БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА Болдуин Джеймс Марк

БОЙКО Евгений Иванович

Найдено 1 определение:

БОЙКО Евгений Иванович

(1909— 1972) — российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского педагогического ин-та (второго МГУ). Работал в Институте К. Маркса—Ф. Энгельса—В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) (1931-1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис: Время реакции человека. Основное направление научной деятельности Б. — экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение. Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры подкрепления, но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения . Вместе со связями ассоциативными (замыкательными) динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей. Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной,реакции,скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор монографий: Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи), М., 1976; Мозг и психика, М., 1969; Время реакции человека , М, 1964. Т.Н. Ушакова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.