Позитивизм
позитивизм
(от лат. positivus – положительный) – философское направление, считающее, что положительное, "позитивное" знание может быть получено только частными науками в результате конкретных иследований, верификации знаний и не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. П. служит методологической основой бихевиоризма и ряда других психологических направлений. П. основан в 3Щ гг. ХIХ в. О.Контом.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Позитивизм
(Positivismus) (от лат. positivus - положительный). Одно из самых распространенных течений в философии, созданное в XIX в. французским философом Огюстом Контом, характеризующееся отказом от опознания сущности предметов и явлений и подчеркивающее необходимость их внешнего описания посредством прямого наблюдения. В области психиатрии позитивизм проявляется в отрицании возможности познания сущности психических заболеваний и необходимостью удовлетвориться наблюдением простых поведенческих реакций.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Позитивизм
франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический" позитивизм (Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан - Франция, Дж.С. Милль, Г. Спенсер - Великобритания, В.В. Лесевич, М.М. Троицкий - Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. XIX в.).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Позитивизм
Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов. Самым характерным примером позитивистского подхода в психологии является бихевиоризм — изучение наблюдаемого поведения. Один из вариантов позитивизма, логический позитивизм, низводит все методы познания, которые нельзя подтвердить строго научными средствами, в разряд бессмысленных эмоций и верований. Так, с точки зрения логического позитивизма теория психоанализа будет неприемлемой, так как ее нельзя подтвердить с помощью наблюдений.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ПОЗИТИВИЗМ
Философская точка зрения, обычно цитируемая как сформулированная Огюстом Коатом, хотя на него явно оказал влияние, Фрэнсис Бэкон и британский эмпиризм. Позитивный аспект здесь используется как то что дано, что принято, что обнаружено. Конт выступал против попыток метафизики и теологии ставить вопросы о первопричинах и/или конечном исходе - то есть он утверждал, что не возможно выйти за пределы объективного мира, доступного наблюдению. Следовательно, для позитивистов все знание содержится в рамках науки, и считается, что можно найти ответы только на те вопросы, для решения которых можно применить научный метод. Это общее направление проявляется в ряде вариантов, включая операционализм. В психологии позитивистский подход наиболее тесно связан с бихевиоризмом, с его фокусом на объективном наблюдении как основе формулирования законов. Позитивизм – очень практичное направление, и часто он удостаивается похвал за здравомыслие. Интересно, что его иногда отстаивают на прагматических основаниях даже те, кто не убежден, что все проблемы знания могут быть в конечном счете сведены к научным терминам, свободным от влияния метафизики, ментализма и/или теологии. Однако он не поддерживается очень многими современными учеными на том основании, что в нем слишком много резких ограничений того, что вполне может быть включено в научную программу.
ПОЗИТИВИЗМ
направление в философии познания, в котором утверждается и доказывается, что единственным источником подлинных или истинных (позитивных) знаний могут быть только науки, изучающие ту или иную область действительности, например, естественные науки-математика, физика, химия и др., но не философия. Сама философия, согласно П., не может считаться настоящей наукой или самостоятельной научной дисциплиной, способной давать истинное знание об обсуждаемых в ней вещах, так как философия пользуется знаниями, добытыми представителями других наук. П. как философско-гносеологическая доктрина был сформулирован Огюстом Контом, Френсисом Беконом и другими английскими эмпириками. Изначально он означал лишь принятие (признание) истинным того, что дано человеку в его ощущениях и непосредственно воспринимается с помощью органов чувств, в противоположность поиску первоисточников или первопричин воспринимаемого (существующего), характерному для метафизики и теологии. Позднее позитивное мышление стали связывать со всеми естественными науками, противопоставляя принятые в них способы доказательства истины способам, характерным для гуманитарных и общественных, т. е. не экспериментальных наук. Для тех, кто до сих пор придерживается позитивного мышления, все достоверные знания могут быть получены только с помощью естественно-научных методов. В психологии позитивисткая философия в целом не привилась, но время от времени находила себе приверженцев и проявилась, например, в классическом или ортодоксальном бихевиоризме. См. бихевиоризм, операционализм, теология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Позитивизм
positivism) П. - это строгая форма эмпиризма, придающая особое значение философии науки. Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, "научной" стадии развития человечества предшествовали "теологическая" и "метафизическая" стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития яв-ся то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, осн. задача науки - описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из к-рого м. б. извлечены мат. законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать к-рые невозможно. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки. В психологии П. оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. Для позитивиста понятие "разум" - ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение. См. также Бихевиоризм, Эмпиризм, Операционализм, Философия науки Т. Лихи
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Позитивизм
лат. positivus – положительный) – 1. философская точка зрения, согласно которой не следует выходить за пределы того, что доступно объективному наблюдению и того, что может быть изучено научными методами, свободными от метафизики, ментализма и/или теологии; 2.. в психологии - термин имеет негативные коннотации, так как он наиболее тесно связан с бихевиоризмом. Согласно принципам последнего, любая гипотеза или утверждение, если они не могут быть проверены эмпирически, особенно в эксперименте, лишены серьезного научного значения; 3. что касается психопатологии, то здесь следование принципам позитивизма чревато, среди прочего, игнорированием результатов клинико-психопатологического изучения наиболее сложных психических расстройств и функционально наиболее значимых инстанций личности, в частности, сознания, самоосознавания, бессознательного, интегративных нарушений – эти темы у бихевиористически ориентированных исследователей особнно детально обсуждать не принято, литературы на эти темы явно недостаточно и, повидимому, ее становится все меньше. Ныне, если занять твердую методологическую позицию естественных, «объективных» наук, то следует признать, что до сих пор не разработано ни одного научного метода исследования, способного неопровержимо доказать сам факт наличия у человека психики, эмоций или бессознательных побуждений, несмотря на то, что для большинства людей такие явления кажутся очевидными, основанными на личном опыте и опыте множества их поколений. Между тем совершенно ясно, что надо прежде обладать сознанием, чтобы затем с такой убежденностью отвергать факт его существования. Существо проблемы на самом деле состоит не в том, есть или нет такие факты, это, в зависимости от исходной позиции, можно признавать или отрицать, а в том, что современная наука, действительно, не располагает эффективными методами исследования, адекватными той степени сложности, какая свойственна природе человека, его сущности, устройству и функционированию его внутреннего мира, то есть того, что называют сознанием, психикой, которые, наряду материей, относятся некоторыми философами к основанию, фундаментальному началу мира. Это, следовательно, должны быть методы, по меньшей мере сопоставимые по вкладываемому интеллектуальному потенциалу в созданные сообществом гениальных физиков новейшие ускорители элементарных частиц в поисках гипотетической праматерии. Тот методологический инструментарий, каковым располагают современная психология и психопатология, и это очевидно, не идет ни в какое сравнение с такими мегапроектами физиков и даже не является их жалким прототипом. Разрешающая способность используемых в настоящее время методов изучения проявлений психического столь ничтожна, что применение к их результатам принципов позитивизма означало бы сведение научного мышления по отношению к человеку на уровень наглядно-действенного мышления младенца или шимпанзе.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012