НЕКРОФИЛИЯ
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции и оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острой эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о приведениях, кладбищах, убийствах (Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко).
2) асексуальное болезненное стремление находиться возле трупов, созерцать их, манипулировать ими и расчленять.
Согласно Э. Фромму - один из видов общего, основополагающего ориентирования, родственный анально-садистскому характеру и инстинкту смерти; проявляется как влечение ко всему мертвому - трупам, гниению, нечистотам, грязи; к болезненному, деструктивному. Определяет образ жизни. Характерологически может описываться как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Страсть делать живое неживым, разрушать во имя самого разрушения. Стремление расчленять живые структуры.
Одна из глубинных причин некрофилии - возможно, главная причина - злокачественная инцестуальность. В целом это - особенно болезненное и опасное из всех жизненных ориентирований. Выступает в роли характерной приметы и ориентации нашего времени. По сути некрофилия противоположна и альтернативна биофилии.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Известна по описаниям античных историков. В Древнем Египте для предотвращения Н. бальзамировщиков допускали к трупам молодых и красивых женщин только через три-четыре дня после смерти, когда уже начинался процесс разложения (Геродот. История. 2:89).
Описание Н. встречается в книге Р. Краффт-Эбинга «Половая психопатия» (1886). В сексопатологии считается одним из наиболее серьезных пол. извращений. Возникает на почве тяжелых психических расстройств, либо отсталого умственного развития. Мотивация Н. обычно заключается в бесконтрольном манипулировании телом (1) умершего без каких-либо моральных ограничений.
«Глава называлась „Некрофилия“. Из нее я узнал, что это – половое влечение к трупам и совершение с ними сексуальных действий. Встречается исключительно у мужчин. Обычно в формировании некрофилии присутствуют садистские наклонности человека. При резко выраженной некрофилии особое наслаждение некрофил испытывает при расчленении трупа, прикладывании отдельных его частей к собственному телу, что сопровождается мастурбацией, иногда половым актом…» С. Устинов. Все кошки смертны, или Неодолимое желание.
Некрофилы – лица, страдающие Н. Способны вскрывать свежие захоронения, совершать надругательства над трупами. Их действия представляют серьезную угрозу для общества и наказываются в соответствии с уголовным законодательством. См. также Бертранизм.
Псевдонекрофилия – имитация смерти пассивным партнером; сюжет одной из игр ролевых сексуальных.
«Псевдонекрофилы как бы находятся на грани между влечением к живым и влечением к мертвым. Иногда для того, чтобы партнер казался более похожим на труп, они используют присыпку для детей. В одном случае клиент просил проституток до его прихода лечь и оставаться неподвижными все то время, что он занимался с ними сексом.» С. Джуан. Странности нашего секса.
Источник: Словарь доктора либидо
Анализ более ста случаев некрофилии показал, что большинство пациентов относятся ко второй категории по классификации Резника-Розмана (Горный, 2002).
Некрофилия характерна для представителей обоих полов, в большей степени, мужчин. В общей когорте больных их доля составляет 90%. Большинство некрофилов имеют гетеросексуальную ориентацию, за исключением убийц, среди которых около 50% являются гомосексуалистами (Горный, 2002). Генез некрофилии тесно связан с садистическими и мазохистскими чертами личности. Первые патологические импульсы могут возникать под влиянием реальных событий, ассоциирующих сексуальное удовлетворение и потому приятные переживания, связанные с образом мертвого тела. Это может произойти, например, на похоронах девушки, которую субъект находит сексуально привлекательной, или в результате прочтения книг, просмотра соответствующих фильмов, фантазирования. Природа таких ассоциаций не может считаться окончательно установленной, едва ли она сводится к случайному совпадению столь разных и удалённых в сознании здорового челоека впечатлений, как сексуальные ощущения и мысленные представления трупа. Некоторые авторы формирование некрофилии связывают с сексуальным демпфером - психологической защитой от стресс-факторов, связанных с потерей близких, смертью, ритуалом похорон и проч. Имелинский считает некрофилию разновидностью фетишизма, когда в роли фетиша выступает мертвое тело жертвы или отдельные его части (Старович, 1991).
Некрофилию иногда ошибочно отожествляют с некроманией, т.е. навязчивым или импульсивным стремлением находиться возле трупов, обмывать и одевать их, участвовать в похоронах и других погребальных ритуалах, причём, что особенно важно, такое стремление лишенно какой бы то ни было сексуальной окраски.
2. Согласно Э. Фромму, некрофилия является синонимом «деструктивности», она неразрывно связана с влечением индивида ко всему механическому, неживому, органической потребностью к разрушению ради разрушения, исключения всего живого из бытия.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
Термин «некрофильский» был использован испанским философом М. де Унамуно, выступившим в 1936 г. против выдвинутого одним из генералов лозунга «Да здравствует смерть!». Апеллируя к этому термину, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) подчеркнул, что с психологической и моральной точек зрения нет более резкой противоположности, чем между людьми, которые любят смерть, и теми, кто любит жизнь, между некрофилами и биофилами.
Чаще всего понятие некрофилии используется для описания одной из сексуальных перверсий, характеризующейся специфической особенностью – желанием обладать мертвым телом женщины, совершать половой акт с трупом или находиться вблизи его. Однако, как считал Э. Фромм, некрофилия это не только сексуальная перверсия, но и отчетливо выраженная картина общего ориентирования некоторых людей, которые ненавидят жизнь и любят мертвое. Изучение некрофилии именно в этом смысле нашло отражение в его работах «Душа человека» (1964) и «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).
В противоположность биофилии (любовь ко всему живому) некрофилия представляет собой такой ответ на жизнь, который находится в полном противоречии с нею. Она является, по убеждению Э. Фромма, «наиболее болезненным и опасным среди всех жизненных ориентирований». Некрофилия не состоит из одной существенной черты, она характеризуется самыми различными признаками, включая влечение к мертвому, потребность убивать, поклонение силе, желание превратить органическое в неорганическое посредством установления властного порядка, садизм, насилие, жестокость, деструктивность.
Сила некрофильских устремлений и их реальное проявление в жизни людей различны. Некрофильское ориентирование в чистой форме – явление редкое, свидетельствующее о крайней патологии. Как замечал Э. Фромм, «рафинированный некрофил – душевнобольной». У большинства людей в смешанном виде присутствуют некрофильская и биофильская тенденции. У кого преобладает некрофильское ориентирование, тот будет постепенно уничтожать в себе биофильскую тенденцию. Обычно такие люди не осознают своей склонности к мертвому и ведут себя таким образом, что их любовь к неживому и стремление к деструктивности рационализируются, становятся как бы разумной, логически оправданной реакцией на их собственные переживания.
Основываясь на опыте практикующего аналитика и исходя из анализа группового поведения, Э. Фромм предположил, что развитию некрофилии способствуют следующие предпосылки: совместное проживание ребенка с людьми, которые любят мертвое; постоянно ощущаемый страх; авторитарное давление, оборачивающееся недостатком инициативы; условия, делающие жизнь рутинной, неинтересной, бесцельной и бессмысленной; механический порядок, не имеющий ничего общего с разумным устройством жизни; отчужденные отношения между людьми, способствующие возникновению враждебности, равнодушия, бесчеловечности.
Отталкиваясь от идей З. Фрейда об анальном либидо и анальном характере, нашедших отражение в его работе «Характер и анальная эротика» (1908), а также используя результаты собственного опыта исследования анального характера, Э. Фромм пришел к выводу, что приходится иметь дело с такими людьми, которые интересуются экскрементами потому, что чувствуют влечение ко всему неживому. Наряду с конституциональными факторами важную роль в подобном ориентировании играют родители ребенка, особенно мать, стремящаяся воспитать его чистоплотным и проявляющая повышенный интерес к его испражнениям. Такая мать является женщиной с ярко выраженным анальным характером. Она будет не столько пробуждать, сколько приглушать интерес ребенка к живому. Ее собственный страх будет способствовать тому, что у ребенка возникнет страх перед живым и проявится тяга к неживому. Словом, не воспитание чистоплотности как таковое приводит к формированию анального характера, а характер матери заставляет ребенка интересоваться испражнениями и направлять инфантильную энергию либидо на проявление страсти к обладанию неживым.
При таком понимании обнаруживаются значительные сходства между представлениями З. Фрейда об анальном характере и размышлениями Э. Фромма о некрофильном характере. Различие между этими характерами состоит лишь в интенсивности проявления интереса к мертвому, неживому. Не случайно Э. Фромм считал «некрофильский характер злокачественной формой такой структуры характера, доброкачественной формой которой является «анальный характер», описанный Фрейдом».
Развитию некрофилии способствуют также социальные условия жизни, порождающие у человека, ориентированного на потребление, механистическое восприятие жизни. Такой человек все еще наслаждается сексом, выпивкой, едой, но он ищет эти радости в рамках неживого. По словам Э. Фромма, мужчина смотрит на женщину теми же глазами, что и на автомобиль, он «знает кнопку, на которую нужно нажать», наслаждается своей властью «раскочегарить» ее, но при этом остается «холодным зрителем и наблюдателем». Механическое приводит человека в восторг и в конечном счете он «чувствует влечение к мертвому и тотальному разрушению». Люди, живущие в условиях интеллектуализации, бюрократизации и овеществления становятся равнодушными к жизни и чувствуют влечение к мертвому. «Правда, сами они этого не замечают. Они принимают возбуждающие соблазны за радость жизни и пребывают в иллюзии, что ведут очень живую жизнь, если обладают и пользуются многими вещами».
У таких людей наблюдается склонность к стереотипным моделям поведения, что находит свое отражение в шизофренической навязчивости. Обращая внимание на этот аспект, Э. Фромм показал, что у многих людей с некрофильской ориентацией довольно сильны элементы детского аутизма, сходного с чертами инфантильного аутистского синдрома, изученного М. Малер на примере детской шизофрении, – утрата первоначальной способности отличать живую материю от неживой, привязанность к неживым объектам наряду с неспособностью испытывать теплые чувства к людям, особенно к матери. Указав на связь шизоидных и аутистических элементов с некрофилией, Э. Фромм констатировал, что «социальный климат, способствующий развитию некрофилии в обществе, по очень многим критериям напоминает атмосферу в семьях, которые оказались «шизогенным» фактором для кого-то из своих членов».
Психоанализ имеет такую исследовательскую и терапевтическую направленность, благодаря которой создаются предпосылки для возможности осознания человеком пагубности некрофилии и необходимости развития биофильской ориентации. Гуманистический психоанализ Э. Фромма как раз и нацелен на ослабление некрофилии и усиление биофильской тенденции в развитии человека.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001