АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Найдено 44 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
одновременное возникновение и сосуществование прямо противоположных, взаимоисключающих мыслей.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
двойственность переживания, когда один и тот же объект одновременно вызывает противоположные чувства.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Амбивалентность
приставка в значении «оба, обе». греч. Valeo - преобладать. Лат. - двойственность - в смысле побуждений, стремлений.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Амбивалентность
наличие противоречивых (любовь и ненависть) чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному лицу.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ)
возникновение к одному и тому же объекту (событию) противоположных чувств. Встречается особенно часто при шизофрении (см.).

Источник: Справочник невропатолога и психиатра.1965

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному и тому же объекту.

Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
AMBIVALENCE)
Одновременное присутствие сильных противоположных чувств (любви и ненависти) по отношению к одному и тому же человеку.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
одновременное проявление противоположных эмоций и чувств (напр., радости и горя, смеха и плача, любви и ненависти). А.— проявление внутреннего конфликта личности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Амбивалентность
термин, относящийся к непостоянству и противоречивости мотивации; он используется также для обозначения колебаний между согласием и отказом в ответ на просьбу что-либо сделать.

Источник: Психиатрия в медицинской практике. Глоссарий. 1999 г.

Амбивалентность
внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Амбивалентность
(лат.аmbо-оба+valentis - имеющий силу) - характеристика направленности личности, выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств, представлений, желаний, намерений.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Амбивалентность
от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Амбивалентность
Возникновение противоположных чувств, мыслей, побуждений к одному и тому же объекту, событию, человеку и в связи с этим двойственное отношение к ним. Возможна при психических заболеваниях, в частности при шизофрении.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
см. амби- + лат. valentia - силa] - двойственность; возникновение противоположных тенденций в психической деятельности (напр., появление одновременно двух противоположных чувств: удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии и т.д.)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)
двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Амбивалентность (двойственность, Противоречивость)
одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом чувств и стремлений, касающихся одного и того же объекта. Амбивалентными называются, например, такие чувства человека к другому, которые содержат в себе проявления любви и ненависти.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
одновременное существование у одного и того же индивида двух, на первый взгляд, «противоположных» чувств. Например, одновременное уважение и ненависть к успешному сослуживцу. Оба чувства могут быть либо сознательными, либо подсознательными или одно из них сознательное, а другое – подсознательное.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

амбивалентность

(от греч. amphi – приставка со значением двойственности, и от лат. valentia – сила) – сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Данное психическое состояние личности обычно носит характер внутреннего конфликта.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Амбивалентность
от лат. ambo - оба и valentia - сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
противоречивость, двойственность мыслей, чувств и поведения человека, проявляющаяся в том, что в них одновременно присутствуют прямо противоположные мысли, переживания или побуждения к действию. Амбивалентными называются, например, такие чувства одного человека к другому, которые содержат в себе проявления любви и ненависти.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от латинского ambo – «оба» и от латинского valentia – «сила» – противоречивое, двойственное отношение субъекта к объекту, проявляющееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных мыслей, мотивов, эмоций, представлений, намерений, желаний. Считается, что при значительном усилении А. может развиваться психогенная депрессия или невроз навязчивости.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.
Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"
В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)
сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
в общем случае-противоречивость, двойственность чего-либо. В частных случаях термин А. может использоваться в следующих основных значениях: 1. Противоречивость чувств, относящихся к одному и тому же объекту (предмету, человеку, событию и т. п.). Например, одновременное переживание любви и ненависти, уважения и презрения к нему. 2. Тенденция быстро менять чувства и установки. 3. Психическое состояние, в котором человек одновременно стремится к взаимоисключающим целям и предпринимает соответствующие, взаимно исключающие друг друга действия, направленные на их достижение. См. установка социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
/англ. Ambivalence; от лат. ambo – оба и valentia – сила/, двойственность психосексуальных переживаний; то же, что унисекс (2).
Выражается в одновременном сосуществовании двух (часто – противоположных) оценок того или иного лица, события, явления. Классическим примером А. могут служить чувства любви и ненависти, которые герой трагедии У. Шекспира Отелло испытывает по отношению к мнимой изменнице Дездемоне.
Термин в 1910 ввел в оборот швейц. психиатр О. Блейлер, который считал стойкую А. одним из симптомов шизофрении.
«В московских глянцевых журналах был большой спрос на эту амбивалентность…» В. Пелевин. Generation «П».

Источник: Словарь доктора либидо

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence
Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.
Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ , направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ . Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ , ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ , при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ ).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) [Bleuler E., 1911]. Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett [1949] как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Амбивалентность
психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью. Термин введен Ю.Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту. Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными.
Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Порождаемая всеми невротическими конфликтами, она легко наблюдается в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется (Зеленский, 2008).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo - оба + valentia - сила).
1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.
2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.
Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Амбивалентность
Совсем не обязательно искать в психоанализе объяснение того, что одно и то же лицо может быть поочередно то объектом любви, то объектом ненависти. Как только стали появляться трагедии, в них уже засквозили идеи, что самые любимые из нас могут однажды вдруг стать объектом лютой ненависти. Амбивалентность, однако, имеет отношение к чему-то еще более несовместимому: любовь не только может превратиться в ненависть и наоборот, но и доходит до того, что любовь и ненависть, тайно пересекаясь, перевоплощаются из одного в другое, причем совершенно неразделимым образом. Нередко взрослые способствуют этому, сводя с ума своих отпрысков, задавая им вопросы: «Ты кого предпочитаешь: маму или папу?». Ненависть таится в самой сердцевине любви и, соответственно, в отрицании противоречия. Хорошая грудь, любимая грудь есть также и нехорошая, нелюбимая грудь; для этого ей достаточно всего лишь отдалиться (отсутствующая грудь автоматически становится плохой). Случается, что речь с ее двусмысленностью может выразить амбивалентность весьма утонченным образом. Например: «Я не желаю тебе ничего, кроме добра…».

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

Амбивалентность
(Ambivalentio) (от лат. amatos и phobos). Букв. двойная ценность. Одновременное сосуществование противоположных чувств (эмоциональная амбивалентность), мыслей (амбивалентность мышления) и тенденций (амбитендентность) у одного и того же лица. Встречается у психически здоровых, невротиков и чаще всего больных шизофренией. См. Амбивалентность, эмоциональная, Амбивалентность мышления, Амбитендентность,
А. мышления (Ambivalentia mentalis) (от лат. mens, mentis - ум, разум). Одновременное возникновение противоположных мыслей у одного и того же лица. Обычно сочетается с амбивалентностью чувств (см. Амбитендентность, эмоциональная) и амбитендентностью (см. Амбитендентность). Редко встречается у психически здоровых лиц, невротиков и психопатов. Характерна прежде всего для шизофрении.
А. эмоциональная (Ambivalentia affectiva) (от лат. affectus - возбуждение). Одновременное сосуществование у одного и того же лица противоположных чувств (любовь-ненависть, уважение-презрение, симпатия-антипатия, нежность-жестокость). Бывает нормальной, психологической, невротической и психотической (как правило, при шизофрении). При здоровой и невротической амбивалентности эмоциональная двойственность происходит из сочетания положительных и отрицательных качеств в самом объекте. При шизофренической амбивалентности противоположные чувства не взаимодействуют, не влияют одно на другое, не «мешают» друг другу. Амбивалентность обычно приводит к амбитендентности. См. Амбитендентность; син. Амбитимия,

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Амбивалентность
лат. ambi - вокруг, с обеих сторон; valens - сильный) - 1. в психопатологии - двойственность проявлений воли, чувств, мышления при шизофрении (Блейлер, 1911): а) в сфере воли это сосуществование противоположных побуждений к деятельности и одновременное выполнение действий полярного направления; б) в аффективной сфере – наличие антагонистических и существующих изолированно друг от друга эмоций и чувств по отношению к одному и тому же объекту; в) в сфере мышления - сосуществование взаимоисключающих и никак не взаимодействующих по своему содержанию направления течения мыслей. Не рекомендуется амбивалентность смешивать с «двойным потоком переживаний» или феноменом редупликации самовосприятия (см.). Амбивалентность, предположительно, характеризует расщепление личности на две независимые и противоречащие одна другой субличности, при этом сам пациент идентифицирует себя, повидимому, с обеими в одинаковой степени, не отдавая особого предпочтения никакой из них и не осознавая при этом самого факта собственной раздвоенности; 2. в психологии - термин часто используется в более широком смысле - для обозначения противоречивых тенденций здоровых людей в ситуации выбора. Эта противоречивость может достигать степени клинически значимого расстройства, что особенно свойственно психопатическим личностям психастенического склада. Например, девушка никак не может решить, любит она молодого человека или нет, то привлекая его к себе, то, напротив, отталкивая от себя. Она объясняет это тем, что «плохо знает себя»..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. amphi- кругом, с обеих сторон + valentia - сила) -сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта и выражающиеся в том, что одни и те же явления или объект (напр. образ кого-то) вызывают у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие - неудовольствие, солидаризм - антагонизм, симпатию- антипатию, эталитаризм - иерархизм и т. п. А. нередко сопровождает сложный процесс включения личности в новую этническую среду, взаимодействия национально-психологических особенностей этнической группы с моральными и социальными ценностями и установками личности, врожденными или приобретаемыми по мере накопления опыта межнационального общения и взаимодействия. Так, в национальной культуре и этнопсихологии некоторых стран Азии и Ближнего Востока отражены стремление к равенству, справедливости, традиция богатых делиться с бедными, приверженность к аскетизму. Однако проникновение в эти страны духа наживы, накопительства, утверждение капиталистических рыночных отношений приводят к деформации устоявшихся нравственных норм, заставляют людей менять свои национальные установки, представления и ориентироваться на нормы-ценности, принятые в международном бизнесе. Этот процесс проходит сложно, внутренне противоречиво и вызывает при столкновении различных моральных установок амбивалентность национальных чувств. А. - одна из предпосылок подготовки и последующего незамедлительного начала процесса трансформации национально-психологических особенностей в масштабе нации.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
АМБІВАЛЕНТНАСЦЬ / AMBIVALENCE (от лат. ambo– оба + valentia– сила)– двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, двойствен ность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. Термин ввел Э. Блейлеркак основной симптом шизофрении, он выделял три типа А.:– эмоциональную– одновременно эмоционально положительное и эмоционально отрицательное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям);– волевую– постоянные колебания между решениями, невозможность сделать выбор, как итог– отказ от принятия решения вообще;– интеллектуальную– чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека. З. Фрейд считал А. изначально свойственной человеческой психике (в частности, наличие диаметральных глубинных влечений эроса и танатоса). Впоследствии данная позиция получила широкое распространение в психологии и психодиагностике, в том числе приобрела большую популярность в биполярных шкалах. Амбивалентные чувства могут быть либо сознательными, либо подсознательными; или одно из них сознательное, а другое– подсознательное. А. может считаться нормальной по отношению к тем, чья роль в жизни индивида неоднозначна. Однополярность чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется, скорее, как проявление идеализации или обесценивания. В психиатрии и клинической психологии под А. понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо или чему-либо. В более широком, социальном контексте установленные состояния А. могут выступать существенными диагностическими признаками социального, общественного неблагополучия. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.
Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).
Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
AMBIVALENCE)
Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.
При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и 'хороший'.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(Ambivalence; Ambivalenz). Юнг использовал этот термин, введенный Блейлером (см. ПСИХОАНАЛИЗ) в нескольких значениях: 1) для характеристики и сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другого человека, образа, идеи, части самого себя). Эти чувства исходят из одного источника с не зависят от смешанности качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены. Например, детская А. по отношению к матери возникает из способности самого ребенка любить и ненавидеть, а вовсе не из привлекательных или отталкивающих черт характера матери (хотя последние, несомненно, могут усиливать А.). Фактически Юнг использовал «амбивалентность» в смысле «бивалентности» (двойственности), явно тяготея к поиску позитивных и негативных полярностей. Это соответствовало тенденции его мышления видеть все большую гармонию, возникающую из смешения по видимости противоположных психических элементов (см. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ); 2) зачастую число противоречивых чувств больше двух. В этом случае использование термина отражает еще одну (возможно, иную) сторону его психологического умозрения: интерес к фрагментации, множественности и изменчивости психического. А. в этом смысле всего лишь одно из состояний человека; 3) согласно Юнгу, любое положение вызывает свое собственное отрицание, и А. описывает это явление. Например, психическая энергия, теоретически нейтральная, может рассматриваться как амбивалентная в потенции, поскольку с равным успехом служит и жизни и смерти. В первой половине жизни психическая энергия стремится к росту, а во второй половине ее цель другая (Собр. соч. Т.5. Парагр. 681) (СМ. ИНСТИНКТ СМЕРТИ; СТАДИИ ЖИЗНИ); 4) А. неизбежна в отношении к родительским образам (СМ. ВЕЛИКАЯ МАТЬ; ИМАГО) В частности и к архетипической образности вообще (см. АРХЕТИП); 5) А. присутствует е мире всегда: «силы природы всегда двулики» и Бог тоже, что однажды обнаружил Иов (Собр. соч. Т. 5. Парагр. 165). В самой жизни «добро и зло, успех и крах, надежда и отчаяние уравновешивают друг друга» (Собр. соч. Т. 9Н. Парагр. 24). Наиболее сильное воплощение этой универсальной темы — античный бог Гермес/Меркурий (См. АЛХИМИЯ; МИФ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Амбивалентность (чувств)
от лат. ambo «оба» и valeo «имею силы») – испытывание противоположных или смешанных чувств к кому-л. или чему-л., особенно любви и ненависти; склонность к постоянному изменению чувств или отношения к кому-, чему-л.; несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств к какому-то объекту. Ср. выражение От любви до ненависти один шаг. Возможная реакция – недоумение, раздражение, недоверие, амбивалентность может быть ошибочно принята за легкомыслие и взбалмошность.
Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).
Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.
У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).
Ведь я люблю тебя и проклинаю!
Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!
(Романс).
К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.
   З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.
   Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.
   В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.
   Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».
   Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.
   Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.
   Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу) – один из многих психоаналитических терминов, получивших широкое распространение в психологической науке. Существует несколько перекликающихся определений этого понятия, на основе которых можно сформулировать следующее, обобщенное. А. есть двойственное, противоречивое отношение человека к какомулибо объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Некоторые психологи, стремясь обогатить свой профессиональный лексикон, подчас используют этот термин неоправданно расширительно – для обозначения всякого рода неоднозначных чувств и побуждений. Следует подчеркнуть, что данным термином определяются не просто смешанные чувства и побуждения, а противоречивые, которые испытываются не попеременно, а практически одновременно.
Явление, описываемое данным термином, издавна отмечалось в житейских наблюдениях, а также в художественной литературе. В научный лексикон термин введен в 1911 г. Э.Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении. Вот что он пишет по этому поводу: «Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным сосуществование в психике противоречий, которые вообще говоря исключают друг друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и его не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция – амбитенденция); он в одно и то же время думает: «я такой же человек, как вы» и «я не такой человек, как вы». Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (умственная амбивалентность). И в бредовых идеях довольно часто наблюдается смесь экспансивных и депрессивных идей». (E.Bleuler. Руководство по психиатрии. – Берлин, 1920, с. 312–313).
В то же время Блейлер допускал и несколько расширительную трактовку данного понятия – применительно к норме. «Уже в норме человек иногда чувствует в себе две души, он боится чегото и в то же время желает этого, например, операции, занятия новой должности. Чаще и резче всего мы видим такой двойственный аффект по отношению к представлениям о лицах, которых мы ненавидим или боимся и в то же время любим, особенно, если при этом задета сексуальность, которая в себе самой заключает могучий положительный и почти столь же могучий отрицательный фактор; последний между прочим обусловливает чувство стыда, все половые задерживающие влияния, отрицательную оценку половой жизни как греха и признание целомудрия высокой добродетелью. У здорового человека однако подобные двойственные чувства составляют исключение; в общем, он обычно держится равнодействующей противоположных оценок – плохие качества уменьшают его любовь, хорошие уменьшают ненависть. Больному часто бывает трудно свести оба влечения… Из всех комплексов именно амбивалентные имеют преимущественное влияние на патологию (и на многие явления нормальной психики, сны, поэзию и т. д.). Очень часто они отчетливо наблюдаются при шизофрении, где мы можем непосредственно видеть двойственность аффекта; в неврозах суть многих симптомов кроется в этой же двойственности» (там же, с. 102–103).
Здесь следует особо подчеркнуть – и на это указывает сам Блейлер – выраженность А. в болезненных, по крайней мере – пограничных состояниях. Здоровый человек, как правило, отдает себе отчет в источниках своих чувств, и если к позитивному отношению примешивается негативное, то это обычно означает просто снижение позитивного отношения. Или, например, человек может ощущать, что ему симпатичен некто, обладающий неприятными, отрицательными чертами, но при этом эмоциональное отношение существует вопреки рассудочному. В то же время некто, обладающий объективными достоинствами, которые нельзя не признать, может вызывать неприязнь. Такое раздвоение аффективного и рационального отношения с давних пор служило предметом многих психоаналитических изысканий.
Именно в психоанализе, к которому Блейлер был во многом идейно близок, понятие А. получило наиболее подробное развитие. З.Фрейд рассматривал его как удачное обозначение Блейлером противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд писал о противоположных влечениях, объединяющихся в пару и относящихся к сексуальной активности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» он также отмечал, что эмоциональная жизнь людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который, как выявилось в результате психоанализа, одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из противоречивых переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из душевных движений на другое лицо.
Понятие А. использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента. Во многих работах Фрейд подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни, но опубликованной уже после его смерти работе «Очерк о психоанализе» Фрейд подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика».
В дальнейшем понятие А. получило в психологии чрезвычайно широкое распространение. Нередко приходится слышать об амбивалентном отношении к супругу, к детям, к работе и т. п. Очевидно, что в большинстве случаев такое использование термина не вполне адекватно.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
387.63 кб

Амбивалентность представлений о психологической безопасности в условиях жесткой регламентации социал

Дымова Екатерина Николаевна, Харламенкова Наталья Евгеньевна
The topical importance of psychological safety study is due to identifying specific mechanisms of human adaptation to difficult life circumstances.
Читать PDF
369.23 кб

Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентность

Шефер Бернд , Скарабис Мартин , Шлёдер Бернд
Восприятие чужого в современных социально-психологических исследованиях новая тема. Основываясь на философском и социологическом подходах, Шефер и Шлёдер представили модель восприятия чужого (Schafer, Schloder, 1994).
Читать PDF
193.39 кб

Конфликт ценностей и амбивалентность чувств

Скарабис Мартин
Основываясь на данных Скарабиса, Шульце и Шефера (данный номер журнала), автор в настоящем исследовании изучает, какое влияние оказывают несовместимые установки к идеальносимволическим ценностям человека на возникновение у него ам
Читать PDF
290.50 кб

Амбивалентность доверия к преподавателям и флуктуации в динамике студенческих групп

Дорофеев Вадим Алексеевич
Рассмотрены теоретико-эмпирические проблемы применения флуктуирующей асимметрии в изучении траектории развития студенческой группы с учетом амбивалентности доверия к преподавателю.
Читать PDF
123.43 кб

Единство и амбивалентность двух методологических позиций в понимании феномена человека

Мелков Сергей
Читать PDF
112.53 кб

Амбивалентность отношения к смерти во Второе Средневековье и в массовой культуре постмодерна

Минькова Наталья Валерьевна
В статье проанализировано сходство отношения к феномену смерти в культуре Средневековья XIV-XVII вв.
Читать PDF
221.14 кб

Амбивалентность искусства письменности

Тарасова Ольга Игоревна
Статья посвящена анализу позитивных и негативных психологических, социальных образовательных и иных воздействий технологии письменности на человека и его культуру.
Читать PDF
185.48 кб

Амбивалентность прогнозирования развития искусства

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
современное исследование проблем прогнозирования социального и культурного пространства нуждается в разработке новых футурологических теорий, в которых значительное место уделяется именно изменениям, происходящим в культуре.
Читать PDF
134.33 кб

Амбивалентность русской культуры как результат борьбы цивилизационных процессов

Мавриди Константин Николаевич
В данной статье проводится социологический анализ имманентной особенности российской культуры, сформированной ее территориальным положением под влиянием цивилизаций Востока и Запада.
Читать PDF
4.57 мб

Амбивалентность мирового устройства и противоречия воспитательного процесса

Щуркова Надежда Егоровна
Читать PDF
178.23 кб

Амбивалентность космополитического режима

Бек У.
Beck U. Ambivalenzen des kosmopolitischen Regimes, 2004. Статья публикуется впервые с разрешения автора. Перевод: Т.Мацонашвили
Читать PDF
288.02 кб

Амбивалентность ценностей благотворительной деятельности в современном российском обществе

Наддака-борцов С. М.
Читать PDF
0.00 байт

Амбивалентность праздничной культуры (на примере свадебного обряда мордовского этноса)

Логинова Марина Васильевна, Лунина Марина Вячеславовна
С учетом актуальных культурологических концепций рассматривается категория амбивалентности праздничной культуры на примере свадебного обряда мордвы.
Читать PDF
523.29 кб

Амбивалентность Рудры-Шивы в контексте добра и зла

Чистяков Сергей Сергеевич, Соколов Михаил Александрович
В настоящей статье авторы анализируют этические категории добра и зла в контексте шиваитской традиции, которая характеризуется как высокими духовными ценностями, так и отталкивающими ритуальными практи-ками.
Читать PDF
4.08 мб

Объективность-субъективность: амбивалентность концепта "медиафакт"

Пром Наталья Александровна
Рассматривается проблема взаимообусловленности объективного и субъективного в концептуальной модели медиафакта, который призван содержать независимую информацию, но не обладает желаемой аудиторией степенью объективности.

Похожие термины:

  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ АФФЕКТА

    от лат. affectus - душевное волнение, переживание, страсть]- см.Амбивалентность чувств
  • Амбивалентность аффективная

    Син.: Двойственность психическая. Амбивалентность в сфере эмоциональных отношений (симпатия – антипатия, любовь – ненависть, дружба – вражда и т.п.).
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ АУТОАГРЕССИВНЫХ МОТИВОВ

    психическое состояние, характеризующееся одновременным существованием аутоагрессивных (суицидальных) и антисуицидальных мотивов. Практически всегда присутствует в пресуицидальном периоде. Мо
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ

    gt; чувство: амбивалентность.
  • Амбивалентность экспрессивная

    амбивалентность + лат. expressio – выразительность, выражение, нагнетание, выдавливание) – сосуществование экспрессивных актов, выражающих противоположные эмоции. Например, ребенок обнимает мать, пр
  • Эмоциональная амбивалентность

    одновременное сосуществование эмоций и чувств противоположного содержания. По Е.Блейлеру, патогномоничный симптом шизофрении. Синоним: Амбитимия.
  • Амбивалентность мышления

    одновременное сосуществование мыслей противоположного содержания. По Е.Блейлеру, патогномоничный симптом шизофрении.
  • Амбивалентность побуждений

    одновременное сосуществование побуждений противоположной направленности. По Е.Блейлеру, патогномоничный симптом шизофрении.
  • Амбивалентность поведения ребенка

    лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый
  • Суицидная амбивалентность

    создание с помощью суицидных попыток ситуации, в которой постороннее участие становится неизбежным. При повторении суицидальных попыток погибает от 7 до 10% таких пациентов. Не следует смешивать с
  • АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

    двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.
  • Мышление амбивалентное

    лат. ambi - с обеих сторон, valens - сила) - термин E Bleuler (1911), обозначает одновременное сосуществование противоположных и взаимоисключающих друг друга мыслей или направлений умственной деятельности. Обы
  • Конфликт амбивалентностей

    взаимоустранение противоположнос¬тей (борьба родителя за ребенка, чтобы уничтожить другого родителя).