ОПРОСНИК
Опросник
любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОПРОСНИК
В широком смысле – любой набор вопросов, касающихся любой темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент.
Опросник
questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о его прошлом и настоящем поведении, установках, предпочтениях, мнениях, чувствах и т. д.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
ОПРОСНИК
более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
ОПРОСНИК
Упорядоченный список или каталог вопросов. Этот термин широко употребляется: любой контрольный список, инструмент, тест или анкета, который оценивает черты, мнения, убеждения, установки, модели поведения и т.д. может быть так назван; например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник.
ОПРОСНИК
методики, материал которых представляют вопросы, на которые клиенту необходимо ответить, или же утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться.
Различают также такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные.
Различают также такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
Опросники
группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов, суждений или утверждений. 0. предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов испытуемого. О. относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут в самом общем виде быть подразделены на личностные опросники и опросники-анкеты.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ОПРОСНИК
En.: Questionnaire
Субъективные феномены особенно трудно идентифицировать с помощью слов, и мы должны быть чрезвычайно критичны к сообщениям пациента, что подтверждает следующий опыт:
- в рамках эксперимента Барбер, Далаль и Калверлей (1968) задавали следующий вопрос репрезентативной группе пациентов: «Испытывали ли вы состояние гипноза как существенно сходное с состоянием бодрствования?» Они получили 83% утвердительных ответов;
- сформулировав вопрос по-другому («Испытывали ли вы состояние гипноза, как существенно отличающееся от состояния бодрствования?») и задав его не менее репрезентативной группе, они собрали 72% утвердительных ответов.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ОПРОСНИКИ
обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). О. средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющее количественно определять их качества и степень развития. Личностные О. позволяют определять степень выраженности определенных свойств и качеств личности, определенных видов мотивации, психических состояний, познавательных интересов и склонностей. Суммарное число ответов на пункты О. показывает с известной степенью достоверности уровень развития того или иного качества или свойства личности, особенности, доминирующих психических состояний и т. п. Результаты О. могут быть уточнены данными наблюдения, бесед, психолого-педагогическим экспериментом.
ОПРОСНИК
методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников:
1) опросники открытые;
2) опросники закрытые;
3) опросники анкетные;
4) опросники личностные.
Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.
1) опросники открытые;
2) опросники закрытые;
3) опросники анкетные;
4) опросники личностные.
Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОПРОСНИКИ
АПЫТАЛЬНІКІ / QUESTIONNAIRES– средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющее количественно определять их качества и степень развития. Выделяют О. состояний и О. свойств (личностные О.). Психические свойства представляют собой более устойчивые, чем состояния, явления. На их изучение направлены многочисленные личностные О. Встречаются комплексные О., сочетающие в себе признаки О. состояний и О. свойств (например, О. Спилбергера– Ханина диагностирует тревожность как состояние (шкала реактивной тревожности) и тревожность как личностное свойство (шкала личностной тревожности)). Прототипом современных личностных О. считается разработанный Р. Вудвортсом (1917) «Бланк данных о личности». О. включают в себя инструкцию для испытуемого, перечень вопросов, ключи для обработки получаемых данных, сведения по интерпретации результатов. Суммарное число ответов на пункты О. показывает с известной степенью достоверности уровень развития того или иного качества или свойства личности, особенности, доминирующих психических состояний и т. п. Личностные О. по диагностической направленности делят на: 1) О. черт личности (например, О. Р. Кеттелла); 2) О. типологические (например, О. Г. Айзенка); 3) О. мотивов (например, О. А. Эдвардса); 4) О. интересов (например, О. Г. Кюдера); 5) О. ценностей (например, О. Д. Супера); 6) О. установок (например, шкала Л. Терстоуна). Личностные О. разделяют на те, которые предназначены для измерения какоголибо одного качества или свойства (одномерные О.) и нескольких (многомерные О.). Личностные О. используют для индивидуального и группового обследования. В последнее время широко распространено предъявление заданий О. с помощью компьютеров. Результаты О. могут быть уточнены данными наблюдения, бесед, психолого-педагогическим экспериментом. Р. В. Александрова
ОПРОСНИК
одна из разновидностей психологических тестов. О. предназначены для диагностики степени выраженности у человека" определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых является суммарное число ответов на пункты О. Различают одномерные и многомерные О. Первые направлены на измерение какого-либо одного свойства или качества (напр., О. Стреляу, предназначенный для определения типа темперамента); вторые — на измерение двух и более качеств или свойств. Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволили оценить какое-либо качество или свойство испытуемого. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал (напр., шкалы невротизма, общей активности, общительности и др. в Психодиагностическом тесте). Каждый из О. представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора вопросов на которые должен ответить испытуемый, или утверждений, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Вопросы и утверждения формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивая свою личность, освещая особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. п. По своей направленности различают личностные О., О. состояния и настроения, О.-анкеты. Личностные О. предназначены для оценки и изучения черт личности, темперамента, мотивов, интересов, ценностей, установок обследуемых людей. Напр., опросник Шмишека позволяет определить типы акцентуаций личности, опросник потребности в достижении (Ю. М. Орлов) направлен на исследование особенностей мотивации достижений, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова предназначен для определения направленности личности с целью определения наиболее предпочтительного типа будущей профессии и т. д. Широкое применение нашли также многомерные О. типа 16ФЛО, MMPI, ПДТ и др., предназначенные для измерения нескольких факторов или черт личности и содержащие от 10 до 16 диагностических шкал. О. состояний и настроений используются для диагностики временных, преходящих состояний и настроений. Характерной особенностью этих О. является то, что вопросы (утверждения) составлены так, что отвечая на них, испытуемый сообщает о своих чувствах, переживаниях, состояниях, имеющих место в данное время (устойчивые же, относительно стабильные аналогичные параметры относятся к числу личностных и измеряются с помощью личностных О.). В психодиагностической практике широко используются такие опросные методики, как «Самочувствие, активность, настроение» (САН), Шкала тревоги и тревожности Спилбергера (адаптирована Ю. А. Ханиным) и др. О.-анкеты предназначены для получения какой-либо информации, не связанной непосредственно с личностными особенностями испытуемого. К их числу относятся биографические О., многие из О., используемых в социометрических методиках (см. Социометрия), некоторые из О. интересов и т. п. В настоящее время многие из известных О. используются в компьютерном варианте, предусматривающем автоматизированное предъявление стимульного материала и обработку результатов (см. Компьютерные тесты). Эффективное использование О. как психодиагностического инструмента возможно лишь при соответствии их требованиям надежности, валидности, репрезентативности, а также выполнением процедуры стандартизации при проведении обследования, обработки и интерпретации полученных результатов.
Опросники
questionnaires) О. - это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в связи с чем их называют схемами "самоотчета". Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн. недостаток О. связан с "коэффициентами отдачи": зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О. О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О., отражают "типичное поведение". Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи. Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений. Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать короткие и неадекватные ответы. Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную последовательность шагов: 1. Определение целей исслед. 2. Проектирование самого О. 3. Составление О. 4. Редактирование О. 5. Разраб. инструкций для применения О. 6. Предварительная проверка О. 7. Исправление и повторное редактирование О. 8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О. 9. Проведение опроса/сбор данных. 10. Анализ данных. 11. Описание рез-тов. Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда "правил большого пальца", осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки "читаемости" О. позволяют убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман. О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с марками и вписанным обратным адресом. Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб. Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем. Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье. Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами, надежности и валидности), часто подходят для О. Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно, представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты, не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки респондентов, не ответивших в ходе опроса. К. Ф. Гейзингер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006