ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Валидность теста
(test validity)— точность, с которой тест измеряет то, что он призван измерять.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
комплексная характеристика теста, отражающая его способность измерять именно то, для чего он предназначен. Характеризует возможности генеральной совокупности заданий в тестируемой области знаний несмещенно оценить объект измерений теста.

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. 2001

Валидность теста
от англ. valid - действительный, пригодный, действенный) один из основных критериев оценки тестовых результатов, наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью. В.т. - критерий адекватности и действенности теста, показатель меры соответствия теста цели тестирования.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Валидность теста
(от англ. valid - действительный, пригодный, действенный) адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Валидность теста
Словообразование. Происходит от англ. valid - имеющий силу и test - испытание.
Категория. Психометрическая характеристика теста.
Специфика. Действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.
Виды: - содержательная валидность;
- валидность по критерию, или эмпирическая;
- понятийная, или конструктивная.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
англ. validity of test) - важнейший критерий доброкачественности теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. В. т. определяется корреляцией его результатов с др. критериями измеряемого свойства (напр., В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка В. т. называется валидацией (валидизацией). Допускаются разные типы валидации и В. т.: 1) содержательная {content); 2) по критерию (эмпирическая; criterion-related): 3) понятийная (конструктная; construct); 4) дискриминантная {discriminant) и др. См. Психодиагностика, Психологическая диагностика. (В. И. Лубовский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Валидность теста
(от англ. valid — «действенный, эффективный», test — «испытание»). Один из основных критериев качества теста, свидетельствующий о способности того измерять именно такую психологическую характеристику, для диагностики которой он и предназначен. Чем больше В., тем точнее в тесте отражается то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. Количественно В. т. может выражаться через корреляции результатов его выполнения с определенными показателями, например — с успешностью выполнения человеком конкретной деятельности, с результатами выполнения другого теста, измеряющего это же свойство (качество), и др. В настоящее время принято выделять несколько видов В. т., в том числе: содержательную; эмпирическую; конструктивную и др.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

валидность теста

(от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Различают несколько видов в.т.: в.т. конструктивная, в.т. по критерию, в.т. по содержанию, прогностическая в.т. и др. Валидность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции (линейными, ранговыми и др.) составляет 0,3-0,8. К сожалению, есть случаи, когда тесты применяются без проверки их на в. В результате оказывается, что они бесполезны или даже вредны. В. т. – это показатель степени его эффективности. Она, естественно, меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, и характера их будущей деятельности. Один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, бесполезным для другой и вредным для третьей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
(от англ. пригодный) – критерий его доброкачественности, соответствия тому, что он должен оценивать. Указывает, насколько хорошо измеряется изучаемый параметр посредством данного метода. Есть два основных вида В. т. – содержательно-познавательная и практическая. Оба вида предполагают определение точности измерения исследуемого свойства, а также, насколько тест отражает это свойство. Содержательно-познавательная В. т. определяется при помощи как теоретического анализа, так и разнообразных проб (эксперимент, рейтинг и др.). Практическая В. т. характеризуется подтверждением прогнозов будущей деятельности испытуемых. Для этого вычисляется коэффициент корреляции между тестовыми оценками представительной выборки исследуемых и показателями их будущей (или нынешней) учебной или профессиональной деятельности. Например, В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
от англ. valid – действительный, пригодный, действенный) – один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие В. т. отражает идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения. Если раньше понятие «В. т.» чаще др. ассоциировалось с понятием «качество теста», то в последние годы все больше обозначается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, В. т. – это, прежде всего, адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования. В контексте прикладной задачи В. т. представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования. В. т. – критерий его доброкачественности, действительной оценки с его помощью того свойства, для определения которого тест создан. Напр., В. т. к. Томаса определяется тем, насколько результаты тестирования соответствуют реальному выбору человеком каждой из 5 стратегий поведения в проблемных ситуациях общения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
эквивалентность самого теста, как важнейший критерий, его точности, качественности, характеризующий полноту измерения исследуемого свойства-предиката; В.т. возникает в процессе практического применения теста, когда ставится сама задача установить конгруэнтность между параметрами интересующего свойства-предиката-черты личности индивида и самой методикой его измерения; доказано, что чем валиднее тест, тем лучше отзеркаливается в нем, то свойство-предикат, который и был необходим создателям теста; к примеру, валидность измерения ментального интеллекта зависит: от дефиниции понятия интеллект, представляющего ту или иную авторскую идею этого явления; от состава тестовых заданий-задач, разрабатываемых в соответствии с самой концепцией; от арсенала эмпирических концепций-идей-оценок; таким образом, мультиконцепции требуют дифференциального подхода к тестовым заданиям, а посему субстанциональным является проблема концептуальной валидности самого теста; выделяют такие типы валидизации: а) формо-содержательная, б) апостериорная, в) дискурсивно-понятийная, г) модально-оценочная; отметим, что когда определяется концептуальная валидность теста всегда возникает проблема в постановке дополнительных вопросов: с какой целью? согласно какой модальности? ради чего? в целях какого программирования? в связи с какой интерпретацией-экспликацией? Что указывает на то, что валидность соотносима-сокоординационна не только самому тесту, но и критериальным модальностям-оценкам его предикатов-свойств.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
ВАЛІДНАСЦЬ ТЭСТУ / VALIDITY OF A TEST (от англ. vali di ty, лат. validus– сильный, здоровый, достойный)– обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. В. т.– фундаментальное понятие экспериментальной психологии, психометрики и психодиагностики. В узком значении в психодиагностике В. т. обозначает, что методика/тест измеряет то, что должно измерять.
Существуют различные виды и классификации В. т. В отечественной психодиагностике традиционно выделяют три типа В. т.
Валидность дивергентная / Валіднасць дывергентная / Divergent validity– понятие, обратное конвергентной валидности,– степень, в которой тест не измеряет то психическое свойство (конструкт), для измерения которого он не предназначен.
Валидность дифференциальная / Валіднасць дыферэнцыяльная / Differential vali di ty– может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для различных дисциплин.
Валидность инкрементная / Валіднасць інкрэментная / Incremental validity– имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.
Валидность конвергентная / Валіднасць канвергентная / Convergent validity– выражается в требовании статистической зависимости (скоррелированности) двух тестовых показателей, если они должны быть направлены на измерение одного и того же психического свойства (конструкта) или концептуально родственных психических свойств.
Валидность конструктная (теоретическая) / Валіднасць канструктная / Structural validity– степень адекватности теста и психического процесса, свойства, которые он диагностирует, теории, которая объясняет и описывает то или иное психическое явление. Решение вопроса о конструктной валидности представляет собой поиск ответа на два вопроса: 1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надежно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Выделяют виды конструктной валидности.
Валидность критериальная (эмпирическая) / Валіднасць крытэрыяльная / Cri teria validity– соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимому объективному критерию– возрасту, полу, психофизическим показателям, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Включает разновидности:
Валидность очевидная (фейс-, или лицевая) / Валіднасць вiдавочная / Obvious validity– частный случай содержательной валидности, степень соответствия методики ожиданиям испытуемых, от этого зависит доверие испытуемых к психодиагносту и процедуре исследования; важно, чтобы процедура тестирования соответствовала ожиданиям испытуемых.
Валидность прогностическая / Валіднасць прагнастычная / Prognostic validity– свойство тестовой методики (теста), точность и обоснованность, которые позволяют судить о диагностируемом психологическом качестве, его развитии спустя определенное время после измерения.
Валидность ретроспективная / Валіднасць рэтраспектыўная / Retrospective va lidi ty– определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.
Валидность содержательная / Валіднасць змястоўная / Content validity– характеризует тест по степени его соответствия предметной области, т. е. методика измеряет то, для чего она предназначена, и работает именно в отношении той целевой (возрастной, половой) группы, для которой она разрабатывалась.
Валидность текущая / Валіднасць бягучая / Current validity– соответствие результатов теста независимому критерию в момент проведения исследования. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
861.47 кб

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА "ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"

Муратова Лидия Александровна
Проводится анализ качества теста «Теория функций комплексной переменной». Оценивается валидность теста по нормальному распределению, по содержанию, по различающей способности.
Читать PDF
645.83 кб

Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного»

Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И.
Целью работы было проведение исследования валидности теста «Рисунок несуществующего животного» с помощью теста на агрессивность Басса-Дарки и теста на личностную тревожность Спилбергера-Ханина.
Читать PDF
377.64 кб

Апробация теста креативности К. Венкера: проверка конструктной валидности и предложение нового вариа

Бельская Наталья Анатольевна
В статье рассматриваются результаты апробации теста креа-тивности К. Венкера (Германия, 2004) на выборке украинской молодежи.

Похожие термины:

  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА ФАКТОРНАЯ

    характеристика теста, выражающая корреляцию между данным тестом и каждым из выбранных факторов контроля знаний, умений и навыков.
  • валидность теста по критерию

    критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем нас аспекте психики индивида в настоящем и будущем. Для его определения необходимо сопоставить результаты тестирования с
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА КРИТЕРИАЛЬНАЯ

    характеристика теста, отражающая показатель соответствия диагноза и прогноза теста определенным внешним критериям, характеризующим объект измерения.
  • валидность теста по содержанию

    критерий качества теста, используемый при вывяснении соответствия его области измеряемых психических явлений. В.т.к. показывает, насколько полно тест охватывает исследуемое множество измеряемы
  • валидность теста конструктивная

    критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозмож
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ

    характеристика теста, выражающая показатель охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает.
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

    частный случай валидности критериальной. Отражает эффективность прогноза теста о возможностях испытуемых в будущем.