Анцыферова Людмила ИвановнаАрнхейм Рудольф

АРИСТОТЕЛЬ

Найдено 7 описаний персоны АРИСТОТЕЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АРИСТОТЕЛЬ

384 – 322 до н.э.) — древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого тела.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

АРИСТОТЕЛЬ

384-322 до н. э.) Древнегреческий философ, который систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью которого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время. Создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

АРИСТОТЕЛЬ

384-322 до н. э.) - величайший древнегреч. философ, впервые давший "функциональное" определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 "ступенях" души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых 2 разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела. Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до VII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. См. также Иллюзия Аристотеля. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Аристотель

(384, Стагир - 322 до н. э., Халкида) - древнегреческий философ ученый-энциклопедист.

Биография. В 367-347 гг. находился в Академии Платона, сначала в качестве слушателя, затем - преподавателя. В годы странствий был воспитателем (с 343 по 340 г.) юного Александра Македонского. С 334 по 323 г. преподавал в Ликее.

Исследования. Видел сущность биологического в его целесообразности, которое трактовал по аналогии с художественной деятельностью. Органическое развитие - процесс раскрытия присущих живым телам особенностей их строения. Так, жизнь, по его мнению, представляет собой единство материи, в качестве которой выступает тело, и формы, которая представлена душой, или, по терминологии Аристотеля, энтелехией. Душа живого организма есть не само тело, но неотделимая от тела сущность, форма, функция и цель. В трактате "О душе" он выделил три вида души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение.

Сочинения. О частях животных. М., 1937;

О возникновении животных. М.-Л., 1940;

Сочинения в 4-х т. М., 1975-84

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

АРИСТОТЕЛЬ

384-923 г. до н.э.) - древнегреческий ученый и философ. Считал источником движения и изменения бытия вечный и «неподвижный» ум - нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум отличает человека от животного. Аристотель как первый естествоиспытатель, много внимания уделял жизни животных. У животного имеется лишь смертная «чувственная душа». Но всем животным присущи те же пять чувств, что и человеку. Поведение животных направлено на самосохранение и продолжение рода, мотивируется же оно желаниями и влечениями, ощущениями удовольствия или боли Наряду с этим поведение животных определяется и разумом, представленным у разных животных в разной степени Разумных животных Аристотель считал способными к пониманию цели. Впервые у Аристотеля можно встретить ссылки на экспериментальные данные о поведении животных. Он на примерах наблюдения за животными обосновывает представление об индивидуальном приобретении отдельными животными определенных компонентов поведения. Аристотель считал эту способность животных к индивидуальному научению важнейшей характеристикой приспособительной деятельности животного, и придавал ей большое значение. Многие положения Аристотеля были в дальнейшем использованы другими мыслителями древности, в частности, стоиками.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

АРИСТОТЕЛЬ

Древнегреческий ученый Аристотель, философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Жил Аристотель в 384-322 гг. (IV в. до н.э.). Родился в Стагире, во Фракии (район Северной Греции), в семье медика, служившего при македонском царе. Аристотель готовился к врачебной деятельности, в связи с чем его первоначальное образование носило естественно-научный характер. Это во многом сказалось на его последующих воззрениях. Семнадцатилетним юношей Аристотель пришел в Афины. Здесь он и получил основное образование в академии, которую возглавлял Платон. Аристотель был тесно связан с платоновской школой, однако в скором времени он порвал со своим учителем. Покинув Афины, он жил в различных городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными исследованиями, преимущественно в области биологии. В 335 г. в Афинах ученый основал собственный ликей (лицей) - перипатетическую школу. «Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные положения и в красноречии» - писал Диоген Лаэртский. Из воспоминаний современников известно, что, помимо педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о том, что Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гер-мию, тирану Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал, будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и «от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре», а в честь самого Гермия сочинил гимн. Путешествуя, Аристотель побывал в Македонии, у царя Филиппа. Здесь ему довелось быть воспитателем сына Филиппа - Александра Македонского. Обучая Александра и имея на царя определенное влияние, Аристотель попросил восстановить родной город, разрушенный Филиппом, и добился этого. Он же написал законы для его жителей. Великий ученик Аристотеля, Александр Македонский во время своих завоевательных походов приказывал отправлять своему старому педагогу в Афины образцы растений и животных из завоеванных стран, что являлось ценным источником для естественнонаучных исследований ученого. Аристотель прожил 62 года и, по некоторым источникам, покончил с собой, выпив аконит (Евмел «Истории»). Прожил он жизнь весьма интересную, многое повидал, многому научился сам и многих выучил По словам Диогена Лаэртского, « у Аристотеля Стагирского было много учеников; более всего из них выделялся Феофаст» Таким образом, учение Аристотеля и его психологические воззрения не канули в веках и были использованы многими учеными-психологами не только древности, но Средневековья и Нового времени (Франц Брентано и др.). Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов, которое, в свою очередь, привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности Биологический, генетический, экологический подходы к организму - вот то, что определило аристотелевское понимание природы психического. Направленное против платоновского дуализма, оно восстанавливало (при некоторых колебаниях) единство, нераздельность души и тела и тем самым возвращало психологической мысли естественно-научную основу. Аристотель приходит к выводу о том, что душа «как начало живых существ» (общее мнение древних) есть форма реализации способного к жизни тела «Необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью» «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Решительным итогом размышлений Аристотеля является его вывод: «души от тела отделить нельзя», что сделало бессмысленным все проблемы, стоявшие в центре учения Платона (о прошлом и будущем души, способах ее соединения с телом и т.д ). Аристотель не принимает также и демокритовское учение об атомах души, толкающих другие атомы тела и тем самым перемещающих его в пространстве. Наиболее подробно разъясняет он несостоятельность взгляда на душу, изложенного в «Тимее» Платона. Считая тело инертным и пассивным, Платон вложил в него в качестве двигателя нематериальную душу, поэтому Аристотель относит его к исследователям, которые «стараются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они больше не дают никаких объяснений...» В итоге Аристотель окончательно покончил с гилозоизмом - учением об одушевленности (жизненности) всех физических тел. Душа представляет собой начало органической жизни, но не материалистического мира в целом. Специфика этого начала заключается в способности живых тел стремиться к цели и реализовывать ее. В своих трактатах «О душе», «О частях животных» и второстепенных психологических Сочинениях («О памяти», «О сновидениях» и др ) Аристотель изложил систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Во всех случаях он рассматривал сложные и более высокие проявления жизнедеятельности как продукт развития элементарных структур. В качестве принципа жизни душа выступала у Аристотеля как первичное, далее неразложимое понятие. В силу этого управляемые душой органические явления оказались противопоставленными неорганическому миру, а также разуму как уникальной способности одного лишь человека Исходную модель для изучения психических актов Аристотель почерпнул в области общебиологических связей организма со средой. Анализируя процесс питания (обмен веществ), он показывает, что его причиной не может быть какой-либо физический процесс сам по себе, например огонь (как полагали некоторые исследователи). Ведь огонь - неупорядоченная стихия По Аристотелю, питание происходит за счет внешнего вещества, но оно поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно - путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона». Таким специфическим для живого организма способом усвоения внешних тел и является душа. Согласно Аристотелю, душа - это целесообразно работающая органическая система: «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение» Таким образом, он определил душу как энтелехию (присущую органическим телам целостность и целесообразность поведения), целеполагающее начало Другими словами, душа организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как деятельность, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством и прочно закрепилось в основном фонде психологических знаний. Оно разделяло возможности организма (заложенные в нем органические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась схема иерархии способностей как функции души: а) вегетативная (имеется и у растений); б) чувственно-двигательная (у животных и человека), в) разумная (присущая только человеку). Функции души, по Аристотелю, являются уровнями ее развития. В связи с этим идея развития вводилась в психологию в качестве важного объяснительного принципа Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня (за вегетативной - растительной - формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить) Следуя принципу развития, Аристотель стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой, и в поиске обнаружил особую область психических образов (фантазий - по Аристотелю), которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (сейчас они называются в психологии явлениями памяти и воображения). Эти образы подчинены механизму ассоциации - связи представлений. Мозг, по мнению Стагирита, не орган психики, а аппарат, охлаждающий жар крови. Будучи вымышленными, с точки зрения физиологической реальности, эти представления вносили новый момент в трактовку центрального органа психической деятельности. Аристотелю принадлежит понятие об «общем чувствилище», корни которого уходят в область прямых связей организма со свойствами среды (сухим и влажным). С этим связана первая попытка определить физиологический механизм ассоциаций Он полагал, что душа обладает способностью посредством центрального ощущающего органа _ «общего чувствилища» - восстанавливать в органах чувств в уменьшенном объеме следы прежних движений и впечатлений в том порядке, в каком они производились внешними объектами Психологическое учение Аристотеля имеет биологическую направленность, в нем доминируют материалистические тенденции. Мыслитель полагал, что идейное богатство мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. Таким образом, Аристотель внес свою лепту в развитие теории чувственного образа. Он трактовал сенсорный образ как запечатление формы предмета (а не его материи, как полагали его предшественники Эмпедокл и Демокрит). По его словам, «ощущение есть то, что способно принимать формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как воск принимает оттиск печати без железа и без золота». Решение Аристотеля составляет одну из граней современного представления о работе сенсорной системы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов

АРИСТОТЕЛЬ

384 г. до н.э -ок. 322 г. до н.э.) — древнегреческий философ-энциклопедист, создатель первого систематизированного учения о психике. Его главный психологический труд — трактат О душе. Важные для психологии положения содержатся во многих других сочинениях А. (Этика, История животных, Риторика, Метафизика). Пройдя школу Платона, А. преодолел его воззрения на душу как отличную от пассивной материи сущность, противостоящую физической природе. Ключевой для А. стала биологическая ориентация. Его психология представляла синтез достижений античной мысли предшествующей эпохи, реализованной на обширном естественнонаучном, биологическом материале (на экологических, эмбриологических, сравнительно-анатомических, зоологических и других фактах, объем которых неизмеримо возрос благодаря походам Александра Македонского, учителем которого был А.). Этот синтез обусловил разработку А. принципиально нового понятия о душе и ее деятельности, смысл которого определялся принципом имманентной целесообразности живого. Была прочерчена четкая грань между неорганическими и органическими (одушевленными) телами, которая не проводилась прежними философско-психологическими учениями. Душа мыслилась А. как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Поэтому понятие А. о душе не следует отождествлять ни с понятием о сознании как активности субъекта, регулируемой целью, ни с более элементарными сенсомотор-ными действиями этого субъекта. Душа признавалась объективно присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному эмпирическому изучению. А. считал, что душу от тела отделить нельзя. Она не может существовать без тела, и в то же время она не является телом. Тем самым отвергались различные версии о прошлом и будущем души и способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и т.п. Общебиологический подход А. позволил ему понять психическое в системе отношений между организмом и внешними объектами. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания (растительная душа) как ассимиляции живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно — путем целесообразного распределения в пределах границы и закона . Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно А., считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоения внешнего. Этот общий объяснительный принцип А. распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материал, а форма объекта. Так, воск принимает оттиск печати без железа и без золота. В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам А. придавал особое значение не только находящемуся на периферии органу чувств, но особому центральному органу, названному общим чувствилищем. Этим центром познаются общие для всех ощущений качества — движения, фигура, величина и т.п. Благодаря ему становится возможным также различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.). Этим центральным органом А. считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови и испаряющейся из нее пневмы. Под пневмой понималось особое воздухообразное жизненное дыхание, отдаленный прообраз субстрата психического процесса. Свойства примыкающей к организму среды распознаются посредством кожных ощущений и оцениваются чувствами удовольствия или боли в зависимости от характера их соотношения с нормальным ходом жизненного процесса. Это особое чувственное состояние (отличное от сенсорных образов) имеет мотивационный смысл. Оно порождает идущее от общего чувствилища стремление к чему-либо или от чего-либо, переходящее в реальное движение организма. Т.о. А. впервые пришел к пониманию внешнего взаимодействия организма со средой в качестве психически регулируемого целостного акта (или процесса), который охватывает как различение (в виде ощущений) объективных свойств среды, так и мотивируемое чувственной оценкой этой среды реальное телесное поведение. Этот процесс, наряду с непосредственным внешним выражением (доступным объективному наблюдению и анализу), включает следы прежних актов взаимодействия организма с внешними телами. Такие следы А. обозначил термином фантазия, который объединял любые образы, возникающие вне указанных актов взаимодействия. Простейшая форма памяти (по нынешней терминологии непосредственная память) неотделима от ощущений (чувственных образов), поскольку они, будучи отпечатками вещи, оставляют следы в чувствующем органе. Дальнейшая судьба следа зависит от движений пневмы, т.е. психофизиологического процесса. Здесь А. принадлежали два важных открытия. Прежде всего открытие области представлений (как памяти, так и воображения), имеющей особую детерминацию, отличную от детерминации чувственных впечатлений. Другое открытие в объяснении душевных явлений возникло в связи с тем, что, стремясь понять динамику образов-представлений, А. впервые в истории психологии обратился к механизму ассоциации. Сам феномен ассоциации до А. привлек внимание философов. Но вопрос об их телесном субстрате ни у кого не возникал. Согласно А. за каждым из выделенных им разрядов ассоциаций (по смежности, сходству и контрасту) скрыты различные виды движений пневмы в кровеносных сосудах. При всей фантастичности этого объяснения оно отразило стремление найти причинные основания для динамики психических процессов. Образы фантазии (представления, памяти и воображения)трактуются А. как по отношению к организму (в виде внутри телесного движения), так и по отношению к их предмету, выступая в качестве воспроизведения его формы, запечатленной органом при ощущении. Психический образ тем самым выступал как реалия, своеобразие которой основывалось на том, что в этом образе, в снятом виде, представлены как внешний предмет, так и работающий телесный орган. Это воззрение утверждало принципиально новый подход к психике, не утративший и поныне свою актуальность. Причинное истолкование генезиса и механизма развития ощущений как эффекта деятельности живого тела А. соединил с понятием о стремлении как побудительной функции души. Оно определяется двумя факторами: объектом, постигаемым благодаря познавательным способностям, и чувствами удовольствия или неудовольствия. Важнейшим нововведением А. было понятие о способностях души. До А. предполагалось, что душа обладает частями, к тому же локализованными в различных органах. По А. организм — целостен, но в качестве целостной системы способен исполнять различные функции. Они в нем заложены потенциально, актуализируются же под воздействием различных объектов. Способность всегда предметна, т.е. вступает в действие, когда находит свой предмет. Для питательной способности (растительная душа) — это пища, для чувствующей способности — это внешняя вещь. Располагая способности в генетическом, ступенчатом ряду, А. наряду с питательной способностью (присущей также растениям) и сенсомоторной чувствующей способностью (присущей всем животным) выделял высшую, разумную способность, которая имеется только у человека. Применительно к ее объяснению А., вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела и не смешиваемое с ним. Тем самым трактовка высших, специфически человеческих форм психики принимала идеалистический характер. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась верховным разумом, который не смешивается ни с чем внешним и телесным. Большое значение для дальнейших исследований закономерностей психического развития имело введенное А. понятие о конечной причине. Имея в виду реальную целесообразность жизнедеятельности организма и его отдельных функций, А. выделил среди различных форм детерминации явлений особую форму — целевую причину или то, ради чего совершается действие, ибо природа ничего не делает напрасно. Присущее живому он распространил на весь материальный мир, утверждая, будто любые его вещи определяются целевыми причинами. Этот взгляд привел к телеологии, которая антропоморфизирует природу, перенося на нее способность к целесообразным реакциям, отличающим поведение живых существ и к сознательному целеполаганию, которое присуще человеку. Вопреки своей естественнонаучной картине организации жизнедеятельности, согласно которой внешняя материальная природа обусловливает ее процессы, А. считал причиной движения от низших ступеней к высшим реализуемую в процессе развития цель. Такое представление, названное имманентной телеологией, получило в Новое время распространение как в философии, так и в науке (витализм), показав, что с переходом от неорганических тел к органическим нельзя ограничиваться прежней формой причинного объяснения явлений, в основе которой лежало понимание причинно-следственных связей по типу наблюдаемого во внешнем мире столкновения, соударения физических объектов. Таким образом А. предвосхитил необходимость разработки новых воззрений на причинность, сложившихся через много веков в биологии Ч. Дарвина, а затем в различных концепциях самоорганизации и саморегуляции систем по типу обратной связи. Большим вкладом А. выступило соединение им системного подхода с идеей закономерного развития, пронизывающей ее учение о душе. Функции души располагались в виде лестницы форм, где из низшей (и на ее основе) возникает функция более высокого уровня. Вслед за растительной или вегетативной формируется способность ощущать, из которой вырастает способность мыслить. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная в последствии биогенетическим законом. К важным частям психологической системы А. следует отнести проведенное им разграничение теоретического и практического разума. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления не по объекту и способу его познания, а по отношению к реальному поведению. Речь шла не о том, что в случае практического разума оперирование понятиями подчиняется решению практических задач, овладению объектами либо ситуациями, но о психологически особом типе мышления. Проблема практики, реального действия ставилась А. в связи с объяснением характера и причин его развития. Знание, как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиться его качества. Добродетели формируются в реальных поступках, придающих характеру человека определенную чеканку. Поступки людей сопряжены с аффектом, при этом каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она является избыточной либо недостаточной, то люди поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой поступков, А. сближал психологическое учение о душе с этикой. Всякий в состоянии гневаться и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует, — подчеркивал А. Так, например, если аффект (эмоциональное состояние) и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью, если не адекватны (дурные, порочные), то либо расточительством, либо скупостью. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает, благодаря собственным поступкам. Идеи А. в течение многих столетий оказывали огромное влияние на развитие мировой психологической мысли, получая различную трактовку как естественнонаучную, так — и религиозно-философскую. М.Г. Ярошевский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.