Барт Сирил ЛодовикБасов Михаил Яковлевич

Бартлетт Фредерик Чарльз

Найдено 4 описания персоны Бартлетт Фредерик Чарльз

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Бартлетт Фредерик Чарльз

Имя Бартлетта тесно связано с выдающимся достижениями в управляемом исследовании. Работа Бартлетта наилучшим образом представлена в его классической книге Remembering ("Воспоминание").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

БАРТЛЕТТ ФРЕДЕРИК ЧАРЛЬЗ

род. 20.10.1886, Англия) — английский психолог. Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти, затем — в области военной психологии. Автор книги „Remembering“ (1932). Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз

(20.10.1886, Глостершир, Англия - 1969, Кембридж, Англия) - английский психолог.

Биография. Профессор экспериментальной психологии в университетах Кембриджа (с 1931 г.) и Лондона. Директор психологической лаборатории в Кембридже.

Исследования. Разрабатывал проблемы экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти, затем - военной психологии. Одним из первых показал, что процесс запоминания является не репродуктивным процессом, а конструктивным, и он основан на создании внутреннего образа (схемы) окружающей среды. В его экспериментах показано, что запоминание никогда не бывает буквальным, что стратегии запоминания обусловлены стремлением сделать припоминание более легким, что при запоминании на определенных моментах, которые признаются наиболее важными, делаются акценты. Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры.

Сочинения. Remembering. Cambridge, 1932;

Thinking. L., 1958;

Психика человека в труде и игре. М., 1959

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

БАРТЛЕТТ Фредерик Чарльз

Bartlett) Фредерик Чарльз (1886—1969) — английский психолог, специалист в области экспериментальной, когнитивной и социальной психологии. Автор теории влияния социальных факторов на память человека. Б. с детства занимался самообразованием в библиотеке; окончил заочный колледж Лондонского ун-та (магистр социологии и этики) и Кембриджский ун-т (магистр, нравственные науки). Рано увлекся социальной антропологией и в 1914 стал зам. зав. Психологической лабораторией в Кембриджском ун-те и преподавателем экспериментальной психологии. В 1922, после отставки Мейерса получает звание доцента и становится зав. этой лабораторией. В 1923 г. публикует первую монографию: Psychology and Primitive Culture. С 1924 по 1948 г. -Б. бессменный редактор журнала British Journal of Psychology. Однако вскоре Б. меняет направление своих исследований, переключившись от чисто теоретических вопросов туда, где имелись нерешенные практические проблемы. Отказавшись от социологии и антропологии, он занялся экспериментальной психологией восприятия и памяти. В 1931 г. Б. — первый профессор экспериментальной психологии Кембриджского ун-та. В 1932 г. становится чл. Королевского Общества, д-ром права, д-ром естественных наук, д-ром филологии и д-ром психологии. В этом же году публикует свою фундаментальную монографию — Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology (1932), в которой анализирует результаты экспериментов по влиянию социальных факторов на память. При исследовании памяти и изучении влияния прошлого опыта на усвоение нового материала Б. отказался от использования бессмысленных слов, заменив их осмысленными словами-раздражителями. Этим шагом он порывал с немецкой традицией, представители которой отвергали интроспекцию. Проанализировав экспериментальные данные за пятнадцать лет, Б. убедительно продемонстрировал, что люди постоянно преобразуют факты. Обретаемый людьми новый опыт изменяет схему восприятия, это обеспечивает динамическую структуру или модель, в которой интерпретируется переживаемое настоящее. Впоследствии Б. редко обращался к этой теории, предоставив другим ученым использовать ее в своих исследованиях. На некоторое время он вообще ушел из академической психологии в эргономику. В начале Второй мировой войны Б. в составе Исследовательского комитета Королевских ВВС участвовал в анализе психологических проблем, возникающих при расширении воздушного флота. В 1943 за свою деятельность был награжден медалями Королевского общества Бэли и Хаксли. После войны Б. преподавал во многих ун-тах, являясь почетным д-ром Афинского, Принстонско-го, Лоувэнского, Лондонского, Эдинбургского, Оксфордского и Падуанского унтов. В 1948 г. он получает дворянский титул, в 1952 г. награждается Королевской медалью. С 1952 г. и до конца своих дней занимал должность профессора-консультанта в Кембриджском ун-те и консультанта Медицинского исследовательского совета по прикладной психологии. В начале 1950-х гг. Б. возвращается к активной исследовательской деятельности. Занимаясь анализом мыслительных процессов, адаптировал методы, используемые им при исследовании памяти. Результаты исследований привели Б. к идее о том, что мыслительный процесс представляет собой завершение (путем интерполяции или экстраполяции) незавершенных ситуаций. Он разрабатывал специальные экспериментальные процедуры для систематического использования этой идеи. Результаты были опубликованы в монографии Thinking: An Experimental and Social Study (1958), в которой получили отражение и его личный опыт, и идеи по поводу антропологии, социологии и философии. Б. занимает выдающееся место в истории английской психологии. Возглавив в 1922 г. небольшую лабораторию, спустя 30 лет он уже руководил более чем 70-ю сотрудниками, а большинство самых важных психологических исследований, выполненных в Англии в середине XX века, принадлежат его ученикам. Б. также автор монографии: The Problem of Noise, Cambridge, 1934. Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.