АБЕЛЬ Норман АБУЛЬХАНОВА Ксения Александровна

АБРАХАМ КАРЛ

Найдено 5 описаний персоны АБРАХАМ КАРЛ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АБРАХАМ КАРЛ

3.05.1877, Бремен – 25.12.1925, Берлин) — немецкий психоаналитик. С 1901 по 1904 г. — ассистент по психиатрии у Х. Липманна в клинике Берлин–Даллдорта, затем первый ассистент у Э.Блейлера в Цюрихе. С 1907 г. занимался психоанализом, в 1910 основал Психоаналитическое общество в Берлине и руководил им до своей смерти. Проводил большую работу в области учебного анализа, в котором участвовали М.Кляйн, С.Радо, Т.Рейк, Э. Зиммель и др. Разрабатывал проблемы истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я, агрессии и толкования снов. Характер им было предложено рассматривать как результат фиксации на одной из стадий психосексуального развития ребенка. Сочинения. Сон и миф. Очерк народной психологии. М., 1912.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Абрахам (Abraham) Карл

(3.05.1877, Бремен - 25.12.1925, Берлин) - немецкий психоаналитик.

Биография. С 1901 по 1904 г. - ассистент по психиатрии у Х.Липманна в клинике Берлин-Даллдорта, затем первый ассистент у Э.Блейлера в Цюрихе. С 1907 г. занимался психоанализом, в 1910 основал Психоаналитическое общество в Берлине и руководил им до своей смерти. Проводил большую работу о области учебного анализа, в котором участвовали М.Кляйн, С.Радо, Т.Рейк, Э.Зиммель и др.

Исследования. Разрабатывал проблемы истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я, агрессии и толкования снов. Характер им было предложено рассматривать как результат фиксации на одной из стадий психосексуального развития ребенка.

Сочинения. Сон и миф. Очерк народной психологии. М., 1912

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

АБРАХАМ Карл

Abraham) Карл (1877-1925) -немецкий психиатр и психоаналитик. Один из первых психоаналитиков и пионеров психоаналитического движения. Коллега Э. Блейлера, К. Юнга и 3. Фрейда. Учитель Э. Дейч, М. Клейн, Т. Рейка, К. Хорни и др. психоаналитиков. Во время обучения в гимназии выучил классические и современные языки. Увлекался философией и лингвистикой. В 15 лет написал брошюру о сравнительном изучении языков. Первоначально обучался гистологии, патологии и анатомии мозга в унтах Вюрцбурга, Фрейбурга и Берлина, затем занялся изучением психиатрии. Четыре года работал в Дальдорфе, в Берлинском муниципальном госпитале для душевнобольных. В 1904—1907 гг. работал психиатром в клинике Бургхельцли (Швейцария, Цюрих) у Э. Блейлера. В 1904 г. совместно с коллегами (К.Г. Юнгом и др.) обратил внимание на психоаналитические идеи 3. Фрейда. В 1907 г. опубликовал психоаналитически ориентированную статью О значении сексуальной травмы в детстве для симптоматологии раннего слабоумия и лично познакомился с 3. Фрейдом в Вене, где принял участие в работе психоаналитического Общества психологических сред. Вскоре переехал в Берлин (1907), где занялся налаживанием психоаналитической работы, занимался практическим и теоретическим психоанализом. В 1908 г. организовал и возглавил Берлинское психоаналитическое общество. Неоднократно избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации (с 1914 г.). Был одним из организаторов Берлинского психоаналитического института (1920) и поликлиники. Способствовал превращению Берлина в международный психоаналитический центр. Исследовал развитие либидо, маниакальную депрессию, причины враждебности женщин по отношению к мужчинам, комплексы мужественности и кастрации у женщин, детские фобии, мифы, символы, сновидения, остатки прегенитальной организации у взрослых невротиков, роль сексуальности в развитии личности и возникновении психических заболеваний, проблемы нарциссизма, истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я. Осуществил психоаналитическое патогра-фическое исследование жизни и личности итальянского художника Джиованни Сегантини. Одним из первых применил психоанализ к исследованию и лечению психозов и депрессивных состояний, в том числе маниакально-депрессивного психоза. Внес существенный вклад в теорию ранних фаз психосексуального развития (в особенности оральной и анальной стадии) и формирования характера. По оценке 3. Фрейда, первым сформулировал идею нарциссизма и был одним из самых выдающихся психоаналитиков. Оказал существенное воздействие на развитие теории и практики психоанализа, распространение психоаналитических идей и формирование психоаналитического движения. Автор более ста работ по различным проблемам психоанализа. В рус. пер. издана книга Сон и миф. Очерки народной психологии, М., 1912. В. И. Овчаренко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

АБРАХАМ Карл

1877–1925) – немецкий психоаналитик, один из ближайших соратников З. Фрейда. Родился 3 мая 1877 года в северной части Германии в Бремене. Проявив интерес к изучению иностранных языков, он в возрасте 15 лет подготовил работу «Сходство языка у разных индейских племен Южной Америки». Обладая филологическими способностями, позволившими ему освоить английский, голландский, датский, испанский, итальянский, французский языки, он тем не менее не мог рассчитывать на соответствующее университетское образование. Скромное материальное положение родителей и их иудейское вероисповедание привело к выбору более «надежной» профессии для сына. По решению родителей он начал учиться на дантиста, но знакомство с различными медицинскими дисциплинами способствовало пробуждению его интереса, выходящего далеко за сферу стоматологии.

   В 1901 году К. Абрахам подготовил диссертацию «К вопросу о филогенезе волнистого попугая», которая была представлена к защите на соискание докторской степени во Франкфуртском университете. С 1901 по 1904 год он работал в одной из психиатрических лечебниц в Берлине, с 1904 по 1907 год – в психиатрической клинике Бургхольцли в Цюрихе. В процессе совместной работы с Э. Блейлером и К.Г. Юнгом, проявившими в то время особый интерес к психоаналитическим идеям З. Фрейда, К. Абрахам не только познакомился с психоанализом, но и стал активно использовать его положения в своей исследовательской и терапевтической деятельности.

   В июне 1907 года К. Абрахам послал З. Фрейду оттиск своего доклада о значении сексуальных травм в юношеском возрасте для симптоматологии шизофрении. Данный материал произвел на основателя психоанализа благоприятное впечатление и он пригласил К. Абрахама посетить его дом в Вене. В декабре того же года состоялась первая встреча К. Абрахама с З. Фрейдом, после чего началась их личная дружба, сопровождавшаяся деловым сотрудничеством. К. Абрахам привлек основателя психоанализа «родственными иудейскими чертами», ясностью мысли и той решительностью, с которой он отстаивал психоаналитическую теорию и практику.

   За несколько месяцев до личной встречи с основателем психоанализа К. Абрахам покинул Швейцарию и вернулся в Берлин, где стал работать в качестве первого немецкого психоаналитика. Уже на начальном этапе своей психоаналитической деятельности он проявил незаурядные способности как в плане научных исследований и практической терапии, так и в организационном отношении. На протяжении 1908–1909 годов К. Абрахам выступил с рядом докладов перед немецкими врачами, познакомив их с психоаналитическими идеями. Он принял участие в первой Международной встрече психоаналитиков (Зальцбург, 1908), на которой представил доклад о психосексуальных различиях истерии и шизофрении. В 1909 году вышла в свет его публикация «Сон и миф. Очерк по психологии народов», основанная на использовании психоаналитических положений З. Фрейда о природе сновидений.

   В 1910 году К. Абрахам основал в Берлине первое отделение Международного психоаналитического объединения. В том же году он прочитал лекцию, посвященную психоанализу одного случая фетишизма, а в 1911 году – впервые в Германии четырехнедельный курс по психоанализу. В тот период наряду с различными сообщениями и статьями, включающими размышления о сумеречном состоянии при истерии, садистских фантазиях в детском возрасте, сексуальных отношениях в невротических семьях, эдиповых сновидениях и психосексуальных основаниях депрессивных состояний, он подготовил и опубликовал работу «Джованни Сегантини. Психоаналитический этюд» (1911).

   На протяжении последующих лет, вплоть до преждевременной смерти от воспаления легких 24 декабря 1925 года, К. Абрахам принимал самое активное участие в Международном психоаналитическом движении и развитии психоанализа в Германии. Начиная с 1914 года он неоднократно избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации и был одним из организаторов созданного в 1920 году Берлинского психоаналитического института, положившего начало профессиональной подготовки психоаналитиков. У него прошли учебный анализ такие, ставшие впоследствии известными психоаналитиками, личности, как Ф. Бем, Х. Дойч, Дж. Гловер, Э. Гловер, Э. Зиммель, М. Кляйн, К. Мюллер-Брауншвейг, Ш. Радо, Т. Райк, К. Хорни.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

АБРАХАМ КАРЛ

Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало ухудшение его отношений с отцом Он много учился и особенно упорно занимался иностранными языками, свободно говорил на английском, немецком, итальянском, читал на датском, голландском и французском. Его первая статья была напечатана, когда Карлу Абрахаму было всего 15 лет Она была посвящена сходству языка у разных индийских племен Южной Америки. Абрахам учился во Фрайбургском университете и в 1901 г. сдал экзамен на получение докторской степени. Темой его диссертации была история развития волнистого попугая. После окончания университета Карл Абрахам в течение 4 лет работал в Берлине в психологической лечебнице Дальдорф, а затем переехал в Цюрих для работы в психиатрической лечебнице Бург-хецли. Именно в это время он познакомился с работами Зигмунда Фрейда, которые вызвали у него большой интерес. В 1907 г. на собрании немецкого психиатрического общества во Франкфурте Абрахам прочитал доклад о связи сексуальных травм в юношеском возрасте с симптомами шизофрении. Еще через год в Зальцбурге он сделал доклад, в котором определил различия истерии и шизофрении, что стало важным вкладом в разработку понятийного аппарата психоанализа. Абрахам выдвинул гипотезу о том, что нарушения в либидозных сферах психики ведут к нарушениям функции Я. Дальнейшие исследования, проведенные им самим и другими психоаналитиками, только подтвердили эту идею. В результате смещения функций «Я» происходит нарушение сублимации. Частичная потеря или полная утрата способности к сублимированию ведет к шизофрении, а чрезмерное сублимирование - к истерии. Таким образом, считал Абрахам, источником шизофренических симптомов является сексуальная переоценка. К тому же времени относятся и работы Абрахама по теории либидо и сексуальности. В своих исследованиях он касается сексуальности ребенка и на их основании делает следующие выводы: - причиной невроза является не сама травма, а реакция на нее ребенка. Именно то впечатление, которое остается после получения психологической или физической травмы, и влечет за собой нарушение психики; - повторное переживание сексуальной травмы является для ребенка своеобразной формой сексуальной активности; - бессознательные импульсы, возникающие при неврозе и направленные против себя, являются выражением бессознательного мазохизма. В 1906 г. Карл Абрахам женился и через год опять вернулся в Берлин Копию доклада, сделанного во Франкфурте, он отправляет Зигмунду Фрейду и в ответ получает приглашение приехать. В декабре того же года он посещает великого психоаналитика в Вене. Со следующего года между ними завязывается интенсивная переписка, которая продолжится вплоть до смерти Абрахама. Карл Абрахам много занимался проблемами применения психоанализа к мифологии, и его выводы были отражены в книге «Сон и миф», вышедшей в 1909 г. Сон - это продукт человеческой фантазии, в котором отражается исполнение бессознательных желаний и влечений, для снов характерны наличие цензуры, вытеснения, смещения и т.д. По мнению Абрахама, в мифах также выражаются бессознательные желания и влечения, но только не отдельного индивида, а целой нации. Таким образом, миф - это продукт бессознательной деятельности сознания многих людей, своего рода «сон народа». В марте 1910 г. Абрахам организовал Берлинское отделение Международного психоаналитического объединения, которое сам и возглавил. В то же время ученый занимался преподавательской деятельностью, и в 1911 г. он впервые в Германии прочитал четырехнедельный курс по психоанализу. Важное значение для психоанализа имели его исследования маниакально-депрессивного психоза. Абрахам занимался этой проблемой в течение многих лет, но основная его работа по этой тематике осталась практически незамеченной из-за вышедшей примерно в то же время работы Фрейда, посвященной той же проблеме. В ней Абрахам исследовал связь между печалью и меланхолией, а также показал, что в либидо преобладают отношения ненависти. На догенитальной стадии либидо определяется различием между маниакально-депрессивным психозом и так называемым неврозом навязчивых состояний. В 1914 г. выходит его работа, посвященная развитию характера на генитальной стадии и проблемам нормальности. Что касается последнего вопроса, то тут Абрахам утверждает, что здесь нельзя устанавливать четкие и абсолютные нормы. Единственным признаком может служить то, что нормальному человеку удается преодолеть нарциссизм. Кроме этого, в данной работе Абрахам исследовал значение генитальных влечений для существования нормальных общественных отношений, т.е., по сути, определил точку соприкосновения между социальной культурой и влечением. Во время Первой мировой войны Абрахам был главным врачом психиатрического отделения 20-го армейского корпуса в Алленштайне, в Восточной Пруссии. Это время он посвятил изучению военных неврозов. В 1916 г. была издана книга «Исследование самой ранней догенитальной ступени развития либидо». В ней Абрахам изложил свои взгляды на зависимость между потребностью в еде и сексуальным влечением. Он считал, что существует взаимосвязь между оральной эротикой и речью, кроме того, имеется также связь этих явлений с расстройствами аппетита. Исследуя две основные формы ротовой активности, Абрахам обосновал роль оральной эротики в формировании человеческого характера. Непосредственное удовлетворение через оральный эротизм ведет к тому, что у взрослого человека будет преобладать оптимистический образ мысли. Если же в раннем возрасте было пережито разочарование, то основными чертами характера взрослого будут пессимизм и суровость. Менее подробно Абрахам описывает зарождение и некоторых других черт характера, таких как жадность, скупость, бережливость, нетерпимость. Все эти особенности, по его мнению, возникают в результате орально-эротических процессов смещения. Очень важной для дальнейшего развития психоанализа является статья Карла Абрахама «О женском комплексе кастрации», вышедшая в 1919 г. В ней он показал различные способы, которыми девочка может реагировать на фантазии о кастрации, и на основании этого в дальнейшем он определял 2 невротических типа у женщин: 1. «Мстящий» тип, для которого характерно пренебрежительное отношение к мужчине. Он возникает вследствие вытеснения желания отомстить мужчине, кастрировав его. 2. Тип «исполняющий желание», который возникает при вытеснении желания перенять роль мужчины, для этого типа характерно существование предпосылок для развития гомосексуальности. В 1920 г. Карл Абрахам основал Берлинский психологический институт, а также психоаналитическую поликлинику. Среди его учеников были такие впоследствии очень известные психологи, как Хелен Дойч, Эрнст Зиммель, Мелани Кляйн, Карен Хорни и Шандор Радо. В начале 1920-х гг. Карл Абрахам выпускает ряд статей и несколько книг, посвященных проблемам, смежным с психоанализом. Одна из них - «Об ограничениях и превращениях любви к зрелищам у психоневротиков и замечания об аналогичных явлениях в психоанализе народов». Она интересна тем, что в ней Абрахам поясняет психоанализ любви к зрелищам на этнологическом, мифологическом, фольклорном и этимологическом материале. Карл Абрахам умер в декабре 1925 г. на Рождество от воспаления легких. Зигмунд Фрейд был очень подавлен ранней смертью своего ученика, одного из немногих, кто продолжал сотрудничать с ним в течение всей жизни. Несмотря на то, что Карл Абрахам начал активно заниматься психоанализом значительно позже, чем Зигмунд Фрейд, их исследования во многом шли параллельно и сопровождались взаимным обменом опытом. Различия шизофрении и истерии, выведенные Абрахамом, стали одним из самых важных понятий психоанализа, т.к. раньше это различие могло быть обозначено только опытным путем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов