Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.
Боулби Джон
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Джон Боулби прославился благодаря своим взглядам на значение привязанности, формирующейся между ребенком и его родителями, особенно матерью. Отсутствие такой связи оказывает воздействие на развитие ребенка в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Боулби считал, что ребенок должен иметь теплые, близкие и постоянные отношения со своей матерью. Опираясь на свидетельства, собранные из многочисленных источников, включая госпитализированных детей, сирот и беспризорников, а также на экспериментальные исследования обезьян, лишенных родителей, Боулби пришел к выводу, что длительная разлука с одним из родителей (обычно матерью) или неспособность сформировать прочную связь с ними, может привести к неблагоприятным последствиям в дальнейшей жизни, включая развитие аффективной психопатии и проблем в близких отношениях с другими людьми. Боулби утверждал, что дети, лишенные материнской любви, почти всегда испытывают задержку в физическом, социальном или эмоциональном развитии.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
(1907–1990) – английский психолог. Получил медицинское и психологическое образование в Кембриджском университете. После окончания университета в 1928 г. начал работать сразу в нескольких школах закрытого типа для так называемых трудных детей, имеющих разного рода эмоциональные и поведенческие нарушения. Полученный в этот период опыт работы со сложный детьми определил главное направление научных интересов Б. – влияние ранних лет жизни ребенка на его последующее развитие – психическое здоровье и личностные особенности.
Исследования Б. привели к коренному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи ребенка и матери, долгое время господствовавших в психологии. Они поновому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, изза разлуки, эмоциональной депривации или сиротства.
В качестве главного условия нормального психического развития ребенка, согласно Б., выступают любовь ребенка к матери, а матери к ребенку. Если это условие не соблюдается, то возникают патологические формы поведения. Более того, разлука с матерью в раннем возрасте приводит в дальнейшем к таким расстройствам поведения как неспособность к установлению близких отношений, завышенные требования к другим людям.
Б. вместе с американским психологом М. Айнсворт явились создателями одной из отраслей психологии развития – психологии привязанности, имеющей исключительное практическое значение.
Соч. (в рус. пер.): Привязанность. – М., 2003; Создание и разрушение эмоциональных связей. – М., 2004.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
(1907-1990) -английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии. Секретарь Британского психоаналитического общества (1944— 1947). Исполняющий обязанности президента Научного общества (1956—1961). Председатель Ассоциации детской психологии и психиатрии (1958—1959). Президент Международной ассоциации детской психологии и психиатрии (1962—1966). Чл. редк. журнала Journal of Child Psychology and Psychiatry, (c 1963). Поч. д-р литературы Лестерского ун-та (1971). Поч. д-р естественных наук Кембриджского ун-та (1977). Награжден медалями: Дж. Спенса (Британская педиатрическая ассоциация, 1974); Дж.С. Холла (АРА, 1974) и др. Имеет награду За выдающийся научный вклад (1981). Поч. д-р многих ун-тов и научных обществ. Образование получил в Кембриджском ун-те (бакалавр, 1928; магистр, 1932; д-р медицины, 1939). В течение года работал в школе для трудновоспитуемых детей. На протяжении ряда лет занимался практической психиатрией и психоанализом. В годы Второй мировой войны работал военным психиатром (1940—1945). С 1946 г. работал в Тэвистокской клинике, где руководил отделом детей и родителей. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность, депрессию, проблемы защиты, насилия и т.д. Уделил значительное внимание изучению и интерпретации психоанализа как искусства и естественной науки. Осуществил ряд исследований по этологии и использовал этологические идеи и подходы для понимания эмоционального развития человека. После определенной этологической интерпретации психоаналитических идей создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты. Автор книги Привязанность и утрата (1969—1980; в 3-х тт.) и ряда др. по проблемам психоанализа и этологии, психологии развития и семьи. В. И. Овчаренко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005