ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
(от лат. de – отрицание и persona – личность, лицо) – расстройство самосознания личности, утрата своего "Я", возникновения эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Категория. Нарушение деятельности сознания.
Специфика. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной измененности, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. 2009
Источник: Психиатрия в медицинской практике. Глоссарий. 1999 г.
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ловек является ни чем иным, как номером в компьютерном банке данных или простым винтиком в неуклюжей, безликой социальной машине. 2. В психиатрических терминах – представляет собой эмоциональное расстройство, при котором отмечается потеря контакта с собственной личностной действительностью, дереализация, сопровождаемая чувством отчужденности и нереальности переживаемого опыта. В серьезных случаях части собственного тел ощущаются как чужие или измененными в размере, у человека также може возникать ощущение, будто он воспринимает себя со стороны. Чтобы отличать значение 1, в котором не подразумевается патология, от значения 2, котором подразумевается, для обозначения второго случая часто используются термины расстройство деперсонализации или невроз деперсонализации. Ср. с диссоциацией, которая является более общим термином.
Д. БРЕДОВАЯ - Д. вследствие обусловленных бредом изменений самосознания. Крайние полюса Д.б. - при мегаломаническом бреде величия или при бреде самоуничижения.
Д. ДЕПРЕССИВНАЯ - см. Депрессия анестетическая.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Д., бредовая. Деперсонализация, при которой ощущение подмены или изменения личности является результатом бредовой убежденности. Она наблюдается при психозах, в клинической картине которых основным является параноидный синдром (реже депрессивный или маниакальный), потому чаще встречается при шизофрении.
Д., депрессивная (от лат. deprimo - нажимать, подавлять) - см. Анестезия, психическая болезненная.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
2) потеря контакта с собственной личностной действительностью, «дереализация, сопровождаемая чувством отчужденности и нереальности переживаемого опыта» (Ребер), как эмоциональное расстройство, расстройство самосознания. У психически здоровых людей бывает при эмоциональных перегрузках и в других случаях. Бывает в пограничных ситуациях. Тяжелые случаи этого – у психически больных.
Он не узнавал себя; он не понимал своих поступков, точно он свое настоящее «я» утратил, да и вообще он в этом «я» мало принимал участия (И. Тургенев, Дым).
Страшнее было другое: внезапная утрата душевного равновесия, когда сознание его помрачал какой-то дурман, все принимало искаженные формы, мир привычных представлений рушился, и его внутреннее «Я» ускользало из-под контроля (Э. Золя, Человек-зверь).
Ср.:
Принимая ли участие в разговоре, присутствуя при каком-либо зрелище, внезапно проникаешься убеждением, что то, что ты видишь, было уже тобою видено, то, что слышишь, было уже слышано… что ты был уже тут, на том же самом месте…чувствуя, думая и желая те же самые вещи… Нередко случается, что внешний мир является тогда под особым аспектом, как бы во сне: чуждым становишься относительно самого себя, близким к тому, чтобы удвоиться и присутствовать в качестве простого зрителя при том, что говоришь и думаешь (А. Бергсон, Воспоминание настоящего)
Ср.:
Перестаньте желать, оторвитесь от жизни, потеряйте интерес: вы перейдете от бодрствующего «я» к «я» сновидений – менее напряженному, но более протяженному (там же).
Ср. ложное воспоминание.
Изменение самовосприятия, при котором временно утрачивается или искажается предстовление о собственной реальности. Образ себя расщепляется на отстраненное наблюдающее Я и действующее или переживающее Я, что сопровождается чувством самоотчуждения или нереальности Я. Основным для данного феномена является чувство нереальности. Части тела или сам человек могут казаться измененными, нереальными, не принадлежащими себе; чувство собственной идентичности сохраняется, но связь с наблюдающим Я сильнее, чем с действующим. Нередко феномен сопровождается быстро возникающим и постепенно пропадающим головокружением. Переживания не носят характера бреда, сноподобны и обычно (хотя не всегда) неприятны.
С феноменом, называемым деперсонализацией, могут быть связаны разнообразные измененные состояния Я; некоторые авторы относят все эти состояния к деперсонализации, другие пытаются их дифференцировать. В частности, состояние деперсонализации часто сопровождается дереализоцией - чувством отчужденности от внешнего мира, хотя одно из них может быть более выраженным. Деперсонализация и дереапизация могут возникать у нормальных людей в ситуациях реальной внешней опасности. Оба феномена служат фантазии отрицания, то есть фантазии о том, что опасность нереальна или сом человек лишь наблюдатель, не вовлеченный в опасную ситуацию.
Многие авторы едины в том, что деперсонализация 'является результатом интрапсихического конфликта, при котором Я в той или иной степени неудачно пытается защитить себя от тревоги' (Arlow, 1966, с. 459). В более ранних работах феномен деперсонализации пытались объяснить в терминах экономической концепции как результат массивных смещений либидинозного катексиса или контркатексиса в отношении собственных чувств, либо отвлечения катексиса от внешних объектов.
Якобсон (1959) постулировала, что стабильность и чувство близости образа Я зависит от совместимости, гармоничного взаимодействия между Я и Сверх-Я и нарциссических идентификаций. Если Оберндорф предполагал наличие межсистемного конфликта, противостояния Сверх-Я телесному Я, то Якобсон рассматривала конфликт как внутрисистемный - между несовместимыми идентификациями. К отвергаемым и отчуждаемым аспектам Я относятся неприемлемые эксгибиционистские или агрессивные желания, садомазохистские стремления и соблазны, а также идентификация с образом униженного объекта.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя, называется деперсонализацией. Чувство отчуждения от собственного «я» может касаться как личности в целом, так и отдельных психических и соматических функций.
Витальная деперсонализация – клинически наиболее тяжелая, когда у больного исчезает само чувство жизни: больные ощущают себя мертвыми, отсутствуют различные жизненные стремления.
Аутопсихическая деперсонализация – отчуждение психических функций, своего «я»: больные не могут охарактеризовать свои потребности, говорят, что слышат свой голос со стороны, не могут понять, что от них в данный момент требуется.
Реже чувство отчуждения касается либо какогото отдельного периода жизни больного, либо всего его прошлого. К аутопсихическим деперсонализационным расстройствам также относят болезненную психическую нечувствительность (так называемое чувство мучительного бесчувствия), когда больного ничто в мире не радует, не печалит, его не трогают страдания самых дорогих и близких ему людей, их успехи, что для него очень тягостно, мучительно.
Соматопсихическая деперсонализация проявляется чувством чуждости собственного тела либо отдельных его частей или даже чувством их исчезновения. Такой вид деперсонализации необходимо дифференцировать от патологии в виде «расстройства схемы тела».
При соматопсихической деперсонализации отсутствуют ощущения пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его: заявляют, что не осознают наличие рук, ног, говорят, что голова у них «растет из спины».
Больной не может осознать, сыт он или голоден, имеются у него позывы к акту мочеиспускания либо дефекации или нет. Зачастую такие больные страдают полиурией, полифекалией, говорят, что не помнят когда последний раз «ходили в туалет».
Деперсонализация, как правило, сочетается с дереализацией, зачастую объединяют их в единый синдром деперсонализации, называя при этом дереализацию – аллопсихической деперсонализацией.
Деперсонализация в виде отдельных элементов соматопсихического характера может встречаться у детей с 810 лет, но в типичном своем виде феномен отчуждения появляется только с подросткового возраста.
Субъективно деперсонализация всегда неприятна, тягостна для больных. В том или ином виде она может встречаться практически при всех заболеваниях. В виде отдельных эпизодов феномен отчуждения может встречаться и у здоровых людей в связи с перенапряжением, утомлением, волнением, недосыпанием.
Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005
При деперсонализации наблюдается искаженное восприятие человеком самого себя и утрата единства Я. Целостное Я расщепляется на отдельные части, среди которых самостоятельное существование приобретают действующее Я и наблюдающее Я. Расщепление Я сопровождается самоотчуждением, в результате чего утрачивается представление о собственной реальности. Под воздействием наблюдающего Я собственные мысли и телесные движения воспринимаются как бы со стороны. Собственный голос кажется чужим, части тела – измененными и не принадлежащими самому человеку.
В легких случаях деперсонализация выражается в том, что пациент ощущает внутреннюю измененность, касающуюся его восприятия, чувств и мыслей. Он становится как бы безучастным к своим собственным переживаниям, утрачивает способность к выражению радости, печали, раскаяния. В тяжелых случаях деперсонализация сопровождается отчуждением пациента от своего собственного Я, расщеплением и раздвоением его.
С психоаналитической точки зрения деперсонализация является результатом внутрипсихического конфликта, разрешение которого сопровождается дисбалансом психической структуры и расщеплением Я на отдельные, отчужденные друг от друга части. Одни психоаналитики соотносят деперсонализацию с переключением сексуальной энергии с внешних на внутренние объекты и направленностью либидо не на какой-то один объект, а на составляющие его части. Другие – с действием бессознательных защитных механизмов, оборачивающихся неудачной попыткой бегства от внешних угроз и внутренних страхов. Третьи – с безуспешным стремлением примирить нарциссические желания и деструктивные влечения. Четвертые – с обострением противостояния между телесным Я и гиперморальным Сверх-Я.
Некоторые аналитики исходят из того, что деперсонализация является результатом отчужденных межличностных отношений. Так, в понимании Р. Лэйнга (1927–1994) деперсонализация – это метод, используемый человеком в качестве общения с другими людьми, когда они становятся надоедливыми, беспокоящими и воспринимаются в качестве человекообразных роботов. Один человек постоянно боится быть деперсонализированным другим, в результате чего оба «стремятся ощущать себя более или менее деперсонализированными и стремятся деперсонализировать другого». Это ведет к тому, что у человека происходит распад ощущения собственной индивидуальности и утрата ощущения реальности.
Изучение процессов деперсонализации нашло свое отражение в исследованиях ряда аналитиков, включая работы Э. Якобсон «Деперсонализация» (1959), С. Салина «Деперсонализация и дереализация» (1962), Дж. Арлоу «Деперсонализация и дереализация» (1966), П. Брадлоу «Деперсонализация, расщепление Я, нечеловеческая фантазия и стыд» (1973).
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
При аутопсихической деперсонализации собственные ощущения, мысли, эмоции, чувства, побуждения и/или их содержание, а также собственное Я или его отдельные фрагменты воспринимаются за пределами психического Я, то есть как нечто внешнее, постороннее, свойственное явлениям окружающего мира. Например, собственное побуждение действовать осознается пациентом как чуждое, ему не принадлежащее, навязанное какими-то неконтролируемыми посторонними силами, действующими как изнутри, так и извне его самого («во мне появилось как колдовство какое, оно вынуждает все делать наоборот...что-то подталкивает меня к самоубийству...меня будто ведет по жизни какая-то сила, я ничего не могу ей противопоставить и все делаю под ее воздействием » и т.п.). Такие пациенты могут ощущать себя, по их словам, «марионеткой», всецело оказавшейся в чьей-то могущественной и чаще всего враждебной по отношении к ним власти. Процесс самонаблюдения нередко переживается при этом как ощущение чужого, никому конкретно не принадлежащего «взгляда» на себя со стороны или как присутствие поблизости какого-то постороннего незримого существа, неотступно и пристально наблюдающего за пациентом. Некоторые пациенты сообщают, что за ними наблюдает их «собственная душа», ее присутствие ощущается в это время где-то неподалеку от себя, а иногда это ощущение визуализируется, например, возникает смутное видение собственного лица, какого-то человека, иного живого существа. С аутопсихической деперсонализацией связано также ощущение преследования: пациенты чувствуют, что на ними «следят», где бы они не находились и как бы не прятались от своих «преследователей». Так, пациент в течение 5 лет не решается выезжать за пределы города, так как постоянно ощущает, что за ним установлено «наблюдение». Свойственная пациентам изначально или возникающая у них вследствие психического расстройства враждебность, агрессивность воспринимаются как искусственные, вызванные кем-то извне, так, будто кто-то или что-то их «делает» озлобленными, порой побуждает совершать неожиданные и бессмысленные акты агрессии. Аналогичным образом суицидные или саморазрушительные тенденции осознаются пациентами как происходящие из какого-то внешнего источника, существующего независимо от их актуального Я. Собственные мысли, эмоции также кажутся «чужими», «чуждыми», «посторонними», как бы принадлежащими кому-то другому («не я вижу сны, а мне их показывают...в голове мысли других людей, они приходят откуда-то со стороны...чувства не мои, они как передаются мне от другого человека». И т.п.). Типичным проявлением деперсонализации некоторые исследователи считают галлюцинации, так как они являются в сущности субъективными феноменами, представлениями, осознаваемыми пациентами как наглядные образы объектов внешнего мира. Характерной особенностью галлюцинаций является то, что осознавая их, некоторые пациенты могут быть уверенными в том, что и другие люди могут или должны воспринимать их точно также. В более обобщенном виде можно сказать, что последний феномен представляет целый класс симптомов, которым свойственно патологическое ощущение открытости внутреннего мира. Собственное Я у некоторых пациентов отчуждается и усматривается ими в окружающих людях, в персонажах фильмов и книг, в неодушевленных предметах, в животных (« я чувствую себя в прохожем человеке...по телевизору показывают меня», «тут написано про меня, обо мне все узнали и теперь про это все стали говорить и писать...мое я блуждает, я ощущаю его в разных предметах, на которые смотрю...моя душа вселяется то в кошку, то в собаку, они на меня смотрят будто моими глазами». К.Ясперс упоминает о поэте Бодлере, которому в состоянии гашишного опьянения казалось, что он превращается в трубку, в клубящийся дым и «наслаждается» в это время способностью курить самого себя). А.К.Воронский (1884-1937) в романе «Бурса» (1937), наряду с ранними обманами зрения и слуха, так описывает свои детские впечатления о деперсонализации в сновидении:»И вот странное и блаженное состояние – я не сплю еще и плечами чувствую спинку саней, мать, Лялю. Сквозь закрытые отяжелевшие веки будто наяву я даже вижу и снег, и лошадей, и Никифора, но меня во всем этом больше нету. Или вернее: и снег, и сани, и лошади, и тулуп, и небо – это и есть я сам, но «я» сам стал посторонним, другим, и это так отлично, что мне хочется: пусть это мое чувство продлится как можно дольше. Затем все исчезает, остается одно ощущение теплоты, и тоже меня нет, и есть только теплое и уютное, и теплое – это я, и я себе – посторонний, чужой». Аутоскопические галлюцинации, это логически вытекает из сказанного, являются ничем иным, кроме как симптомом деперсонализации, отчужденным и нередко наделенным ощущением персонификации зрительным образом самого пациента. Прошлая их жизнь, сообщают некоторые пациенты, ощущается как чужая, будто это была жизнь совсем другого человека или как нечто увиденное во сне, в фильме, когда-то ранее прочитанное. Настоящая жизнь, в свою очередь, воспринимается так, словно она никак не связана с активностью собственного Я, будто она течет по придуманному кем-то другим сценарию, кажется чужой, пустой, бессмысленной, потерявшей всякое значение. Иногда у пациентов возникает ощущение, будто где-то существует двойник их собственного Я или таких двойников появляется сразу несколько – их ощущение своего Я выносится за пределы внутриличностной области и при этом порой как бы тиражируется. В это время ощущение своего внутреннего Я может не осознаваться. Случается, что присваивая новую идентиченость, отождествляя себя с кем-то из реальных людей или придуманных персонажей, свою прежнюю идентичность пациенты воспринимают как жившего некогда совершенно постороннего человека. И др.
При соматопсихической деперсонализации собственное тело, его части или исходящие от него ощущения осознаются как чуждые себе, как посторонние объекты, находящиеся где-то вне внутриличностного пространства, своего внутреннего Я. Например, тело ощущается где-то в стороне от себя, собственная рука кажется чужой, отделившейся от тела, она «мешает», «хочется ее отстегнуть и выкинуть». Кажется, рассказывают пациенты, что «кто-то смотрит моими глазами, слышит моими ушами... говорю, а свой голос слышу где-то в стороне, далеко от меня и он будто не мой, а какой-то чужой...болит, но будто не у меня, а у кого-то другого...болит рука, а мне кажется, что эта боль сосредоточена в столе или где-то в стене...я трогаю свое тело так, будто ощупываю посторонний предмет...кажется, что это не я хочу есть или пить, а будто совсем другой человек... кажется, будто не я беременна, а моя подруга и это она должна родить мне ребенка...свое тело я ощущаю у других людей...все делаю как впервые, будто раньше я никогда не разговаривала, не гладила белье, не умела писать или читать». И.т.п.
При аллопсихической деперсонализации внешний мир воспринимается чужим, враждебным, каким-то неестественным и утратившим свою натуральность. Особенно это касается объектов эмоциональной привязанности. Близкие люди, свой дом, привычная обстановка воспринимаются как далекие, чуждые, не порождающие душевного отклика или даже вовсе незнакомые, воспринимаемые как бы впервые («свои собственные вещи я воспринимаю как чужие, мне не принадлежащие, не нужные мне, мне хочется их выбросить...захожу в свою квартиру с таким ощущением, что она не моя и что я тут никогда не бывала ранее...своего сына воспринимаю как совершенно чужого мне ребенка, как будто я впервые его увидела». Все происходящее вокруг нередко кажется каким-то странным, неестественным («подстроенным, подделанным», искусственным, инспирированным, инсценированным, декоративным...», люди делаются похожими на актеров, играющих заученные роли, или кукол, которыми кто-то управляет). Вероятно, такие пациенты проецируют ощущение чуждости своего Я и на других людей. Деперсонализация является, повидимому, основой развития всех без исключенния персекуторных бредовых идей, поскольку, как упоминалось, собственное враждебное отношение к себе переживается пациентами с деперсонализацией как внешняя агрессия, неперсонифицированная или приписываемая каким-то конкретным лицам, или иными словами, параноид есть суицидная или самоповреждающпя тенденция пациента, осознаваемая как существующая вне его самого. Деперсонализацию не следует смешивать с дереализацией, другими симптомами психической анестезии, где наблюдается снижение остроты или утрата актов самовосприятия. При тотальной деперсонализации отчуждению одновременно подвергаются переживания, касающихся разных сфер Я, расстройство такого типа встречается, повидимому, крайне редко. Интенсивность деперсонализационного процесса вариируют в очень широком диапазоне – от ощущения чуждости отдельных психических актов и их содержательных аспектов, касающихся собственного Я до психотических расстройств, в результате которых происходит резкое сужение границ внутриличностного пространства. Распространенность симптомов деперсонализации не установлена, это в значительной степени зависит от оценок того, что разными авторами относится к ее проявлениям. В психологическом плане деперсонализация, указывает К.Ясперс, есть болезненное усиление тех нормальных процессов, которые участвуют в формировании непосредственного образа актуального Я.
2. в социальной психологии - обезличивание, восприятие людей лишенными индивидуальности, одухотворенности или в качестве “человеческого материала”, “рабочей силы”, “живой силы”, нужной для достижения цели или удовлетворения собственных потребностей. Обычно такое восприятие людей связано с влиянием культуральных факторов. Более точным в данном контексте является термин «деперсонификация»;
3. общее, недифференцированное обозначение феноменологически различных и чаще всего бессистемно описываемых нарушений самовосприятия, что чаще всего и встречается в современной литературе по психиатрии. Обычно, очевидно, для придания большей ясности к термину «деперсонализация» добавляется при этом термин «дереализация». При таком фактически бихевиористическом подходе сам этот термин в значительной степени теряет изначальный и подлинный свой смысл, отображая тем самым тенденцию к дезактуализации и самой проблемы нарушений самовосприятия. Вероятно, не случайно, что в недавнем отечественном руководстве по психиатрии (2009) в разделе о психопатологических синдромах о синдроме деперсонализации - дереализации даже не упоминается, хотя текст этой главы принадлежит академику РАМН, профессору А.С.Тиганову, блестящему клиницисту и едва ли не самому выдающемуся психопатологу отечественной традиции исследования психических расстройств. Стоит заметить ставшую весьма типичной тенденцию, согласно которой таким относительно более простым нарушениям, как энурез, половые девиации, тики и мн.др., в специальной литературе уделяется несоразмерно большое внимание, намного превосходящее таковое относительно расстройств самоосознавания, хотя, это представляется очевидным, без всякого преувеличения можно сказать, что самоосознавание является одной из основополагающих функций, ибо человек есть в сущности только то, каким он представляется себе в своем самовосприятии. См. Синдром деперсонализации-дереализации.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012