, раз и навсегда завершенное и установившееся, но как некий непрерывный процесс, как постоянная деятельность по восприятию внешнего мира, своеобразному поглощению его и выстраиванию внутри психики в виде внутреннего мира психических явлений. Брентано выделяет три различных класса психических феноменов: 1) психические акты восприятия или представления; 2) психические акты суждения; 3) акты любви и ненависти, или эмоциональные акты. При этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются как очевидные. Они лежат в основе всех остальных актов, в том числе и в основе актов суждения, в ходе которых что-то признается или опровергается. Таким образом, единственным фактором, имеющим решающее значение для мышления, становится внутренний опыт каждого человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов