Синдром магифренический

Найдено 1 определение
Синдром магифренический
состоит в «специфическом нарушении сознательной психической деятельности, при котором в мышлении начинают доминировать идеи и представления мистического содержания, противоречащие современным научным представлениям и несвойственные родной культуре» (Положий, 1995, 2006). Автор термина полагает, что честь первого описания данного расстройства принадлежит ему (2009), но, пожалуй, он несколько запоздал с осознанием этого давно ставшего массовым явления. Неточность касается и утверждения о том, что мистицизм не свойственен «родной культуре». Издавна, несмотря на принятие в Древней Руси христианства, языческие культы, традиции и умонастроения никогда в населении не исчезали, даже во времена Советского союза с его политикой просвещения и непримиримого атеизма. Следовало бы отметить еще, что объединять в понятии синдром столь разные вещи, как суеверия, навязчивые страхи неких потусторонних сил, возникающие у многих людей путем их индуцирования проявления палеомышления, архаический бред, включая бред одержимости, с точки зрения психопатологии не может быть принято как корректное, так как психопатологические феномены более предпочтительно различать не по их содержанию, а по клинико-психопатологическим признакам. Достаточно, кажется, того, что отход от принципов общей психопатологии или неосведомленность в них породили целый ряд сомнительных классификационных категорий, таких, как истерия, соматоформное расстройство, диссоциативное расстройство, относительно которых многие врачи-психиатры не имеют четкого представления, так как указанные рубрики систематики являются основанными на поверхностных, а не сущностных свойствах упомянутых нарушений.
Элементы язычества, продолжая тему, сохранились и в христианстве, некоторые отцы церкви посредством государственных СМИ продолжают его поощрять. Например, по телевидению время от времени показывают старый фокус с истечением какой-то жидкости на иконах или крестных ходы во главе с переродившимися борцами с религиозными культами с целью прекратить засуху или наводнение. Не напрасно английская пословица гласит: старая собака к новым трюкам неспособна. Архиепископ Иркутский и Читинский дистанцировался от сотрудничества с общественными организациями с целью преодоления сектанского нашествия под тем предлогом, что мистицизм свойственен и святой церкви. Теперешний прокурор РФ, а в свое время прокурор Иркутской области, когда к нему обратился с просьбой о помощи врач-психиатр, обеспокоенный нарастанием волны мракобесия в населении, отделался формальным отказом предпринимать какие-либо действия, в этом выразилась гражданская позиция прокурора, точнее, отсутствие таковой. Иначе не сделал бы он столь головокружительной карьеры, не стал бы столь страстным борцом с коррупцией. Разница в отношении к умственной архаике состоит, повидимому, только в том, что кому-то оккультизм официально дозволяется или даже поощряется властями, а конкурентам в вечной борьбе за души людей (а может быть и за материальные блага) – нет. Не обходится тут дело без вмешательства извне. Так, госдепартамент США выразил недавно сожаление по поводу того, что в РФ некие реакционные силы препятствуют распространению сатанизма. Никого особенно не волнуют сатанистские культы в США, никому нет дела до их специфических предпочтений. В США действует, по некоторым оценкам, около 3 000 сект, пусть их будет в 10-100 раз больше, это дело внутренней культурной политики страны и остальному миру это абсолютно безразлично, только бы она не навязывала своих стандартов другим народам, тем более, что собственной культуры в США никогда не было и, повидимомому, долго еще не будет. Между тем мракобесие (см. Палеомышление, Магия) как культурный реликт описано уже в эпоху Возрождения, в частности Ф.Рабле (1533-1542), а как патология – в 19 столетии и неоднократно в последующем (эпидемии бесоодержимости, эпидемии трупоедства, архаический бред, демономанические обманы восприятия, компульсивные ритуалы, членовредительство, коллективные самосожжения сектантов, предсказания скорого конца света, прорицательство, целительство, ясновидение и мн.др.).
И в том, и в другом качестве феномены палеомышления вызывают обоснованное беспокойство у многих исследователей вот уже не менее столетия, более того, с тревогой отмечается столь парадоксальное явление, как возникшая в 20 веке устойчивая тенденция к нарастанию интереса у значительной части населения к оккультизму, и это по мере того, как бурно развивались наука, техника, новые технологии и увеличивалось число образованных, во всяком случае, дипломированных людей. В населении западных стран, по наблюдениям В. Франкла (1990), распространенность тенденции к мракобесию необъяснимо высока, особенно если учесть гигантский вклад в развитие научного знания ученых именно этих стран. Например, только в ФРГ (до ее объединения с ГДР в 1980-е годы) насчитывалось 80 000 патентованных колдунов. Вероятно, можно утверждать, что такого распространения, как в постсоветский период, начиная с 90-х годов 20 столетия, сектанство, мистика, оккультизм и целительство в бесчисленных их вариантах наша страна не знала даже во времена разлагающейся царской России, когда фактическим советником государя Николая 2 был сектант-хлыстовец Распутин. Ущерб, который наносит пандемия оккультизма, определить невозможно даже при всем желании в виду отсутствия соответствующей научно обоснованной методологии, но представляется, что он велик как в целом, так и в том, что касается психологического благополучия и психического здоровья нации. Его, похоже, потому и не замечают, что он столь велик (как у И.А.Крылова: «слона-то я и не приметил»). Эта проблема в «новой России», как полагают некоторые исследователи, возникла главным образом в связи с проводимой в стране культурной политикой с опорой на ложные, чуждые ценности, разрушением сложившейся и отнюдь не самой плохой системы образования, распадом научных институтов, «утечкой мозгов», а также депрессией, растерянностью основной массы населения, утратой перспективы развития ставшей фактически колониальной страны, движущейся под руководством политического олигархата к своему распаду. Чтобы последний состоялся, особенно важно привести по возможности большее число людей в состояние психологической регрессии. В качестве научной проблема возрождения мракобесия представляет интерес как явление, которое гипотетически: а) связано с врожденными, точнее наследственными когнитивными структурами, что созвучно нативизму, но представляется маловероятным; б) вызвано регрессией мышления на детский, дологический уровень функционирования последнего под влиянием психического расстройства; 3. обусловлено регрессией мышления на первобытный уровень его функционирования под влиянием социально-психологических факторов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012