ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
Валидность теста
(test validity)— точность, с которой тест измеряет то, что он призван измерять.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
комплексная характеристика теста, отражающая его способность измерять именно то, для чего он предназначен. Характеризует возможности генеральной совокупности заданий в тестируемой области знаний несмещенно оценить объект измерений теста.
Валидность теста
от англ. valid - действительный, пригодный, действенный) один из основных критериев оценки тестовых результатов, наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью. В.т. - критерий адекватности и действенности теста, показатель меры соответствия теста цели тестирования.
Валидность теста
(от англ. valid - действительный, пригодный, действенный) адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Валидность теста
Словообразование. Происходит от англ. valid - имеющий силу и test - испытание.
Категория. Психометрическая характеристика теста.
Специфика. Действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.
Виды: - содержательная валидность;
- валидность по критерию, или эмпирическая;
- понятийная, или конструктивная.
Категория. Психометрическая характеристика теста.
Специфика. Действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.
Виды: - содержательная валидность;
- валидность по критерию, или эмпирическая;
- понятийная, или конструктивная.
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
англ. validity of test) - важнейший критерий доброкачественности теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. В. т. определяется корреляцией его результатов с др. критериями измеряемого свойства (напр., В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка В. т. называется валидацией (валидизацией). Допускаются разные типы валидации и В. т.: 1) содержательная {content); 2) по критерию (эмпирическая; criterion-related): 3) понятийная (конструктная; construct); 4) дискриминантная {discriminant) и др. См. Психодиагностика, Психологическая диагностика. (В. И. Лубовский.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Валидность теста
(от англ. valid — «действенный, эффективный», test — «испытание»). Один из основных критериев качества теста, свидетельствующий о способности того измерять именно такую психологическую характеристику, для диагностики которой он и предназначен. Чем больше В., тем точнее в тесте отражается то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. Количественно В. т. может выражаться через корреляции результатов его выполнения с определенными показателями, например — с успешностью выполнения человеком конкретной деятельности, с результатами выполнения другого теста, измеряющего это же свойство (качество), и др. В настоящее время принято выделять несколько видов В. т., в том числе: содержательную; эмпирическую; конструктивную и др.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
валидность теста
(от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Различают несколько видов в.т.: в.т. конструктивная, в.т. по критерию, в.т. по содержанию, прогностическая в.т. и др. Валидность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции (линейными, ранговыми и др.) составляет 0,3-0,8. К сожалению, есть случаи, когда тесты применяются без проверки их на в. В результате оказывается, что они бесполезны или даже вредны. В. т. – это показатель степени его эффективности. Она, естественно, меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, и характера их будущей деятельности. Один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, бесполезным для другой и вредным для третьей.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
(от англ. пригодный) – критерий его доброкачественности, соответствия тому, что он должен оценивать. Указывает, насколько хорошо измеряется изучаемый параметр посредством данного метода. Есть два основных вида В. т. – содержательно-познавательная и практическая. Оба вида предполагают определение точности измерения исследуемого свойства, а также, насколько тест отражает это свойство. Содержательно-познавательная В. т. определяется при помощи как теоретического анализа, так и разнообразных проб (эксперимент, рейтинг и др.). Практическая В. т. характеризуется подтверждением прогнозов будущей деятельности испытуемых. Для этого вычисляется коэффициент корреляции между тестовыми оценками представительной выборки исследуемых и показателями их будущей (или нынешней) учебной или профессиональной деятельности. Например, В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности.
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
от англ. valid – действительный, пригодный, действенный) – один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие В. т. отражает идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения. Если раньше понятие «В. т.» чаще др. ассоциировалось с понятием «качество теста», то в последние годы все больше обозначается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, В. т. – это, прежде всего, адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования. В контексте прикладной задачи В. т. представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования. В. т. – критерий его доброкачественности, действительной оценки с его помощью того свойства, для определения которого тест создан. Напр., В. т. к. Томаса определяется тем, насколько результаты тестирования соответствуют реальному выбору человеком каждой из 5 стратегий поведения в проблемных ситуациях общения.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
эквивалентность самого теста, как важнейший критерий, его точности, качественности, характеризующий полноту измерения исследуемого свойства-предиката; В.т. возникает в процессе практического применения теста, когда ставится сама задача установить конгруэнтность между параметрами интересующего свойства-предиката-черты личности индивида и самой методикой его измерения; доказано, что чем валиднее тест, тем лучше отзеркаливается в нем, то свойство-предикат, который и был необходим создателям теста; к примеру, валидность измерения ментального интеллекта зависит: от дефиниции понятия интеллект, представляющего ту или иную авторскую идею этого явления; от состава тестовых заданий-задач, разрабатываемых в соответствии с самой концепцией; от арсенала эмпирических концепций-идей-оценок; таким образом, мультиконцепции требуют дифференциального подхода к тестовым заданиям, а посему субстанциональным является проблема концептуальной валидности самого теста; выделяют такие типы валидизации: а) формо-содержательная, б) апостериорная, в) дискурсивно-понятийная, г) модально-оценочная; отметим, что когда определяется концептуальная валидность теста всегда возникает проблема в постановке дополнительных вопросов: с какой целью? согласно какой модальности? ради чего? в целях какого программирования? в связи с какой интерпретацией-экспликацией? Что указывает на то, что валидность соотносима-сокоординационна не только самому тесту, но и критериальным модальностям-оценкам его предикатов-свойств.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
ВАЛІДНАСЦЬ ТЭСТУ / VALIDITY OF A TEST (от англ. vali di ty, лат. validus– сильный, здоровый, достойный)– обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. В. т.– фундаментальное понятие экспериментальной психологии, психометрики и психодиагностики. В узком значении в психодиагностике В. т. обозначает, что методика/тест измеряет то, что должно измерять.
Существуют различные виды и классификации В. т. В отечественной психодиагностике традиционно выделяют три типа В. т.
Валидность дивергентная / Валіднасць дывергентная / Divergent validity– понятие, обратное конвергентной валидности,– степень, в которой тест не измеряет то психическое свойство (конструкт), для измерения которого он не предназначен.
Валидность дифференциальная / Валіднасць дыферэнцыяльная / Differential vali di ty– может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для различных дисциплин.
Валидность инкрементная / Валіднасць інкрэментная / Incremental validity– имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.
Валидность конвергентная / Валіднасць канвергентная / Convergent validity– выражается в требовании статистической зависимости (скоррелированности) двух тестовых показателей, если они должны быть направлены на измерение одного и того же психического свойства (конструкта) или концептуально родственных психических свойств.
Валидность конструктная (теоретическая) / Валіднасць канструктная / Structural validity– степень адекватности теста и психического процесса, свойства, которые он диагностирует, теории, которая объясняет и описывает то или иное психическое явление. Решение вопроса о конструктной валидности представляет собой поиск ответа на два вопроса: 1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надежно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Выделяют виды конструктной валидности.
Валидность критериальная (эмпирическая) / Валіднасць крытэрыяльная / Cri teria validity– соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимому объективному критерию– возрасту, полу, психофизическим показателям, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Включает разновидности:
Валидность очевидная (фейс-, или лицевая) / Валіднасць вiдавочная / Obvious validity– частный случай содержательной валидности, степень соответствия методики ожиданиям испытуемых, от этого зависит доверие испытуемых к психодиагносту и процедуре исследования; важно, чтобы процедура тестирования соответствовала ожиданиям испытуемых.
Валидность прогностическая / Валіднасць прагнастычная / Prognostic validity– свойство тестовой методики (теста), точность и обоснованность, которые позволяют судить о диагностируемом психологическом качестве, его развитии спустя определенное время после измерения.
Валидность ретроспективная / Валіднасць рэтраспектыўная / Retrospective va lidi ty– определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.
Валидность содержательная / Валіднасць змястоўная / Content validity– характеризует тест по степени его соответствия предметной области, т. е. методика измеряет то, для чего она предназначена, и работает именно в отношении той целевой (возрастной, половой) группы, для которой она разрабатывалась.
Валидность текущая / Валіднасць бягучая / Current validity– соответствие результатов теста независимому критерию в момент проведения исследования. Т. В. Разина
Существуют различные виды и классификации В. т. В отечественной психодиагностике традиционно выделяют три типа В. т.
Валидность дивергентная / Валіднасць дывергентная / Divergent validity– понятие, обратное конвергентной валидности,– степень, в которой тест не измеряет то психическое свойство (конструкт), для измерения которого он не предназначен.
Валидность дифференциальная / Валіднасць дыферэнцыяльная / Differential vali di ty– может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для различных дисциплин.
Валидность инкрементная / Валіднасць інкрэментная / Incremental validity– имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.
Валидность конвергентная / Валіднасць канвергентная / Convergent validity– выражается в требовании статистической зависимости (скоррелированности) двух тестовых показателей, если они должны быть направлены на измерение одного и того же психического свойства (конструкта) или концептуально родственных психических свойств.
Валидность конструктная (теоретическая) / Валіднасць канструктная / Structural validity– степень адекватности теста и психического процесса, свойства, которые он диагностирует, теории, которая объясняет и описывает то или иное психическое явление. Решение вопроса о конструктной валидности представляет собой поиск ответа на два вопроса: 1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надежно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Выделяют виды конструктной валидности.
Валидность критериальная (эмпирическая) / Валіднасць крытэрыяльная / Cri teria validity– соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимому объективному критерию– возрасту, полу, психофизическим показателям, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Включает разновидности:
Валидность очевидная (фейс-, или лицевая) / Валіднасць вiдавочная / Obvious validity– частный случай содержательной валидности, степень соответствия методики ожиданиям испытуемых, от этого зависит доверие испытуемых к психодиагносту и процедуре исследования; важно, чтобы процедура тестирования соответствовала ожиданиям испытуемых.
Валидность прогностическая / Валіднасць прагнастычная / Prognostic validity– свойство тестовой методики (теста), точность и обоснованность, которые позволяют судить о диагностируемом психологическом качестве, его развитии спустя определенное время после измерения.
Валидность ретроспективная / Валіднасць рэтраспектыўная / Retrospective va lidi ty– определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.
Валидность содержательная / Валіднасць змястоўная / Content validity– характеризует тест по степени его соответствия предметной области, т. е. методика измеряет то, для чего она предназначена, и работает именно в отношении той целевой (возрастной, половой) группы, для которой она разрабатывалась.
Валидность текущая / Валіднасць бягучая / Current validity– соответствие результатов теста независимому критерию в момент проведения исследования. Т. В. Разина