АНСОН Карл КарловичАРИСТОТЕЛЬ

Анцыферова Людмила Ивановна

Найдено 3 описания персоны Анцыферова Людмила Ивановна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АНЦЫФЕРОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

род. 1924) — отечественный психолог. В 1948 г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л. Рубинштейна написала и защитила в 1952 г. кандидатскую диссертацию на тему „Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления“. С 1953 г. по 1956 г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем — в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972 г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974 г. по 1984 г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем — сектором психологии личности. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему „Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в.“. Заместитель главного редактора журнала „Психологический журнал“. Один из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, особое внимание ею уделялось принципу развития. Разрабатывала проблемы теории мышления как отражательной аналитико–синтетической деятельности. Сочинения. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., 1961; (Ред.) История и психология. М., 1971 (совм. с Б.Ф. Поршневым); Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974 (совм. с М.Г. Ярошевским); Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978; (Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Анцыферова Людмила Ивановна

(род. 1924) - отечественный психолог.

Биография. В 1948 г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л.Рубинштейна написала и защитила в 1952 г. кандидатскую диссертацию на тему "Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления". С 1953 г. по 1956 г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем - в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972 г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974 г. по 1984 г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем - сектором психологии личности. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в.". Заместитель главного редактора журнала "Психологический журнал".

Исследования. Один из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, особое внимание ею уделялось принципу развития. Разрабатывала проблемы теории мышления как отражательной аналитико-синтетической деятельности.

Сочинения. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., 1961;

(Ред.) История и психология. М., 1971 (совм. с Б.Ф.Поршневым);

Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974 (совм. с М.Г.Ярошевским);

Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974;

(Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978;

(Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

АНЦЫФЕРОВА Людмила Ивановна

Людмила Ивановна (р. 1924) — российский психолог и философ, специалист в области методологии и истории психологии, психологии развития, психологии личности, исторической психологии. Ученица С.Л. Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1991), засл. деятель науки РФ (1984), поч. чл. РАО (1996). Закончила философский фак-т МГУ (1948). С 1972 г. работает в ИП АН СССР (ныне ИП РАН). С 1974 по 1982 г. А. — зав. лабораторией философских проблем психологии. С 1982 по 1991 — зав. лабораторией психологии личности. С 1991 г. — гл. н.с. ИП РАН. С 1980 по 1989 гг. была заместителем главного редактора Психологического журнала. Исследовательская деятельность А. была посвящена анализу основных направлений развития мировой психологической науки (Материалистические идеи в зарубежной психологии, 1974). В области исторической психологии А. изучала традиции французской социологической школы. Под ее руководством была проведена психоисторическая реконструкция сознания, идеалов, целей рабочих Азербайджана 20-х гг. XX века. В конце 70-х гг. А. обращается к изучению методологических проблем психологии личности, разрабатывает подход к личности как саморазвивающейся системе — субъекту, наделяющему смыслом пространство и время своей жизни (Материалистические идеи в зарубежной психологии, 1974). Показано, что уникальные внутренние законы сознания включаются в социально-психологические основания порождения и преодоления обществом кризисных этапов развития и движения социума по новым путям. Было обосновано положение о том, что развитие личности включает движение как вперед, так и вспять. В результате психологическое прошлое, рассматриваемое в контексте актуальных связей настоящего, обнаруживает новое содержание. По мнению А., интеграция личности с собственным психологическим прошлым, настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей (Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь, 1990). В цикле работ, посвященных геронтопсихологии, обосновано положение о неисчерпаемости резервов психического развития личности. На этапе поздней взрослости одновременно со спадом адаптивных и конструктивных возможностей появляются позитивные новообразования. Выдвинута и раскрыта концепция компенсации возрастных утрат, включающая сохранение позитивной идентичности личности, веры человека в себя, внутреннего локуса контроля, развития качества мудрости и специфических стратегий совладания с типичными для поздней взрослости трудностями (Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии, М., 2000). Исследуется поведение личности в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что личностно-смысловая логика деятельности субъекта в силу ее уникальности и особенностей взаимодействия с миром порождает возникновение трудных ситуаций. Выявлены различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные события. В. А. Кольцова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.