ТОЛПА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОЛПА
большая группа людей со стертыми индивидуальными различиями в поведении.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

ТОЛПА
Большое, но временное собрание людей с общим интересом или объектом внимания.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Толпа
скопление людей, не объединенных общностью целей и единой позиционно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

ТОЛПА

— социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Толпа
Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на стереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идентичности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ТОЛПА
основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. Виды толпы: 1) случайная, 2) экспрессивная, 3) "конвенциональная", 4) действующая толпа. (Д.В. Ольшанский, с.426)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ТОЛПА
Как специальный термин в социальной психологии "толпа" имеет значение, несколько отличающееся от того, которое используется в общем обиходе: собрание людей с определенной общей целью и намерением. Этот термин используется с коннотацией, что уровень эмоций тех, кто находится в толпе, настолько высок, что велика вероятность совершения насильственных или разрушительных действий ради достижения общей цели.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Толпа
общеслав. «тълпа» в значении «куча, груда») – 1. вообще – большое и временное скопление людей с общим интересом или объектом внимания; 2. в социальной психологии - временная, неорганизованная и неуправляемая определенным образом масса людей, объединяемая лишь каким-то временным общим интересом или сиюминутной общей целью и намерением. Участие в толпе способно повлечь у образующих ее индивидов однородную измененность сознания и резко возрастающий уровень эмоциональности ее членов, отчего в толпе обнаруживается склонность последних как к крайней степени воодушевления, так и к чрезвычайной агрессивности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТОЛПА
социально-психологический феномен: контактная группа людей (исчисляемая десятками и тысячами человек), ни внешне, ни внутренне не организованная, объединенная только внеколлективным поведением, мотивы которого определяют следующие виды Т., изучаемые психологией толпы: случайная толпа (отсутствие мотивов); простая толпа (любопытство «зевак»); публика (эстетические или познавательные потребности у зрителей или слушателей); экспрессивная толпа (выражение чувств радости, горя, гнева, протеста и т. д.); болельщики (соревновательный азарт); агрессивная толпа («погромщики»); спасающаяся толпа (паника); экстатическая (экстаз); конкурирующая (конкуренция).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Толпа
Собрание многих людей, неидентифицированной массы. Некоторые определяют толпу как разнородную массу индивидуумов, без устойчивой взаимосвязи, чаще всего собранных случайно, а не в силу каких-либо законов или общих обязательств. Современная точка зрения социальных психологов о понятии Т. различает несколько видов толпы, обладающих собственными характерными чертами: одни организованы заранее (митинги), другие - случайные (народные увеселения) или спонтанные (ротозеи, привлеченные несчастными случаями или другими сенсационными событиями). Толпа в целом или отдельные ее участники способны на крайние реакции воодушевления или насилия. Для объяснения единодушия участников часто употребляется понятие «психическое заражение» (см.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТОЛПА
бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Психологическими механизмами возникновения Т. выступают любопытство, интерес, психическое заражение, подражание и др. В толпе возникают специфические психологические феномены: анонимности и деперсонализации личности, переложения ответственности за собственные действия на толпу и ее лидеров, тотальное преобладание эмоций над рассудком, утрата контроля над собственным поведением и др. Выделяют виды Т: любопытная (окказиональная), заинтересованная (конвенциональная), переживающая (экспрессивная), действующая (агрессивная, паническая, стяжательная, повстанческая). Под воздействием стресс-факторов боевой обстановки возможна трансформация воинского коллектива в Т.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Толпа
бесструктурное скопление людей, не осознающих и не имеющих общую цель, но связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Основные признаки Т. — многочисленность, контактность (каждый человек находится на близком расстоянии к другим), эмоциональная возбужденность (неуравновешенность, волнение, страх, гнев и т. п.), неорганизованность.
В Т. поведение человека характеризуется снижением самоконтроля и способности к произвольной регуляции, подчинением внешнему влиянию. Люди постепенно утрачивают индивидуальность, как бы уравниваются, их поведение становится сходным; ответственность размывается. Они с большей легкостью поддаются внушению, возрастает некритичность мышления, переключаемость внимания. В Т. происходит мобилизация всех ресурсов человека, и он может проявить такие физические и психологические качества, которые отсутствуют в другой ситуации. Выделяют следующие виды Т.:
Случайная, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию.
Конвенциональная, объединенная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая, часто — лишь на время, следовать некоторым правилам поведения.
Экспрессивная, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию; ее крайняя форма — экстатическая толпа.
Действующая, которая подразделяется на:
агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам;
спасающуюся;
паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности);
стяжательскую (мародерскую) — скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на захват материальных ценностей людей;
повстанческую (мятежную или революционную), которая характеризуется классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса.
Следует добавить, что спасающиеся в определенной степени сохраняют способность произвольной регуляции поведения, оно остается более или менее предсказуемым. Панические Т. отличает полная утрата организации, поведение людей в этом случае автоматическое, сознание сужено, восприятие неадекватно.
Т. может быстро трансформироваться из одного вида в другой и за несколько часов из случайной стать действующей. Воздействовать на Т. или управлять ею крайне затруднительно.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ТОЛПА
это скопление массы людей, кот. часто не со-всем ясно осознают-менталитетоизируют-дискурсосмысливают общность своих целей-программ-проектов-задач, но коррелированы-когеренцированы между собой относительным подобием-адекватизацией чувственно-эмотивных состояний и общетрансформационными объектами-предметами и их свойствами-качествами-индексами, находящимися в поле-локусе перцепции-внимания-визуализации; кардинально-генеральными механизмами конституирования-организации-интеграции Т. явл. консолидационно-эмотивно-мотивационные реакции обоюдно чувственно--эмотивной эндемии-заражения, с подключением в такую специфическо-социальную модель коммуникации различных инсинуаций-слухов-клеветы-апологии, что позволяет дифференцировать такие дифференциально-фундаментально-онтологические матрицы-формы Т.: консолидационная Т., кот. конвергируется интересом-интенцией людей к каким-либо формам шоу-развлечений, шоу -хобби, к организации спортивных состязаний, шоу-зрелищ, экспоненции-демонстрации моды и т.д.; импрессивно-эмотивная Т., когда субъекты совместно выражают-репродуцируют радость-энтузиазм, гнев, возмущение, оп-позицию, противостояние, недовольство, восхищение, удивление; проекционально-онтологическая Т., инкарнации-репродукции кот. когеренцируются с интересом, возникшим ввиду экстремально-онтологический ситуаций, катаклизмов, эпизодов, к примеру, аварии, травма известного человека, смерть выдающейся личности, деградация-банкротство всем известного банкира, богача, владельца корпорации; догматическо-инфернальная Т., когда субъекты совместно отражают-выражают эндемию-заражение общего порядка, ритуало-обрядовость, ритуало-фетишезацию, связанную с карнавалами, религиозно-сектантскими обрядами, шоу-концертами известных рок-музыкантов, рок-кумиров, с культивированием реноме-имиджа той или иной шоу-звезды; онтологическо-паническая Т., как максима, в этом случае люди стараются спастись от конкретно-достоверного или же миражно-иллюзорного источника опасности; революционно-онтологическая Т., когда толпа субъектов выказывает всеобщую ненависть-оппозицию-противостояние госчиновникам, государственно-управленческому аппарату, что может быть результатом, как показали факты истории, различных, редко выгодных, рациональных для самих людей, политико-экономических катастроф-катаклизмов; эгоистично-прагматичная Т., действия кот. сынтенционированы на завладение-обладание какими-либо материальными ценностями, деньгами с целью обогащения.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТОЛПА
большая, стихийно возникающая, внутренне не организованная, меняющаяся по своему составу группа людей, случайно собравшихся вместе по какому-либо временно волнующему всех их поводу, в каком-либо определенном месте. Т.-это разновидность больших социальных групп. Она характеризуется единообразием переживаний, отношений и действий людей. Психологическое единообразие Т. может усиливаться за счет взаимного психологического влияния участников Т. друг на друга через подражание, заражение и внушение. Выделяются следующие разновидности Т: импрессивная, экспрессивная и действующая. Импрессивной называют относительно небольшую Т. людей, собрав шихся вместе по поводу какого-либо необычного зрелища: уличного происшествия, автомобильной аварии и т. п. Такая Т. обычно молча наблюдает за тем, что происходит, и почти никак не регирует на происходящее. Экспрессивная-это Т, которая не только наблюдает за происходящим, но и выражает по поводу происходящего общие эмоции, например, радость, огорчение, гнев и т. п. Типичным случаем такой Т. являются, например, болельщики-фанаты, вместе собравшие ся на стадионе. Действующей называется Т., которая не только наблюдает, переживает, но и согласованно действует, преследуя свои интересы. Примеры такой Т.-это демонстрации, митинги, другие массовые публичные выступления людей. Действующая Т. может проявлять себя как позитивно-активная, агрессивная и паническая. Позитивно-активная Т. действует, добиваясь своих целей, в пределах законов и принятых форм морали (организованные демонстрации, митинги и т. п.). Агрессивная Т. не соблюдает законов и норм морали, действует, движимая ненавистью и злобой, с явной тенденцией к разрушению и к уничтожению всего, что попадается на ее пути и, по мнению участников толпы, настроено против нее. Паническая Т.-это большая группа людей, находящихся в состоянии паники под влиянием какого-либо события, несущего в себе угрозу для жизни или благополучия людей (например, стихийное бедствие, общий экономический кризис и т. п.). Для Т., ее психологии и поведения ее участников характерны такие отрицательные социально-психологические явления, как обезличивание, импульсивность, диффузия ответственности, некоторое общее, временное снижение уровня интеллекта ее участников (разумности поведения). См. внушение, группабольшая, диффузия ответственности, заражение, импульсивность, массовидные явления психики, обезличивание, паника, подражание, толпы «гипнотическая сущность».

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Толпа
бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и единой позиционно-ролевой структуры, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Выделяются 4 основных вида Т.: 1) Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.); 2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (напр., нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения; 3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религ. ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.); 4) действующая Т. Действующая Т., в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т., объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, полит. противников и т. д.); б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. Паника массовая); в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в к-рой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей. Она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта полит. борьбы. Отсу тствие ясных целей, отсут ствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в провокационных целях, либо сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия. Лит.: Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность, 1993, № 3-4; Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994; Московичи С. Век толп. М., 1996; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Учеб. пособие. М., 2005. А. П. Назаретян

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ТОЛПА
НАТОЎП / CROWD– скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. Исследование феномена Т. началось во второй половине XIX в.– века бурных социальных движений и активного выступления пролетариата в странах Европы и Америки. Широкую известность в этот период получили работы Г. Тарда и Г. Лебона. Глобальная постановка проблемы Т. осуществлена в трудах Г. Тарда. Он отмечал, что в Т. у человека растет эмоциональность и снижается интеллектуальная активность, в связи с чем средний уровень интеллекта отдельного индивида в Т. ниже, чем у тех же индивидов вне Т.Согласно Г. Лебону, в Т. происходит уравнивание всех, люди думают, чувствуют, переживают одно и то же: происходят интеллектуальное снижение уровня индивида, быстрое переключение внимания, легкость восприятия слухов, податливость призывам и лозунгам. Г. Лебон считал, что в Т. действуют механизмы анонимности, заражения (см. Психическое заражение) и внушаемости. Выявлены два основных механизма образования Т.: слухи и эмоциональное кружение (синоним– циркулярная реакция– это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами). Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Существует четыре основных вида Т. с соответствующими подвидами: окказиональная (от англ. occasion– случайность)– скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие; конвенциональная (от англ. con ven tion– условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок-группы и т. д.; экспрессивная (от англ. expression– выражение)– ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д.; экстатическая (от англ. ecstasy– экстаз)– экстремальная форма экспрессивной Т. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на религиозном шиитском празднике шахсей-вахсей, доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока. Действующая (active) Т.– политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках выделяется несколько подвидов: агрессивная (aggressive) Т., эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба) и направленность действий прозрачно выражены в названии; паническая (panic, saving) Т. объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности; стяжательная (greedy) Т.– люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью и доминирующей эмоцией здесь обычно становятся жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх; повстанческая (rebellious) Т.– по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. В практическом плане наиболее важное свойство Т.– превращаемость: Т. способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Контролировать поведение Т. очень сложно. Нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжательной и панической Т. Необходимо обустроить жизнь так, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. е. предпосылок возникновения паники и агрессии. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Толпа
во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация — типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. п.). По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения — концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д.). Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа ... в свою очередь, включает следующие подвиды — а) агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы» (А. П. Назаретян, Ю. А. Ширковин). Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.
Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов.
Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «...каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. ...
Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. ...
Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; ... и берут верх бессознательные качества.
Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1.
При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.
Г. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров ... характерно то, что боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1.
Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, — «заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «...процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового взаимодействия или дополнительно к нему». При этом нередко «...заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы»3. Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.
Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — это восприимчивость к внушению. ... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. п.
Г. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. ... Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности.
К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям. Доведение этой идеи до сознания субъектов социального управления всех уровней является прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога.
Вместе с тем, поскольку толпа того или иного типа является объективным фактором жизни современного общества, проблемы взаимодействия с ней и воздействия на нее никоим образом не могут игнорироваться в социально-психологической практике.
Практический социальный психолог, профессионально ориентированный на работу с толпой, во-первых, должен психологически грамотно определять тип толпы, ее направленность, степень активности, потенциальных или уже выдвинутых лидеров, а во-вторых, должен владеть и уметь реализовывать наиболее эффективные технологии конструктивного манипулирования при работе со стихийно складывающимися большими сообществами людей.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
261.38 кб

МОБИЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ РЕЙНГОЛЬД Г. УМНАЯ ТОЛПА: НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕ

Абрамов Роман Николаевич
Рецензия на книгу: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.
Читать PDF
574.40 кб

Толпа как специфический конфликтогенный фактор финансово-банковской сферы

Силласте Галина Георгиевна
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития толпы как социальнопсихологического феномена и объекта социологического исследования.
Читать PDF
349.97 кб

Человек, толпа и масса в общественном мнении

Левада Юрий
Russian society and the Russian citizen are with difficulty adjusting themselves to the phenomena of mass influence that are similar to western "market-advertising" or "policyadvertising" patterns.
Читать PDF
270.47 кб

Атрибутивные признаки целевой аудитории (публика, толпа, массы) в маркетинге культуры

Алмакучуков Кенешбек Мукашевич, Мусатов Борис Владимирович
Проблематика экономического функционирования культуры занимает одно из центральных мест в теории и методологии маркетинга культуры.
Читать PDF
981.08 кб

. 95. 03. 030. Тард г. Публика и толпа. С. -П. 1899. Фрагменты

Читать PDF
967.13 кб

Это умное «социальное животное» – толпа

Пятилетова Людмила Владимировна
ХХ век по праву считается «веком толп» (С. Московичи). Изучению феномена толпы посвящена целая серия исследований, в которых толпа (масса) в целом представлена как нуждающееся в укрощении «социальное животное».
Читать PDF
109.92 кб

«Толпа» и «Массы»: трансформация буржуазного общества в XX веке

Глинский Андрей Владимирович
Данная статья посвящена проблеме трансформации феномена «толпы» в «массу» и анализирует это явление в свете новой формы правления прошлого века тоталитаризма.
Читать PDF
70.28 кб

Толпа как инструмент охлократических устремлений

Вельмакин Михаил Вадимович
В статье рассматривается толпа как инструмент охлократических устремлений, инструмент политической борьбы и общественных преобразований. Автор анализирует данный феномен, основываясь на теориях Г.

Похожие термины:

  • Толпа агрессивная

    разновидность толпы действующей; эмоциональной доминантой являются ярость, злоба, стремление к разрушению.
  • Толпа действующая

    толпа, выражающая то или иное эмоциональное состояние энергичными действиями.
  • Толпа экспрессивная

    толпа, ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д.
  • Толпа экстатическая

    экстремальная форма толпы экспрессивной.
  • Толпа конвенциональная

    скопление людей в определенном месте и в определенное время по поводу заранее объявленного события.
  • Толпа окказиональная

    относительно случайное скопление людей по поводу неожиданного происшествия. Доминирующей эмоцией служит любопытство.
  • Толпа паническая

    разновидность толпы действующей, в которой эмоциональной доминантой становится ужас, состояние паники.
  • Толпа повстанческая

    разновидность толпы действующей, которая по ряду эмоциональных и поведенческих признаков сходна с толпой агрессивной, но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Т.п. спос
  • Толпа стяжательная

    разновидность толпы действующей; эмоциональная доминанта – жадность, стремление обладать некоторой предметной ценностью или информацией, по поводу чего возникает неорганизованный конфликт.