СТРАСТЬ
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
С. к анекдотам (от нем. Witzelsucht). Склонность к рассказыванию двусмысленных и «нецензурных» анекдотов, глуповатым шуткам и пуэрильному поведению. Наблюдается при поражении лобных долей мозга. Ср. Мория,
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение - например, в случае паранойяльного развития личности (-> фанатизм).
Страсть может приниматься, санкционироваться личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.
Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Единство нравственного, разумного начала и страсти иногда выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).
И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)
Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).
С. выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель. Она не всегда приятна для человека, может осуждаться им, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о состоянии риска или болезненном состоянии, при которых есть одно доминирующее желание, а сознание сосредоточено на одном объекте (см. Принцип доминанты). В христианской традиции С. — темные силы, влечения чувственной природы, идущие от низших инстинктов и угрожающие духовному миру личности.
«Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная – половая, плотская любовь…» Л. Толстой. Крейцерова соната.
С. /устар./: зазной.
С. /литератур./: amour de tigre; африканская страсть.
«Она была в те дни в каком-то стихе брезгливости, при котором и салонный flirt и amour de tigre были ей равно противны.» Б. Маркевич Бездна.
«Мужья убивают жен только в романах да под тропиками, где кипят африканские страсти, голубчик.» А. Чехов. Драма на охоте.
Страстность – свойство темперамента, заключающееся в проявлении С.
«Но роза – страстности эмблема,
А страстность – детище земли.»
Н. Гумилев. Две розы.
Страстный (-ая; -ое) – свойственный или присущий С.
«Уж я не тот любовник страстный,
Кому дивился прежде свет.»
А. Пушкин. Старик.
2) бурная, неконтролируемая эмоция, связанная с проведением пол. акта. См. также Мания (2).
«Под одним кустом торчали две пары ног, и слышался из-под куста прерывистый, противный визг удовлетворяемой страсти.» Ф. Сологуб. В толпе.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.
Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».
В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».
С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.
Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».
При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.
Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001