Честь
ЧЕСТЬ
личное достоинство человека, его порядочность, честность, незапятнанность его репутации.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЧЕСТЬ
как социально-психологическая черта личности проявляется в достойном ее поведении даже в сложных ситуациях. Человек, обладающий Ч., не прибегает к обману, угодничеству, держит слово, добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. Формирование Ч. является одной из целей воспитания подрастающего поколения.
ЧЕСТЬ
1) репутация и доброе имя человека; 2) то же, что девственность, целомудрие.
«Горюют они теперь, бедные девочки, да ау, поздно-с. Не воротишь девичьей чести. Не воротишь.» М. Булгаков. Дьяволиада.
Честный (-ая; -ое) (девственный; порядочный) – сохраняющий Ч.
«Самое главное для мужчины, если девушка честная (девственница).» В. Шахиджанян. 1001 вопрос про ЭТО.
Обесчестить – 1) лишить чести, опозорить; 2) то же, что изнасиловать.
«Отец стал его укорять за то, что он сманил дворовую невинную девушку и обесчестил, а тот ему: «А что ж, я и женюсь». Ф. Достоевский. Дневник писателя, 1876.
«Горюют они теперь, бедные девочки, да ау, поздно-с. Не воротишь девичьей чести. Не воротишь.» М. Булгаков. Дьяволиада.
Честный (-ая; -ое) (девственный; порядочный) – сохраняющий Ч.
«Самое главное для мужчины, если девушка честная (девственница).» В. Шахиджанян. 1001 вопрос про ЭТО.
Обесчестить – 1) лишить чести, опозорить; 2) то же, что изнасиловать.
«Отец стал его укорять за то, что он сманил дворовую невинную девушку и обесчестил, а тот ему: «А что ж, я и женюсь». Ф. Достоевский. Дневник писателя, 1876.
Источник: Словарь доктора либидо
Честь
чувство чести) (родственно глаголу чтить и первоначально означало «почитание, знаки внимания») – условное светское или житейское благородство, часто объективно ложное, мнимое. Ср. выражение карточный долг – долг чести (его обязательно нужно отдать, по дворянскому кодексу чести, в отличие от занятых у купца денег), самоубийства при невозможности выплатить карточный долг; обязательность вызова на дуэль при малейшем оскорблении, самоубийства военных при совершении бесчестных поступков и обнаружении этого. Ср. японские девушки высшего сословия носили у груди кинжал, коим они или оборонялись при попытке их изнасиловать, или убивали себя при таких обстоятельствах; ср. ситуацию в поэме В. Шекспира «Обесчещенная Лукреция».
ЧЕСТЬ
форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. С культурно-исторической т. зр. Ч. является продуктом интериоризации социального статуса. В рабовладельческом и феодальном обществе Ч. играла специфически важную роль в сфере социальной регуляции личных отношений. В дальнейшем сословную Ч. сменила Ч. корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и ее престижем в обществе. Ч. тесно связана с доверием. Субъективное чувство Ч. находит объективное выражение в поведении индивида, соответствующем ожиданиям группы, к которой он принадлежит. Современная наука видит в Ч. типический пример социальной ратификации значений: так, референтная группа склонна контролировать и осуждать поведение, отклоняющееся от норм Ч. (напр., суд чести). Нормы Ч. имеют прочную связь с традицией, а их соблюдение – с известным риском (защита чести с помощью вызова на дуэль).
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ЧЕСТЬ
ГОНАР / HONOR– как социально-психологическая черта личности проявляется в духовном достоинстве человека, вызванном к жизни определенными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. Также Ч. трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В русском языке слово «честь» является производным от слов «чтить», «почитать», «уважать» и характеризуется как хорошая репутация, доброе имя человека. Ч. также рассматривается и как достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Ч.– вид морального отношения человека к самому себе как социально значимому существу. В нем проявляется знание себя и отношение к себе через отношение к себе со стороны других людей. Понятие Ч. отражает положительные стороны человека, признание его заслуг и авторитета, характеризует нравственную направленность жизни человека и определяет меру ответственности и доверия, возлагаемых на него в будущем. Ч.– это результат общественной оценки поведения человека, его участия в социально значимой деятельности. Характерный признак Ч.– наличие у человека доброго имени, положительной репутации, которую он должен постоянно поддерживать и защищать. Важным структурным элементом Ч. является осознание и оценка человеком своего общественного положения, тех нравственных требований, которые предъявляются к его поведению. В этом смысле Ч. выступает как внутреннее переживание своего нравственного достоинства и затрагивает эмоциональную сферу личности. Закрепившееся эмоционально-ценностное отношение личности к себе, преломленное через систему оценочных отношений к личности со стороны значимых для нее людей, проявляется как важнейшее нравственное чувство. К основным смысловым характеристикам Ч. следует отнести: наличие у человека положительной репутации; уважение к человеку со стороны других людей; осознание и внутреннее переживание своей социальной значимости, в достойном ее поведении даже в сложных ситуациях. Человек, обладающий Ч., не прибегает к обману, угодничеству, держит слово, добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. Формирование Ч. является одной из целей воспитания подрастающего поколения. В зависимости от сферы жизнедеятельности и проявлений личности выделяют различные виды Ч.: родовую, половую, профессиональную, офицерскую и т. д. О. Н. Слоботчиков