СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА"
англ. man-machine system) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син. Антропотехническая система.
С. "ч.-м." - одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Система "человек-машина"
одно из основных понятий, используемых в инженерной психологии и эргономике. Позволяет сформулировать несколько положений, которые используются при проектировании человеко-машинных систем и производственном обучении:
Человек (группа) выступает субъектом управления машиной и обеспечивается информацией, необходимой для эффективного управления.
Поскольку вес информационной составляющей в таком управлении велик, в этом взаимодействии человек характеризуется как оператор.
В процессе управления машиной оператор:
осуществляет специальную работу, направленную на прием, переработку и трансформацию информации в управляющее воздействие (принятие решения по поводу управления машиной);
реализует принятое решение;
контролирует исполнение.
Деятельность оператора обеспечивается информационной моделью, представляющей состояние управляемого объекта на средствах отображения информации.
В настоящее время при проектировании С. ч.-м. все больше расширяется спектр требований, основанных на жизненных интересах человека (к примеру, эстетические характеристики, творческие возможности, средства релаксации и т. п.). Особенно эти тенденции представлены при проектировании систем «человек— компьютер».
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»
СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
468.45 кб

Мониторинг безопасности человеко-машинных систем

Коваль Василий Трофимович
Читать PDF
253.55 кб

Функциональная диагностика человеко-машинных систем

Коваль В. Т., Розенбаум А. Н., Соловей А. Е., Заяц Г. А., Гарасев И. В.
Рассмотрена надежность элементов человеко-машинных систем при динамическом взаимодействии оператора и техники.
Читать PDF
304.68 кб

Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем

Петренко Надежда Владимировна
Представлен новый подход к изучению человеко-машинных систем.
Читать PDF
429.32 кб

Гипертрофия миокарда в прогнозировании надежности человеко-машинных систем

Коваль Василий Трофимович, Коваль Е. В.
Читать PDF
656.60 кб

О развитии адаптивного человеко-машинного интерфейса и критериях его оценки в учебных системах

Яковлев Юрий Сергеевич, Курзанцева Лариса Игоревна
Сформулирована задача исследований, отражены результаты её решения по созданию адаптивного человеко-машинного интерфейса, обеспечивающего повышение эффективности взаимодействия пользователя с компьютерной системой.
Читать PDF
2.04 мб

Вариант построения системы коллективного человеко-машинного интеллекта для обработки больших данных

Хливненко Любовь Владимировна, Пятакович Феликс Андреевич
В статье описан вариант построения системы диагностики ряда оценочных состояний ритма сердца по паттернам кардиоинтервалов. Отличительной особенностью системы является многоуровневая подсистема управления.
Читать PDF
2.02 мб

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСПЕТЧЕРА В ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМАХ

Григорьев Леонид Иванович, Чернышева Ольга Николаевна, Кучерявый Владимир Владимирович
Рассмотрены проблемы исследования эргатических систем, особенности построения оценок надежности функционирования диспетчеров в автоматизированных системах диспетчерского управления технологическими процессами транспорта нефти и га

Похожие термины: