Сублимация

Найдено 43 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБЛИМАЦИЯ
лат. sublimare - возносить) - в психоанализе один из механизмов психологической защиты (см. замещение).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Сублимация
Sublimation). Форма замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Сублимация
По З. Фрейду, предполагаемое превращение сексуальных влечений в социально приемлемые формы деятельности.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

СУБЛИМАЦИЯ
процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на социальную деятельность и культурное творчество.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Сублимация
защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Сублимация
вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, творческого поведения; считается наиболее эффективной защитой.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

СУБЛИМАЦИЯ
переключение сексуальной энергии в более приемлемый общественный канал (например, творчество). С. – один из механизмов психологической защиты. См. также Гиперсублимация.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

СУБЛИМАЦИЯ
один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Сублимация
психологический механизм своеобразного переключения неприемлемых для личности и общества импульсов и тенденций в общественно - одобряемые виды деятельности, формы поступков,

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Сублимация
Многоклеточный» социальный организм создает грандиозные, неисчислимые возможности для нейтрализования влечений к смерти и сублимации их, т.е. превращения в творческие импульсы социального человека.

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Сублимация
от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Сублимация
sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

СУБЛИМАЦИЯ
sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Сублимация
формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Сублимация
(Sublimatio) (от лат. sub и limen - порог, граница). Термин, используемый в психоанализе для обозначения предполагаемого преобразования сексуальных влечений в приемлемые в социальном отношении и не подлежащие нравственному осуждению формы деятельности.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СУБЛИМАЦИЯ
один из психологических защитных механизмов (см. также Психологическая защита), суть которого состоит в переключении внимания и энергии человека с неудовлетворённых потребностей и недоступных объектов на другие, более доступные объекты и потребности. Синоним С. – замещение.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СУБЛИМАЦИЯ
SUBLIMATION)
Бессознательное направление сексуальных импульсов на цели, более приемлемые для Эго и Суперэго. Например, когда в латентном возрасте ребенок вместо мастурбации и погружения в связанные с нею фантазии, сочиняет рассказы, рисует или с удовольствием отдается рукоделию.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Сублимация
Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СУБЛИМАЦИЯ
(лат. sublimo — поднимаю, подношу) В психоанализе означает переключение энергии и сексуальных влечений от их прямой цели и направление на социально приемлемую деятельность индивида. Сублимация является эффективной формой разрядки психологической направленности субъекта и реализацией его бессознательных привязанностей и желаний.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Сублимация
Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Сублимация
(от лат. sublimare - возносить) - в системе психоанализа - один из механизмов психологической защиты, снимающий психическое напряжение в личностно конфликтной ситуации путем трансформации инстинктивных влечений в социально приемлемые формы поведения; в общепсихологическом плане - переход психической активности субъекта на более высокий уровень.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Сублимация
Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Сублимация
лат. «возвышение») – перерождение первоначального чисто сексуального чувства, влечения в несексуальное стремление и действие. Так, например, юноша, отвергнутый девушкой, начинает писать стихи; герой романа Э. Войнич «Овод» Артур заменяет любовные чувства к девушке на революционную деятельность. По мнению Т. Рейка, любовь как сублимированный секс, как отведение от прямых сексуальных отношений и их замена – изобретена женщинами.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СУБЛИМАЦИЯ
лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

сублимация

(от лат. sublimare – возносить) (в психоанализе) – один из механизмов психической защиты (см.), снимающей напряжение в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для индивида. Частным случаем с. является психический процесс преобразования и переключения энергии афферентных влечений, чаще сексуальных, на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом в 1900 г.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СУБЛИМАЦИЯ
психоаналитический термин, обозначающий один из психологических защитных механизмов. С. проявляется в замене человеком одной, более важной, но не вполне удовлетворяемой, потребности, другой потребностью, менее важной, но более полно удовлетворяемой, или, соответственно, одного, более привлекательного, объекта, другим, менее привлекательным, объектом. С. происходит в том случае, если человеку почему-то не удается овладеть более привлекательным для него объектом и удовлетворить тем самым свою, актуальную потребность.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

СУБЛИМАЦИЯ
(от лат. sublimare – возносить) – один из механизмов психологической защиты в психоанализе З.Фрейда, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества (напр., переключение энергии либидо на процесс творчества, а так же шутки, проявления остроумия и др., вызывающие разрядку напряжения в приемлемой для общества форме). Вне психоаналитической трактовки термин «С.» используется с целью обозначить переключение активности субъекта на более высокий уровень.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

СУБЛИМАЦИЯ
1. В классическом психоанализе – процесс, посредством которого примитивные, либидинальные импульсы переориентируются и воплощаются в новом, приобретенном, "неинстинктивном" поведении. Как правило, этот термин используется с пониманием того, что усвоенные модели поведения являются социально допустимыми, в то время как глубинные, примитивные импульсы – нет. Классическая теория рассматривала творческие и художественные тенденции как проявления сублимации. 2. Общее и более свободное значение – любая переориентация энергии с социально неприемлемой на допустимую.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СУБЛИМАЦИЯ
(от лат. возносить) – один из механизмов психологической защиты (по З. Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем С. согласно психоанализу является переключение энергии либидо на процесс творчества, а также на вызывающие разрядку напряжения шутки, проявления остроумия и другие действия. С позиции сублимации З. Фрейд рассматривает развитие религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки. Некоторые ученые (К. Юнг) возражали З. Фрейду, считая, что С. невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные металлы в благородные).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СУБЛИМАЦИЯ
от лат. sublimo – возношу) – один из основных защитных механизмов психики, состоящий в преобразовании энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении». Понятие «C.» было введено З. Фрейдом в 1900 г. C. является одним из основных источников художественного творчества, интеллектуальной деятельности и обеспечивает их энергетическую основу. Процесс С. способствует снижению тревожности человека и тем самым уменьшает вероятность конфликтных реакций с его стороны в трудных ситуациях межличностного взаимодействия. С. выступает также одним из механизмов профилактики и конструктивного развития внутриличностных конфликтов. Поэтому знание человеком механизмов С., сознательное их регулирование является одним из компонентов конфликтологической культуры личности. См. Конфликтологическая культура

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Сублимация
лат. sublimare – возносить) – в психоанализе – связанный с развитием личности процесс, посредством которого инстинктные энергии разряжаются в неинстинктные, социально приемлемые формы поведения. Этот процесс включает в себя: а) перемещение энергии с действий и объектов первичного, биологического значения на действия и объекты меньшего инстинктного значения; б) такое преобразование качества эмоции, сопровождающей деятельность, при которой она становится «десексуализированной» и «деагрессифицированной»; в) освобождение деятельности от диктата инстинктного напряжения. Истинные сублимации являются просоциальными или, по меньшей мере, не противоречащими принятым в обществе ценностям. Примером сублимации может служить интеллектуальная любознательность, которая развивается из скопофилии (удовольствия от подглядывания за половыми действиями других людей), а способность к художественному творчеству – из копрофагии ; 2. общее значение – любая переориентация психической энергии с изначально неприемлемым ее воплощением на социально допустимое или поощряемое.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СУБЛИМАЦИЯ
/англ. Sublimation; от лат. sublimo – возношу/ (сублимирование), психический процесс преобразования и переключения энергии пол. влечения на социальную или творческую деятельность.
Понятие введено Зигмундом Фрейдом в 1900. С. в психоанализе – процесс, посредством которого «инстинктные энергии разряжаются в неистинктные формы поведения».
«…эта энергия должна перетерпеть превращение, должна перестать быть собственно половой, превратиться в другой, высший вид энергии. Должен произойти тот таинственный процесс, который называется обыкновенно „сублимацией“. Тогда через это претворение одного вида энергии в другой человек достигает подлинного творчества, подлинной гениальности.» А..Жураковский. Тайна любви и таинство брака.
Сублимировать – совершать С.
«Я ничтожество, я подавляю свои комплексы, я жалко сублимирую в своей писанине, которая на хрен никому не нужна!» С. Дышев. До встречи в раю.
Сублимированный (-ая; -ое) – присущий или свойственный С.
«…Алексей Васильевич думал о своей высокой любви, сублимированной в покупке произведения искусства.» В. Корнилов. Демобилизация.
Гиперсублимация – стойкое, иногда необратимое подавление сексуальных интересов др. мотивациями.

Источник: Словарь доктора либидо

СУБЛИМАЦИЯ
1. В психоанализе-один из психологических защитных механизмов в психоанализе, представляющий собой процесс и результат переключения энергии неудовлетворенных или не полностью удовлетворенных потребностей человека, прежде всего, органических инстинктов, на другие, в частности, культурно-творческие виды деятельности. С. в этом понимании-это фактическая замена одной, более важной потребности (инстинкта) человека, на другую, менее важную потребность, или одного, более привлекательного объекта (вида деятельности), другим, менее привлекательным объектом (видом деятельности). С. происходит в том случае, если человеку по каким-либо причинам не удается добиться удовлетворения более важной потребности, или овладеть более привлекательным для него объектом (видом деятельности). Синонимом термина С. в психоанализе является замещение. 2. В аналитической психологии (личности) К. Юнга С. означает переход психической энергии от одних систем личности к другим ее системам, например от примитивных, инстинктивных, биологических процессов к высшим, культурным процессам. С., по Юнгу, это прогрессивное явление, в отличие от вытеснения в психоанализе. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, вытеснение, замещение, психоанализ, психологические защитные механизмы.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СУБЛИМАЦИЯ
в психоаналитических построениях-концепциях 3.Фрейда, это один из базально-психическо-иммунных механизмов психологической защиты, кот. согласно критериев отца-основателя психоанализа, должен элиминировать-снимать матрицы напряжения у субъекта, дифференциальные боязни в ситуациях, связанных с эксцессами-конфликтами, путем метаболизации-интерполяции сугубо инстинктивных форм-матриц психики, уже в более рационально-приемлемые для индивида, других субъектов и социума формы-психостатусы-психоматрицы, а частным случаем, по мнению Фрейда, явл. трансиндукционное переключение биоэнергии-либидо, на креативно-гностические процессы, т.е. на процессы креации-творчества, а также на различные шутки-аллюзии, проявление-инкарнацию остроумия и другие акции-действия, кот. и должны вызвать-обеспечить индивидуальные формы разрядки напряжения уже в матрицах-формах, требуемых социумом, другими субъектами-группами-альянсами; такой подход к проблемам С. Весьма экспрессивно интерпретирует-трактует биологическо-интенциональные интерпретанты-модификанты-матрицы психики с ориентацией на феномены бессознательного, кот. и составляют базальную основу всего учения-концепций Фрейда; термин-понятие С., согласно нашим концепциям, необходимо денотатировать-использовать-дефиницировать, исследуя-изучая-трактуя различные психофизиологические процессы, как уровень-кондицию-форму-условие активности-динамичности субъекта на высокоапикальных психических, психофизиологических, нейрофизиологических уровнях-состояниях.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Сублимация
(от лат. sublimare — «возносить») — в психологии: процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и творчества. Понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим С. в качестве одного из видов трансформации влечений (либидо), противоположных вытеснению. В психоанализе С. понимают как неконфликтную эволюцию раннего детского импульса, ведующую к зрелому уровню его выражения. Например, согласно психоаналитическим трактовкам, фотограф может прибегать к вуайеризму — заместительному способу удовлетворения сексуального влечения, стремлению разглядывать обнаженные половые органы или созерцать половой акт. Танцовщики и актеры могут характеризоваться сублимированным эксгибиционизмом. К нему относят и склонность цинично высказываться, показывать порнографические рисунки представителям другого пола.
С. позволяет разрядить энергию инстинктов не в прямой, биологически привычной форме, а в иных видах поведения. Так, заменяется объект влечения, преобразуются эмоции, сопровождающие данное инстинктивное поведение, после чего они могут уже весьма отдаленно напоминать эмоции, которые проявляются, например, в сексуальных или разрушающих, агрессивных действиях. Поведение и деятельность становятся более свободными от диктата инстинктов, действия обретают приемлемую для индивида и общества форму. 3. Фрейд считал, что С. — наиболее распространенный вид защитного поведения, один из источников энергии движения цивилизации, она ведет к творчеству, интеллектуальному труду, спорту.
Литература
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Сублимация
sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СУБЛИМАЦИЯ
сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный),, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.
Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.
Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".
Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.
Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Сублимация
Идея сублимации долгое время страдала от определения, в соответствии с которым ей отводилась роль «десексуализации», сведения сексуальных влечений к культурным, социально значимым целям. Каким-то неизвестным магическим образом то, что было сексуальным, переставало быть таковым, становясь возвышенным; непоследовательность суждения стала причиной иронии Лакана: «Вы хотите сказать, что цель изменилась, что она была сексуальной, а теперь уже нет? И из этого следует заключение, что сексуальное либидо лишилось сексуальности. Вот, стало быть, почему ваша дочь немая». Опираясь на гипотезу «первопричин», Фрейд видит все по-другому. Идея состоит в том, что либидо, благодаря своим способностям к метаморфозам, сразу же ускользает от участи вытеснения ; сублимация понимается теперь уже не как окончательная фигура возвышения, даже очищения от первоначальной сырой сексуальности, а как ее первое производное, относящееся к природе сексуального влечения, к пластичности его природы, а не к его дистанцированию. В золоте не меньше сексуальности, чем в свинце, в «кассете» со спектаклем «Скупой» не меньше страсти, чем в анальном аспекте, из которого проистекает скупость. Просто сексуальная жизнь сместилась и стала неузнаваемой . Сублимация наводит мост между искусством и инфантильной сексуальностью ; общим для них является следование к финальности без финала, реализация желания порвать со всеми формами утилитаризма. Для ребенка является открытием, что благодаря форме своих губ и консистенции своей слюны он может пускать пузыри. Но это ни к чему не приводит, это не дает полного удовлетворения, это является причиной, по которой ребенок не унимается. Еще и еще… А разве в искусстве происходит иначе, когда при помощи нескольких тюбиков, холста и кисти можно «вдохнуть страсть в природу и в предметы?» (Из речи Антуана Арто о Ван Гоге).

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

СУБЛИМАЦИЯ
СУБЛІМАЦЫЯ / SUBLIMATION (от лат. sub– под + limo– нести)– один из механизмов психологической защиты (по З. Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем С., согласно психо анализу, является переключение энергии либидо на процесс творчества, а также на вызывающие разрядку напряжения шутки, проявления остроумия и другие действия (например, сублимированная агрессия может выразиться в большой спортивной активности, подавленные эксгибиционисткие тенденции могут побудить к выбору профессии актера, сублимированное стремление к власти может привести к выбору педагогической профессии и т. п.). С позиции С. 3. Фрейд рассматривал развитие религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки. Способность к С. Фрейд назвал одной из отличительных особенностей одаренных людей. Некоторые ученые (К. Юнг) возражали 3. Фрейду, считая, что С. невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные металлы в благородные). В разное время к изучению С. в контексте рассмотрения механизмов психологической защиты обращались А. Фрейд, Дж. Вейллант, Н. Мак-Вильямс, С. Д. Джазвини и др. О. Кернберг полагал, что отсутствие развитых каналов С. есть признак слабости эго. А. Н. Романин отмечает, что в психотерапии С. рассматрвиается как переключение мыслей и (или) деятельности человека с нерешаемой (реально или по его мнению) проблемы на другую, более доступную, при решении которой он компенсирует предыдущую неудачу и частично снижает фрустрацию. С. Дж. Вейллант считает «косвенным или уменьшенным выражением инстинктов, не грозящих неблагоприятными последствиями или значительной потерей удовольствия». В созданном ученым «Глоссарии защит» («A Glossary of Defenses») С. относится к зрелым механизмам самого высшего, четвертого, уровня, которые могут возникнуть у здоровых индивидов в возрасте 12–19 лет. Н. Мак-Вильямс указывает, что механизм С. трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. В настоящее время С. исследуется в контексте проблемы социально приемлемого насилия, психотерапевтической работы и др. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.
Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.
Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:
1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;
2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;
3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.
Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…
З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.
Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").
Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:
1. чувственный – физическое удовлетворение;
2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.
3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.
Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".
Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.
На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.
В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.
Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.
З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

СУБЛИМАЦИЯ
SUBLIMATION)
Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.
В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:
1) аналогия с химическим процессом и
2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает 'очищенный' и более 'сублимированный' вариант изначально 'низменного' влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.
В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала 'сексуализированной' и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.
Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия 'психическая энергия' в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.
Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация 'относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным' (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.
Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.
С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.
См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

СУБЛИМАЦИЯ
от лат. sublimo – возвышаю) – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея сублимации находила отражение в произведениях писателей ХVIII в. Штиллинга и Новалиса, в работах философов ХIХ в. Шопенгауэра и Ницше. В начале ХХ в. понятие «сублимация» стало использоваться в психоаналитической литературе.
   Проблема сублимации обсуждалась в работах З. Фрейда. Он исходил из того, что в процессе своей деятельности человек руководствуется принципом удовольствия. В основе человеческой деятельности лежат сексуальные влечения, требующие своего удовлетворения. Отказ от удовлетворения сексуальных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическим расстройством.
   Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к неврозу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди процессов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Этот процесс заключается в том, что сексуальное стремление отказывается от своего частичного удовлетворения и направляется на социальную цель. З. Фрейд назвал данный процесс сублимацией.
   В процессе сублимации социальные цели ставятся выше сексуальных, эгоистических. Впрочем, как замечал З. Фрейд, сублимация является лишь специальным случаем присоединения сексуального стремления к другим, несексуальным. Это означает, что в процессе сублимации может освободиться только часть сексуальной энергии. Кроме того, не все люди в равной степени обладают способностью к сублимации.
   Таким образом, под сублимацией З. Фрейд понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую. Суть сублимации – в отвлечении от сексуального. Это своего рода десексуализация. В процессе сублимации сексуальная энергия находит выход за пределы телесного удовлетворения. Переключение этой энергии на другие области деятельности способствует повышению психической работоспособности человека. По этому поводу в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа заметил, что «благодаря такому отклонению сексуальных влечений от сексуальных целей и направлению их на новые цели – процессу, заслуживающему название сублимации, – освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности».
   В понимании З. Фрейда сублимация оказывается источником научного познания, исследовательского интереса, художественного творчества. По его собственному выражению, вместо того чтобы любить, люди исследуют и творят. Типичным примером в этом отношении был, по мнению З. Фрейда, итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Посвятив рассмотрению жизни и деятельности этого великого человека специальную работу (1910), основатель психоанализа попытался показать, как, благодаря процессу сублимации, Леонардо да Винчи превращал страсть в жажду знания и художественного творения.
   З. Фрейд считал, что художественное дарование и продуктивность тесно связаны с сублимацией. Вместе с тем процессы сублимации характерны не только для творческих и одаренных людей. Наблюдения за повседневной жизнью людей показывают, что большинству из них удается направить значительную часть свой сексуальной энергии на профессиональную деятельность. Само сексуальное влечение оказывает содействие этому процессу. Оно наделено, по мнению З. Фрейда, способностью к сублимации. Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высокооцениваемую в обществе.
   В конечном счете, с точки зрения З. Фрейда, многие достижения культуры – результат сублимации сексуальных влечений человека. Сквозь призму сублимации он рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. По словам З. Фрейда, сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития. Она делает возможным высшие формы человеческой деятельности и тем самым играет важную роль в культурной жизни.
   Представления З. Фрейда о сублимации получили как свое дальнейшее развитие, так и критическое переосмысление в работах ряда психоаналитиков. В частности, Х. Гартманн (1894–1970) считал, что нет никакой необходимости прибегать к понятию сублимация в том случае, когда речь идет о проявлении несексуальных и неагрессивных форм поведения человека. По мнению К. Хорни (1885–1952), в классическом психоанализе нет четкого различия между сублимацией и сдерживанием влечения в направлении цели, в результате чего трудно сказать, является ли такая трансформация, как использование нарциссической любви для формирования Я-идеалов, сублимацией или сдержанной в отношении цели формой любви к себе. С точки зрения Г.С. Салливана (1892–1949), сублимация – более специфический процесс, чем тот, который предполагался в классическом психоанализе, то есть сублимация – это неосознаваемое замещение поведенческих проявлений, вызывающих переживание тревоги или вступающих в противоречие с социально более приемлемой активностью, занимающей место первоначального поведения, из-за которого возникли проблемы. Согласно его представлениям проявления сублимации начинают возникать в период позднего младенчества, становятся заметными в детстве и приобретают все более яркий характер в последующие периоды развития человека.
   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, Г. Маркузе (1898–1979) выдвинул тезис о самосублимации сексуальности. Под самосублимацией он понимал способность сексуальности создавать высокоцивилизованные человеческие отношения, свободные от репрессии, то есть подавления со стороны общества. По мнению Г. Маркузе, благодаря самосублимации может быть создана новая рациональность удовлетворения желаний человека. Разумным станет то, что будет поддерживать порядок удовлетворения. Одним словом, Эрос создаст новую форму разума. Самосублимация откроет новые горизонты нерепрессивной цивилизации. Тем самым будет устранен непримиримый конфликт между сексуальностью и культурой. Тот конфликт, который представлялся З. Фрейду извечным, роковым для человечества.
   В современной психоаналитической литературе понятие «сублимация» используется довольно широко.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.
o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.
Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).
На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).
Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).
При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" [Eine Kindsheits-errinerung des Leonardo da Vinci, 1910]).
Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.
1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).
2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.
Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно' (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).
Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-'ного разрушительными влечениями (6).
3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.
4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.
Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
320.59 кб

Полицейский порядок - сублимация власти государства

Шаранов Юрий Александрович, Устюжанин Виктор Николаевич
В статье раскрывается концепт сублимации в контексте задач обеспечения общественного порядка.
Читать PDF
390.92 кб

Спортивная метафора как сублимация военной метафоры (на материале политической коммуникации)

Филиппова Нина Борисовна
Рассматриваются вопросы использования спортивной метафоры в современной политической коммуникации.
Читать PDF
175.41 кб

Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»

Фомина А. Б.
Читать PDF
249.88 кб

Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»

Фомина А. Б.
Читать PDF
119.22 кб

Сублимация креативного протеста как модель развития мегаполиса

Коньков Александр Евгеньевич
Статья посвящена анализу социально-политической природы протестов в крупных городах России в 2011—2012 гг., и возможности их включения в процессы модернизации и инновационного развития.
Читать PDF
259.75 кб

Опыт реконструкции понятия сублимации

Першин Ю. Ю.
Читать PDF
189.43 кб

Феномен сублимации в свете современных представлений о причинах возникновения стресса

Зинченко Е.В.
В статье рассматривается развитие психоаналитических представлений о сублимации в современной психологической науке. Явление сублимации связывается с вопросами возникновения и развития стресса у человека.
Читать PDF
79.30 кб

Способ сублимационной сушки растительного сырья

Касьянов Г. И.
Читать PDF
59.75 кб

От производства к управлению: стратегия сублимации деятельности в массовом обществе

Некита Андрей Григорьевич
Приведен анализ процессов трансформации классической европейской системы управления, сложившейся в ходе промышленной революции, которая в границах постиндустриального мира бессознательно тяготеет к сублимации производства и деятел
Читать PDF
127.29 кб

Трактовка концепции сублимации у Б. П. Вышеславцева

Вощинчук А. Н.
Отражена актуальность и значимость изучения трактовки концепции сублимации в русской религиозной философии.
Читать PDF
243.07 кб

Роль сублимации в параллаксе между символическим и научно-историческим видами мышления

Лебедев Алексей Борисович, Гедзь Кирилл Николаевич
Цель статьи раскрытие актуального культурно-исторического значения параллаксного метода мышления через обращение к исследованию сублимационного характера мышления.
Читать PDF
757.32 кб

Сублимационная сушка пюре белокочанной капусты

Абдулхаликов З. А., Омаров М. М.
It is developed the technological circuit of production greenhead cabbage mash of freezdrying.
Читать PDF
230.73 кб

Универсальный режим сублимационного высушивания пробиотиков

Бахтин И. А., Орлова Е. В., Несчисляев В. А.
Описана разработка универсального режима замораживания и сублимационного высушивания пробиотиков, влияние способа замораживания на биологические показатели лиофилизированных препаратов и их макроструктуру.
Читать PDF
264.24 кб

Влияние условий сублимационного высушивания пробиотиков на специфическую активность

Лимарева Т. Д., Девякович Н. В., Демешева М. И., Мезенцева Л. Н., Рузавина Е. В.
В результате изучения условий сублимационного высушивания пробиотиков лактобактерина и бифидумбактерина показано, что препараты, лиофильно высушенные на сублимационной установке BOC Edwards, обладают лучшей выживаемостью, чем преп
Читать PDF
789.48 кб

Микроструктура зрелого сыра «Покровский» до сушки и после сублимационной и вакуумной сушки

Остроумов Л. А., Ермолаев В. А.
В статье приведены результаты исследований микроструктуры зрелого сыра «Покровский». Получены микрофотографии и профили его микроэлементного состава.

Похожие термины:

  • СУБЛИМАЦИИ

    также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным предтечам: рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в ВУАЙЕРИЗМ или жадност