ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Научение латентное
научение, которое уже произошло, но еще не проявилось в изменении эффективности поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

латентное научение
научение, которое выглядит происходящим независимо от подкрепления и остается в дремлющем состоянии до тех пор, пока организму не будет дан толчок к переводу выученного в поведение.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

НАУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ
1. Научение, которое на самом деле имеет место, но его результаты проявляются не сразу, а с отсрочкой во времени. В этом случае факт научения имеет место раньше, чем можно будет обнаружить и воспользоваться его результатами. 2. Термин поведенческой теории Э. Толмена, означающий научение, которое происходит, но результаты которого до определенного времени невозможно открыто наблюдать и оценивать. См. научение, необихевиоризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НАУЧЕНИЕ, ЛАТЕНТНОЕ
Научение, которое уже произошло, но еще не проявилось в изменениях эффективности выполнения. Этот термин происходит из серии классических исследований, проведенных несколько десятилетий назад. Они показали, что, если сытым животным позволить исследовать лабиринт, голодные будут учиться проходить его за пищевым подкреплением быстрее, чем животные из контрольной группы, у которых не было предварительного неподкрепленного исследования.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Латентное научение
У. Торп) - образование связи между ин¬дифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного под¬крепления. По определению Э. Толмена, в процессе латентного науче¬ния у животного формируется «когнитивная карта» всех признаков лабиринта, или его «мысленный план», на основе которого животное выстраивает свое дальнейшее поведение. Образование «мысленного плана» может происходить и в отсутствие подкрепления в процессе ориентировочно-исследовательской активности.

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

Латентное научение
Если во время эксперимента животному позволяют, например, бродить по лабиринту без какого-либо подкрепления, то позднее, оказавшись в лабиринте, оно выучит его быстрее, чем другие животные, не обладающие предварительным опытом. Это кажется очевидным, но ранее считалось, что такие животные, как крысы, могут научиться проходить лабиринт лишь с помощью подкрепления. «Латентное научение» означает, что животное формирует мысленную схему лабиринта без подкрепления и дополнительных стимулов.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Латентное научение
формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия "латентного обучения" сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных "озарений".

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Латентное научение
лат. latens (latentis) — скрытый, невидимый] — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, когда отсутствует актуализированная потребность к установлению связей, т. е. задача научения как таковая не ставится. Иногда Л. н. рассматривают как особый вид запечатления, основанный на принципе образования ассоциативной временной связи между индифферентными стимулами в условиях ориентировочно-исследовательского поведения. Конкретными примерами этого могут служить многочисленные факты, когда, знакомясь с ситуацией при отсутствии специального подкрепления (утоления голода, жажды и др.), животное (или ребенок) осваивает ее настолько, что затем может успешно использовать знания о ситуации в условиях реализации какойто возникшей потребности. Сторонники одной из бихевиористских теорий научения, рассматривавшие поведение в терминах организации (или реорганизации) перцептивного поля в соответствии с принципом S — S (стимул — стимул), не считали подкрепление или «вознаграждение» обязательным условием научения в отличие от теорий научения другого типа, где в качестве основания рассматриваются закономерности образования временных связей по классической схеме S — R (стимул — реакция): условные рефлексы И.П. Павлова или оперантное обусловливание Б.Ф. Скиннера. И. В. Тихомирова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ
англ. latent learning) заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного обучения.
Понятие Л. н. служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Для сторонников последнего (Э. Толмен и др.) оно послужило аргументом в пользу признания когнитивной природы научения против теории, понимающей научение как образование связи стимула и реакции при условии действия подкрепления.
Выявленный сначала в исследованиях на животных, эффект Л. н. дал нач. изучению и практическому использованию его в обучении человека.
В отечественной психологии исследовалось Л. н. у детей. Показана его важная роль для развития речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого. Обнаружен значительный прогресс Л. н. как эффекта зрительных впечатлений на протяжении дошкольного возраста.
Важный раздел психологии когнитивных процессов составляет изучение восприятия иррелевант-ных (побочных с т. зр. стоящей перед субъектом задачи) сигналов, свойств объектов и др. Ориентирование на сигналы, не составляющие предмета решаемой субъектом задачи, является основой Л. н. Оно проявляется также в форме внезапных "озарений" при решении человеком творческих задач. См. Инсайт.
Добавление ред.: Л. н. у животных исследовалось К. Холлом, который обнаружил, что иногда при введении новых побуждающих раздражителей (подкреплений) животные, показывающие до сих пор незначительные результаты, делают внезапный скачок, достигая уровня научения тех животных, которые все время обучались в благоприятных условиях. Халл интерпретирует эти факты след. образом: наличие хотя бы минимального подкрепления достаточно для формирования навыка, сила которого является функцией количества проб. При этом внешне это научение м. б. незаметным. Введение дополнительного побуждающего раздражителя способствует возрастанию потенциала реакции и проявлению эффекта Л. н. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004