Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

словарь на свой сайт
Определение

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Поскольку деятельность была определена как реально-практическая, предъявляющая требования к личности, соответствующие ее нормам, режимам, профессиональной специфике и т. д., то личность должна разрешить противоречия между своими притязаниями, способностями, индивидуальностью и профессиональными требованиями. Разрешение этих противоречий позволяет говорить о ее качестве как С.д. Чтобы стать С.д., личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности. С.д. в акмеологии – это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы.
Субъект структурирует деятельность, согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию.
С.д. характеризуется активностью, имеющей две формы –инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения.
С.д. присущи две основные функции – организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей.
Для акмеологического понимания С.д. существенны характеристики субъекта как профессионала – профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной – ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности).
Важнейшим в акмеологическом определении С.д. является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность.
Развитие личности и совершенствование С.д. взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия – наличие и конструктивное использование опыта, развитие социального и профессионального мышления, рефлексия своего способа деятельности, и акмеологическая поддержка (в ее самых различных формах и степенях).


Этимология

Этимология:

субъект Латинское – subjectus (лежащий снизу, находящийся в основе). Французское – subject (субъект, предмет). Слово «субъект» начинает употребляться в русском литературном языке с конца XVIII в. Слово заимствовано из французского, где subject восходит к латинскому subjectus от subjecere (бросать на себя, обращать в себя). В современном русском языке субъект: 1. Носитель предметно-практической деятельности; индивид или социальная группа, источник активности, направленной на объект; 2. Физическое или юридическое лицо или лица. Производные: субъективный, субъективист, субъективировать.

У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.
субъект деятельности человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект ...

Кроме того, определение дают: педагоги, социологи
Статьи по теме

Статьи по теме:

РОССИЙСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Картавенко Л.В. »

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Корнилова Т.А. »

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СУБЪЕКТА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Шелепова Е.С. »

МЕТОДОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Бажин И., Мальцев В. »

СТАРШЕКЛАССНИКИ И СТУДЕНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ // Рогалева Л.Н. »

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПРИОРИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ // Суворова Е.П., Купирова Е.А. »

ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ И РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ // Денисова А.А. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. лонгитюдное исследование
    англ. longitude -долгота) - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов ф...
  2. эго
    ego). Согласно Фрейду, сознательный, ориентированный на реальность компонент в структуре личности. ...
  3. гиперплазия
    см. гипер- + греч. plasis - формирование, образование] - разрастание какой-л. ткани организма или ор...
  4. фантом
    греч. phantasma – призрак) – 1. образ или подобие чего-то несуществующего, привидение, призрак; 2 в ...
  5. чтение
    общеславянск. от «чисти», «чьту» - почитать, читать) - 1. вообще – процесс извлечения информации из ...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: 0 Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!