ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гуманистическая психология
humanistic psychology). Направление психологии, согласно которому люди активно совершают выборы и стремятся к более полному достижению позитивных социальных и личностных целей.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Гуманистическая психология
(от лат. humanus, греч. psyche - душа и logos - наука, учение). Направление современной психологии, разрабатываемое прежде всего на основе гуманизма. Главные представители: К. Гольдштейн, К. Роджерс, Ш. Бюлер. См. Гуманизм.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
одно из главных направлений современной психологии личности, где особая роль отводится духовным ценностям, подчёркивается активность человека, её направленность на нравственное самосовершенствование (см. Самоактуализация, Самовоспитание).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в нашей стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Гуманистическая психология
Humanistic psychology). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
термин, введенный А. Маслоу (1954): "третья сила", движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе Гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как "третью силу" после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком много внимания уделяет тому, что является невротическим и нарушенным (психоанализ), или тому, что объяснимо с помощью механистической теории (бихевиоризм). Гуманистическая точка зрения, в понимании Маслоу, должна была разработать науку, занимающуюся высшими человечески ми потребностями, саморазвитием, знанием, пониманием и эстетикой. Другие основные теоретики, связанные с этим общим подходом – Карл Роджере Эрих Фромм и Ролло Мей.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гуманистическая психология
Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность, чем это было предложено в теориях психоанализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизнью. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препятствует его развитию; с другой стороны, благоприятная среда способствует развитию. Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Гуманистическая психология
Г. п. возникла как альтернатива двум наиболее важным течениям в зарубежной психологии ХХ века — бихевиоризму и психоанализу и связана с философией экзистенциализма (К. Ясперс, С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Ключевые понятия: самореализация, иерархия потребностей, метапотребности, мотивация, «вершинное переживание», самоактуализирующаяся личность. Для Г. п. характерен оптимистический взгляд на человечество, широкий, контекстуальный взгляд на природу творчества. Сама сущность человека, по мнению психологов гуманистического направления, движет его в направлении личностного роста, творчества, самореализации и самодостаточности. Творчество рассматривается в контексте всей жизнедеятельности человека как образ жизни (а не только как решение конкретных задач), как возможность свободы выбора, а человек — как активный творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй, А. Менегетти). Проблематика, которую затрагивали психологи гуманистического направления, включает различные аспекты теории творчества: самоактуализация, творческий процесс, «сопутствующие ему процессы», мотивация творчества, внутренние и внешние условия, способствующие созидательному творчеству.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Гуманистическая психология
направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания уделяет невротическим нарушениям, механистически переносит свои выводы, полученные при изучении нездоровых людей, на область нормальных явлений психического и тем самым утверждает идею природной ущербности человека, а бихевиоризм - тому, что является относительно простым, в одинаковой степени свойственным и животным, поэтому его подходы и методология становятся логичными в контексте редукционистского подхода к пониманию человека, но обе эти теории, по его мнению, оставляют без внимания собственно человеческие качества, такие, как высшие потребности, идеалы и ценности, саморазвитие, самоуважение, отвлеченное знание, понимание, эстетика, нравственность и этика. Начало последовательному и теперь, наконец, уже нескончаемому развитию гуманистической психологии положил, повидимому, А.Адлер, который принял идеи, вступающие в прямое противоречие с концепцией основателя психоанализа, З.Фрейда. Высшая точка развития гуманистической психологии представлена в трудах А.Маслоу, В.Франкла, А.Кемпински. К представителям гуманистической психологии относят также К. Роджерса, Э.Фромма, Р. Мея и некоторых других исследователей. В настоящее время гуманистическая психология пользуется значительно большей популярностью, нежели другие направления психологии, особенно среди мо.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гуманистическая психология
ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. X X в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы». К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылах: 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2. Человек целостен. 3. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи. 4. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления. 5. Главной психологической реальностью являются переживания человека. 6. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта (16). 7. Человеческая жизнь - единый процесс. 8. Человек открыт к самореализации. 9. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Как самостоятельное направление в психологии гуманистическая психология сложилась в 1950-х годах. Это течение основано на отношении к человеку как целостной личности, способной к самоэволюции. Такой подход резко отличается от подхода, принятого в бихевиоризме, который описывает не столько рефлективную природу человеческой мысли, сколько реально наблюдаемое на практике поведение людей.
Когда вы читаете книгу, вы можете решить пойти и сделать себе кофе либо посмотреть в окно и подумать, что сегодня прекрасный день и стоит одеться и пойти прогуляться. С другой стороны, вы можете выбрать продолжение чтения перед тем, как осуществлять другие действия. Это примеры того, как мы осуществляем свою возможность выбора. Способность принимать решение и контролировать свое поведение называется личностной свободой действий. Гуманистическая психология расширяет понятие личностной свободы действий, включая в него представление о том, что все мы играем определенную роль в становлении своей личности. Согласно гуманистической психологии, чтобы понять человека, мы должны рассматривать его психику в целом, а не изучать ее аспекты по отдельности.
Карл Роджерс на основе гуманистической психологии разработал методы терапии, которая называется «ориентированной на пациента» или «центрированной на клиенте». Одна из ключевых идей такой терапии — убеждение в том, что иногда существует разница между тем, как пациент оценивает себя, и тем, какой он есть на самом деле. Возьмем для примера такую ситуацию. Фред считает себя спокойным, уравновешенным человеком, но во многих ситуациях он ведет себя агрессивно. Одна из целей ориентированной на пациента терапии заключается в том, чтобы уменьшить разрыв между реально демонстрируемыми чертами личности и идеальным образом. В отличие от психодинамической терапии по Фрейду, которая исследует переживания пациента, коренящиеся в его прошлом опыте, гуманистическая терапия скорее стремится исследовать то, что происходит с пациентом непосредственно в данный момент.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Гештальтпсихология», «Клиническая психология», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
несколько близких по теоретическим и методологическим позициям направлений в научной и практической психологии, появившихся в основном во второй половине XX в. Общим для всех направлений П.г. является отказ от отождествления человека и животных в их психологическом изучении и в объяснении их поведения, подчеркивание принципиальных отличий психологии и поведения человека от психологии и поведения животных, акцентирование внимания при изучении человека на его духовных ценностях, на цели и смысле его жизни. П.г. возникла как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Формально основателями П.г. считаются американские ученые А. Маслоу и К. Роджерс, хотя традиции гуманистического подхода были задолго до этого заложены и развивались в странах Европы и в России. Гуманистически была ориентирована и советская психология личности, разрабатываемая с середины ХХ в. в трудах таких отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон и др. За рубежом, прежде всего в США, основные идеи П.г. представлены и развивались в трудах Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. Вклад Г. Оллпорта в развитие П.г. заключается в том, что он одним из первых ввел в научный оборот понятие черты личности, которое было им определено и интерпретировано как исключительно человеческое психологическое образование. А. Маслоу разработал основы гуманистической теории личности и ее развития, поставив в ней на первое место высшие человеческие потребности, в том числе потребность в творчестве и потребность в самоактуализации. Его заслуга в разработке П.г. состояла также в том, что он отстаивал идеи П.г. в США в острой полемике и борьбе с популярными в этой стране бихевиоризмом и психоанализом. К. Рождерс фактически завершил создание и обеспечил полную победу П.г. над иными концепциями личности человека, открыв для П.г. путь от теории к практике (клиенто-ориентированная психотерапия). В настоящее время П.г. является одним из ведущих мировых направлений в изучении психологии личности и лежит в основе многих известных методов психокоррекции и психотерапии. Наибольшее распротранение П.г. получила в странах Европы, а не в США в связи с тем, что традиции экзистенциализма и феноменологии, лежащие в основе П.г., являются более сильными именно в странах Европы и в России. См. бихевиоризм, Маслоу Абрахам, Оллпорт Гордон, психоанализ, психотерапия клиенто-ориентированная, Рождерс Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
течение в совр. запад. псих. где сам индивид, как предмет психологических экспликаций-дескрипций, изучается, как уникально-специфическая личность, кот. представляет собой не нечто генетически-заданное, а как личность, способная к самоактуализации, самоэволюции присущей только высшему животному, человеку; субстанциональными постулатами Г.п. являются: 1) индивида необходимо изучать в его целостности, совокупности социо-онтологическо-этических факторов, формирующих его, как личность; 2) сам индивид открыт онтосу-миру, а переживания человеком мира, экзистенции и себя в мире и является приматно-индивидуальной психологической реальностью для самого индивида; 3) каждый индивид уникален-оригинален, поэтому авалю его чувств-эмоций, его психики также приоритетен как и статистические дескрипции-обобщения; 4) все индивиды наделены эволюционными свойствами-потенциями для саморазвития-самореализации-самовыражения-самодостаточности; 5) индивид обладает осознанностью свободы, автономности от внешнего мира, социума, благодаря тем смыслам-идеям-ценностям-ориентациям коими он и руководствуется в своих поведенческих актах; б) сам индивид — это активно-динамично-интенционально-инициативный субъект, реализующий себя в профессионально-креативных актах; сторонники Г.п. противопоставили свои концепции бихевиоризму, фрейдизму, психологам-адептам теорий Юнга, Адлера, Эриксона; сами истоки идей стор. Г.п. берут свое начало в философских традициях Аристотеля, Платона, Будды, Конфуция, Кришны, Августина, Кузанского, Гердера, Шлегеля, Спинозы, Фейербаха, Ницше, Сартра, Камю, Толстого, Достоевского, Соловьева, Шпенглера, Гуссерля, Хайдеггера, Фромма, Гадамера, а также в различных модификациях совр. экзистенциализма, феноменологии и восточно-философских учениях-системах, укажем-заметим, что субстанциональной областью практики Г.п. выступает в совр. эпоху психотерапевтическая практика, в которой зволюционизировались-модифицировались различных идеи и образующие ныне теоретико-практический фундамент Г.п., получившие свое развитие в работах Хорни, Маслоу, Роджерса, Олпорта, Бэррона, Франкла, так, например, по Олпорту, главное для личности —это устремленность в будущее, где она в свободных актах само-реализации-самораскрытия и может в уникумном порядке проявить себя; по Роджерсу, личность должна укреплять веру в себя, в свои ценности и совершенствоваться интернационально своего идеального Эго; центральная же роль, стор. Г.п., отводится в поведенческих актах индивида его мотивационной сфере, комбинациям-трансформациям мотивов, кот. обеспечивают, по их мнению-оценкам, не конформистское поведение, не адаптацию к среде, а само-эволюцию человеческого Эго, как целостную модель переживания себя в мире, и мира в себе, в своем Эго, а саму же такую специфическую конструкцию-модель и призваны удерживать модифицированные виды-формы психотерапии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
современное направление в психологической науке, которое сформировалось как течение в начале 1960-х гг. Г. п. противопоставляет себя бихевиоризму и психоанализу. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970). Оптимальным, считает А. Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Остановка в развитии личности – это смерть ее самости. Вопреки Фрейду, Маслоу был против психологической защиты, считая, что психологическая защита останавливает рост личности. Одним из создателей Г. п. является американский психолог К. Роджерс (1902–1987) – автор так называемой недирективной психотерапии или терапии, центрированной на клиенте. Основные ее правила: не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом цель психотерапевта – согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих представлениях и оценках) и его «идеального Я» (каким я хочу быть). В Г. п. подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека. В отличие от классического психоанализа Г. п. утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают под воздействием окружения. В центре интересов Г. п. – проблемы личности, ее активность, креативность (см. Креативность), автономность, самоактуализация, свобода выбора, самосовершенствование. Г. п. подчеркивает роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностью смысла существования. Значительное место в жизни и поведении людей Г. п. отводит мотивам поведения, гуманистической направленности, стремлению к справедливости, красоте, истине. Становясь мотивами поведения, эти высшие ценности обусловливают реализацию личностного потенциала человека. Г. п. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. В работе учителя с точки зрения Г. п. рекомендуют: 1) оказание помощи, а не доминирование (подавление); 2) понимание, а не осуждение; 3) принятие (одобрение), а не отказ (отклонение); 4) уважение неприкосновенности, а не ее нарушение; 5) позитивность, а не негативность; 6) открытость опыту, а не замкнутость; 7) терпимость к неопределенности, а не ее нетерпимость. Используя эти критерии, каждый учитель выбирает свой индивидуальный стиль работы при постановке и достижении конкретных целей обучения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Гуманистическая психология
Словообразование. Происходит от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Ряд направлений в современной психологии.
Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:
- человек целостен;
- ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
- главной психологической реальностью являются переживания человека;
- человеческая жизнь - единый процесс;
- человек открыт к самореализации;
- человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.
Литература. Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГУМАНІСТЫЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / HU MANIS TIC PSYCHOLOGY– современное направление в психологической науке, которое сформировалось как течение в начале 1960-х гг. Г. п. противопоставляет себя бихевиоризму и психоанализу, основывается на идеях философии экзистенциализма. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу (1908–1970). Его взгляды на мотивационные процессы, иерархию потребностей имеют в науке существенный вес. В понимании человеком бытия оптимальной, по А. Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Остановка в развитии личности– это смерть ее самости. Вопреки Фрейду, Маслоу был против психологической защиты, считая, что та останавливает рост личности. Одним из создателей Г. п. является американский психолог К. Роджерс (1902– 1987)– автор так называемой недирективной психотерапии, или терапии, центрированной на клиенте. Следуя гуманистическим ценностям, он сместил акцент с методического инструментария терапии на отношения клиента и терапевта и эмоциональную окраску их контакта. Основное правило недирективной психотерапии– не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом цель психотерапевта– согласование между собой реального «Я» клиента (какой я есть в моих представлениях и оценках) и его идеального «Я» (каким я хочу быть). Социально-психологический тренинг также восходит к практике групп встреч Роджерса. (см. Социально-психологический тренинг). Исследования проблемы свободы и ответственности, межличностных отношений, близости и любви также нашли отражение в работах Г. Олпорта, В. Франкла, Р. Мэя и др. Стоит также упомянуть Э. Фромма (1900–1980), представителя неофрейдизма, создателя так называемого гуманистического психоанализа, который по духу и по сути близок Г. п. Фромм отмечал важность социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Описывая существование современного человека, он видел его неотъемлемой частью одиночество, изоляцию и отчужденность. При этом считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя ощущения единения с другими и обществом– при достижении позитивной свободы. Чтобы создать общество, в котором удовлетворяются и индивидуальные, и общественные потребности, необходимы радикальные социальные и экономические изменения. В Г. п. подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека. В отличие от классического психоанализа, Г. п. утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают под воздействием окружения. В центре интересов Г. п.– проблемы личности, ее активность, креативность (см. Креативность), автономность, самоактуализация, свобода выбора, самосовершенствование. Г. п. подчеркивает роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностью смысла существования. Значительное место в жизни и поведении людей Г. п. отводит мотивам поведения, гуманистической направленности, стремлению к справедливости, красоте, истине. Становясь мотивами поведения, эти высшие ценности обусловливают реализацию личностного потенциала человека. Г. п. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Г. п. внесла большой вклад не только в теоретическую и прикладную психологию, психотерапию, но и в педагогику и социальную практику. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. humanistic psychology) - направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.
Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название "третьей силы"- в западной психологии.
Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, ин-тенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэр-рона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(К.Р.Роджерс)
Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.
Фундаментальное понятие теории Роджерса - "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Гуманистическая психология
направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «объективному» методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.
Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.
Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.
Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд.
Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.
При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.
Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и могут быть объединены в пять классов, которые, в свою очередь, образуют единую иерархическую систему. Данная структура может быть представлена в виде пирамиды (пирамида Маслоу), в основании которой лежат физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т. п.). Вторую ступень пирамиды образуют потребности в безопасности. К ним обычно относятся потребность в стабильности, ясности и предсказуемости ситуации, в защите от болезней, преступных посягательств и т. п. На третьей ступени пирамиды находятся потребности в принадлежности и любви, которые отражают стремление к установлению близких, доверительных и долгосрочных отношений со значимыми другими. Четвертый уровень пирамиды образуют потребности в самоуважении, включающие в себя как собственно самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Наконец, на вершине пирамиды располагается потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал стремление индивида к максимальной реализации своего человеческого потенциала в процессе становления.
Согласно концепции А. Маслоу, потребности, расположенные «выше», могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии удовлетворенности потребностей, расположенных «ниже» (именно эту идею отражает пирамидальная структура — невозможно начать строительство верхних ступеней пирамиды при отсутствии нижних). При этом потребности первых четырех уровней А. Маслоу обозначал как дефицитарную мотивацию (или D-мотивы), т. е. мотивацию, направленную на устранение дефицита, ощущения недостатка чего-либо: пищи, безопасности, внимания и т. д. Потребности пятого уровня он характеризовал как бытийную (B-мотивы, от англ. becoming — становление) или метамотивацию. Она призвана максимально расширить и обогатить жизненный опыт индивида. В отличие от D — мотивации, предполагающей избавление от напряжения за счет устранения дефицита, B — мотивация способствует возникновению напряжений через увеличение числа объектов, вызывающих интерес. Тем самым генерируется энергия, необходимая для самореализации индивида.
Концепция иерархии потребностей и разработанные на ее основе психодиагностические методики, в частности «Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory — POI) Э. Шострома, нашли широкое применение в социальной психологии, в первую очередь, в таких ее областях, как организационная психология и психология менеджмента. Несмотря на то, что идеи А. Маслоу неоднократно подвергались критике как утопичные и не отвечающие строгим критериям научного познания, они остаются востребованными благодаря их простоте, внутренней логичности и удобству в практическом применении.
Наиболее полное отражение принципы гуманистической психологии нашли в творчестве американского психолога К. Роджерса. В отличие от А. Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации. Под ней он понимал стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности, присущие ей с момента рождения, что содержательно близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А. Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают переживания, способствующие их личностному развитию (Я-интенсифицирующие) как позитивные и стремятся к ним, одновременно избегая переживаний, субъективно воспринимаемых как препятствие для развития (Я-отрицающие). Такого рода «сортировку» К. Роджерс обозначал как организмический оценочный процесс.
В своих работах К. Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и предшествующего опыта, а следовательно, исключительно внутренний мир или, иными словами, психическая реальность конкретного человека заслуживает внимания психолога.
Исходя из этих соображений, К. Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой провозглашалось понимание самовосприятия клиента и помощь ему в воссоединении со своим организмическим оценочным процессом.
С точки зрения социальной психологии особый интерес представляет вклад К. Роджерса в разработку Я-концепции. Он также разработал оригинальную концепцию воспитания, основанную на безусловном позитивном внимании, т. е. принятии индивида таким, как он есть, без критики и оговорок как единственном способе не препятствовать актуализации ребенка и не разрушать организмический оценочный процесс.
Хотя взгляды К. Роджерса одно время были крайне популярны, его максимализм и идеализм вызывали критику даже у представителей гуманистической психологии. В частности, Р. Мэй отмечал, что ортодоксальные роджерианские психотерапевты оказывались неэффективными в случае проявления клиентами интенсивных негативных эмоций и агрессии. Попытки использования роджерианских идей и подходов в организационном контексте не получили сколько-нибудь широкого распространения, хотя сам К. Роджерс заявлял об успешности шагов, предпринятых им в данном направлении.
Если попытаться в целом оценить вклад гуманистического направления в психологическую науку, то безусловного внимания заслуживает попытка его представителей, образно говоря, развернуть психологию лицом к человеку. В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике. Вместе с тем гуманистический подход представляется ограниченным с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, он не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностностного, так и социально-психологического порядка. Он может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.
Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.
Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я". Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать особая форма психотерапии - "терапии, центрирований на клиенте"; это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой внутренний, "феноменальный" мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования - "экзистенции".
На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и педагогика гуманистическая.
Основные методологические положения психологии гуманистической:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) ценны не только общие, но и индивидуальное случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5) человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
6) человек не детерминирован только внешними ситуациями - он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, коими руководствуется в выборах;
7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.
Индивидуальность рассматривается как интегративное целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе - обратный путь).
В целом психология гуманистическая не представляет единой теории - ее объединяют некие общие положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.
Согласно А. Маслоу - воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.
Потребности человеку "заданы" и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:
5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.
Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.
На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого "блокированы".
Человек, вышедший на уровень самоактуализации - личность самоактуализуемая - оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию "пиковых чувств" типа вдохновения.
Итак, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы состояться.
Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.
В центре концепции - понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.
Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества; более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее - результат страха и защиты психологической; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.
Актуализующая тенденция - потребность в самоактуализации в динамике ее проявления - причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным. Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я - самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки положительного самоотношения - это усвоение таких способов поведения, кои вызывают положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе - Я-концепция - начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.
Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе - неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью "внешних ориентиров". Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно консервативным группам - близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель - не стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.
Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка - с целью его развития на основе самоактуализации, а не внешних оценок - это безусловно позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, - тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.
Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность. Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией, сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Гуманистическая психология
humanistic psychology) Г. п. - это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения. Предшественники В 1920-1930-х гг., в американской психологии господствовал догматический бихевиоризм. Сторонники этого позитивистского направления считали сознательный опыт человека выходящим за рамки научного понимания. В этой неблагоприятной обстановке, в конце 30-х, появилась психология личности. После знакомства с подходами к личности представителей европейской феноменологии и нарождающегося экзистенциализма Гордон Оллпорт предложил широкую теорет. перспективу для изучения зрелого Эго и процессов его развития. Генри Мюррей развил и отстаивал в американской психологии подход к личности, отличающийся выраженной фрейдо-юнгианской ориентацией и уделяющий особое внимание недоступным для сознания глубинам души, чье содержимое могло прорываться на поверхность и в форме творчества, и в форме невроза. Сразу после Второй мировой войны были изданы книги двух др. крупных психологов - Гарднера Мерфи и Джорджа Келли, в к-рых излагались их собственные теорет. представления о личности, принципиально расходившиеся с позицией бихевиоризма. Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоан. (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, к-рые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биолог. редукционизм классического психоан. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из к-рой возникла Г. п. Создание гуманистической психологии Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало Г. п. как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и др. гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мерфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исслед., к-рую позже стали называть "перспективой времени жизни" (или "перспективой жизненного пути"); Жак Барзун и Рене Дюбуа - представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения. Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер Г. п. и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С т. зр. Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение "терапевт-клиент" характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно к-рой физиолог. потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен об-вом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию. Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава "феноменологического". Влияние контркультуры Образование Г. п. как "Третьей силы" практически совпало с возникновением контркультуры "детей цветов" и употребляющих наркотики "хиппи" - феномена 60-х. В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям Г. п. Прежде всего ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического "кайфа". Основатели Г. п. не стояли на позициях "антинауки". Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоан., чтобы создать психологию, более правдиво отражающую челов. жизнь и более полезную для ее улучшения. Движение групп встреч Движение групп встреч, к-рое оказалось в центре внимания Г. п. в 60-70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, к-рый до 1920 г. писал о психол. "встречах" (encounters - соприкосновениях, столкновениях) и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), к-рый он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Др. источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем "теории поля" в психологии. Он, фактически, является создателем совр. американской соц. психологии и, кроме того, автором методики практ. обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения - т. н. "самообучающихся групп" (self-studying groups), в к-рых психолог исполняет роль не "руководителя", а "фасилитатора" (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Нек-рые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском ин-те ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в к-ром терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании "здесь и сейчас". В Эсаленском ин-те такая "интенсивная работа в группах", оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, - обычно в форме "уик-энд марафонов", - тж сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, нек-рыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения. Трансперсональная психология Границы Г. п. оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций, прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась концепция "трансперсональной психологии", к-рая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др. формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные сознания с духовным океаном, с к-рым они сообщаются, - отголоски идей, высказанных в свое время К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры, надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым теряла контакт с психологией как наукой. Другие аспекты гуманистической психологии Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч; необходимо отметить и др. его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать логотерапию Виктора Франкла - религиозно-экзистенциалистскую версию психоан. (во многом напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение челов. потребности поместить смерть и страдание в некий смысловой контекст, с к-рым можно жить, причем даже в крайне тяжелом положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-Понти: своего рода философская Г. п., почему-то так и не ставшая элементом "фасада" гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция - это интерпретация Дэвидом Бэкеном диалектически связанных принципов действия (agency) и общности (communion). Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик, сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед терапевтическим трюкачеством, к-рое, на его взгляд, разлагало Г. п. Были также попытки "одомашнить" движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи тж пытались преодолеть противоречия между механистической бихевиористской психологией и Г. п. Однако практ. сближение академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов филос. характера, лежащих в основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории соц. научения с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию реципрокного детерминизма, в к-рой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при образовании окружающей среды человека. Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии Г. п. как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психол. мысли, получивший отличные "рекомендательные письма" от европейских гуманистов, а именно психологию "секулярного гуманизма". Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по утверждению Паскаля, - "мыслящий тростник", слабейшее из творений природы, - и потому нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, - если судить по значению, к-рое эти философы придавали ответственности наделенного самосознанием человека, - концепции мирского, нерелигиозного гуманизма. Для религиозного экзистенциалиста аутентичная оценка положения человека в мире ведет к неизбежному признанию челов. бессилия перед лицом жизни и смерти, причем облегчить свое положение люди могут только на пути смирения перед всемогуществом Бога. Для атеистического гуманиста, напротив, надежда на Бога служит признаком регрессии к стадии детской зависимости; челов. достоинство требует опирающегося на разум признания за людьми способности самостоятельно выбирать способ своего существования в нейтральном по отношению к ним мире. Смысл человека - в его творчестве. Воззрения представителей религиозного и секулярного гуманизма на природу человека невозможно примирить, хотя и те и другие требуют в качестве предварительного условия внимания к трагическим составляющим челов. существования, полностью игнорируемым господствующим направлением в Г. п. Гуманизм и наука в психологии С самого начала XX в. разграничение наук на "науки о природе" и "науки о духе или культуре", введенное немецким философом Дильтеем, отзывалось эхом в различных направлениях совр. соц. мысли. Возможно, наиболее полно это разграничение выражается в противопоставлении перспективы каузального (причинно-следственного) объяснения, традиционно даваемого с внешней по отношению к субъекту поведения позиции, перспективе истолковательного понимания в рамках внутреннего мира самого субъекта - области интуиции, смыслов, интенций и ценностей. Каузальная перспектива, когда она применяется для объяснения челов. поведения, обеспечивает непрерывную связь наук о человеке с естественными науками о физ. и биолог. мире. Истолковательная перспектива подчеркивает уникальность челов. существ - этих обладающих культурой и способностью к символизации созданий, способных действовать с учетом прошлого и будущего, наполнять смыслом или бессмысленностью свое существование, обманываться и вводить в заблуждение др., но вместе с тем видеть друг друга насквозь. Совершенно очевидно, что обе эти перспективы применимы к человеку. Когда эти перспективы ясно обозначены, они образуют противоположные полюса знания, необходимые, подобно полюсам магнита, но не поддающиеся синтезу в единую теорию. Может быть, это все, на что мы способны в нашем теоретизировании, но не только это вызывает неудовлетворение. Подобная раздвоенность никак не помогает нам в объяснении того, что в феноменах лично выбираемого поведения смыслы или интерпретации, к-рые мы приписываем нашим характерным чертам и поступкам, на деле оказываются важными причинными факторами наших действий. Имея в виду именно этот случай, можно утверждать: в том, что касается такого исключительно челов. мира, интерпретация и каузальное объяснение должны быть каким-то образом объединены; или, говоря иначе, единственной удовлетворительной наукой о челов. опыте и деятельности должна быть наука, в к-рой герменевтическая интерпретация, соединенная с каузальным объяснением, играет главную роль. Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как "Третьей силы". Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность - отчасти из-за своих "порочных" связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, - возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п. Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство - всегда быть "обращенной окнами" на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед. Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий. Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое - междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) - известно под названием "развитие человека на протяжении всей жизни" (life-span human development). Развивая это направление, сторонники "перспективы времени жизни" целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта. См. также Бихевиоризм, Экзистенциализм, Религия и психология М. Б. Смит

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
376.72 кб

Гуманистический раздел экономической психологии

Троицкая Ирина Владимировна
Материал статьи базируется на результатах отечественных и зарубежных исследований в области экономической и политической психологии.
Читать PDF
137.78 кб

Еще раз о проблеме метода в гуманистической психологии

Аргентова Татьяна Евгеньевна
Представлен анализ существующих подходов в решении вопроса методологии и методов исследования в гуманистической психологии
Читать PDF
1.78 мб

Проблема мышления в контексте гуманистической психологии

Тараскина И.В.
Читать PDF
175.19 кб

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н. Л.
Читать PDF
476.46 кб

Представления об успехе классиков гуманистической психологии

Гиоева Елена Петровна
В статье рассматриваются взгляды на феномен успеха в трудах А. Маслоу и К. Роджерса.
Читать PDF
293.35 кб

Модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматриваются взгляды основоположников гуманистической психологии на феноменологию и психологические механизмы внутриличностных конфликтов.
Читать PDF
318.13 кб

Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Трифонова Елена Александровна
Рассматривается роль гуманистической психологии и реабилитационного подхода как основ для понимания психологического содержания понятия качества жизни.
Читать PDF
2.67 мб

Гуманистические ценности в структуре психологической культуры специалиста

Гаранина Ж.Г.
Читать PDF
279.86 кб

Философско-антропологические истоки гуманистической педагогики и психологии

Винтин И. А.
Статья посвящена наследию российских и западных ученых, педагогов и психологов, научно-исследовательские интересы которых были связаны с изучением понятий «саморазвитие», «самоопределение», «самоактуализация» личности.
Читать PDF
234.08 кб

Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии

Халидов М.М.
Читать PDF
228.98 кб

Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии

Егорова И. А.
Читать PDF
182.14 кб

К вопросу о понимании личностной ответственности в гуманистической психологии

Панькина Е. В.
В статье раскрываются подходы к пониманию личностной ответственности как основы здорового функционирования личности.
Читать PDF
222.82 кб

Гуманистический потенциал художественно-психологических открытий Л. С. Выготского

Гладких З.И.
Исследование посвящено памятной дате 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. В данной статье раскрываются общекультурные истоки и гуманистический потенциал творчества родоначальника культурно-исторической психологии.
Читать PDF
154.43 кб

О педагогическом сознании: от философско-психологических основ к гуманистической практике

Зимянина Елена Владимировна
Статья посвящена отношениям «педагог воспитанник», как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Рассмотрены философско-психологические основы диалога между ребенком и взрослым на материале исследований А. Адлера, Ч. Х.
Читать PDF
187.69 кб

Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании гуманистической системы ценностей

Васильева Ольга Семеновна
В статье в качестве одного из ведущих факторов профилактики терроризма, и вызываемой им ответной агрессии рассматривается степень сформированности адекватных представлений о себе, мире и путях взаимодействия с ним.